«Не терять чувство реальности» На что готовы россияне ради веры

23 фото

Каждый год на Крещение, 19 января, интернет наполняется снимками купающихся в прорубях людей. Между тем это далеко не единственная православная традиция, связанная с серьезным физическим испытанием.

Так, уже многие столетия жители Вятки и ее окрестностей участвуют в ежегодном Великорецком крестном ходе, посвященном чудесному явлению иконы святого Николая в 1383 году. Верующие с иконами и молитвами в самом начале лета за шесть дней проходят 160 километров через леса, поля и разлившиеся ручьи, ночуя под открытым небом.

Известный фотограф и документалист Алексей Мякишев наблюдает за этим духовным супермарафоном уже десятки лет. Он решил поделиться своими работами и впечатлениями с читателями «Ленты.ру».

«Я участвую в этом крестном ходе с 1993 года. За два десятка лет он очень изменился. Сперва шли только бабушки

Паломники идут по лесной дороге. Монастырское — Горохово, 2008 год

Фото: Алексей Мякишев

«Я участвую в этом крестном ходе с 1993 года. За два десятка лет он очень изменился. Сперва шли только бабушки "белые платочки", колоритные старички и несколько священников», — вспоминает Алексей Мякишев.

Тогда почти все участники, по его словам, шли ради высокой цели покаяния, очищения, укрепления молитвы. Мякишев попал туда как фотокор кировской газеты.

Алексей познакомился с Георгием Колосовым на одном из крестных ходов в начале 90-х. Георгий участвовал больше как паломник, чем фотограф.

От Колосова Мякишев многое узнал о духовной жизни и о фотографии. Когда крестный ход стал событием многолюдным и модным, Георгий участвовать в нем перестал, чтобы не жалеть об ушедшей из него душевности.

Паломник и фотограф Георгий Колосов во время привала. Загарье — Монастырское, 2009 год

Фото: Алексей Мякишев

Алексей познакомился с Георгием Колосовым на одном из крестных ходов в начале 90-х. Георгий участвовал больше как паломник, чем фотограф.

От Колосова Мякишев многое узнал о духовной жизни и о фотографии. Когда крестный ход стал событием многолюдным и модным, Георгий участвовать в нем перестал, чтобы не жалеть об ушедшей из него душевности.

Маршрут крестного хода проходит через села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны и Филейское. Для местных жителей это главное событие в году. Нормальных дорог тут нет, и пробраться порой можно лишь пешком. 

В каждом из населенных пунктов путники проводят молебны, в некоторых утренние и вечерние службы.

Крестный ход обходит водную преграду. Бобино — Загарье, 2003 год

Фото: Алексей Мякишев

Маршрут крестного хода проходит через села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны и Филейское. Для местных жителей это главное событие в году. Нормальных дорог тут нет, и пробраться порой можно лишь пешком.

В каждом из населенных пунктов путники проводят молебны, в некоторых утренние и вечерние службы.

Некоторые снимки Мякишева напоминают знаменитые картины, но автор подчеркивает, что всегда абстрагируется от предыдущего опыта и старается сфокусироваться на ощущениях и эмоциях от настоящего момента.

«Мне важно найти и держать баланс между художественностью и документальностью. Тогда возникают такие вибрации, которые позволяют увидеть что-то вневременное и не терять чувство реальности», — рассказывает Алексей.

Молодые паломники спят во время привала. Мурыгино — Вятка, 2012 год

Фото: Алексей Мякишев

Некоторые снимки Мякишева напоминают знаменитые картины, но автор подчеркивает, что всегда абстрагируется от предыдущего опыта и старается сфокусироваться на ощущениях и эмоциях от настоящего момента.

«Мне важно найти и держать баланс между художественностью и документальностью. Тогда возникают такие вибрации, которые позволяют увидеть что-то вневременное и не терять чувство реальности», — рассказывает Алексей.

«Именно через участие в крестном ходу и общение с Георгием Колосовым я сам стал верующим, принял там же крещение, — вспоминает Мякишев. — Потом крестил и своего сына на одном из последующих ходов. Колосов стал его крестным отцом».

Паломники купаются в реке Великой. Великорецкое, 2014 год

Фото: Алексей Мякишев

«Именно через участие в крестном ходу и общение с Георгием Колосовым я сам стал верующим, принял там же крещение, — вспоминает Мякишев. — Потом крестил и своего сына на одном из последующих ходов. Колосов стал его крестным отцом».

О снимках Мякишева порой говорят, что они пронзают времена и эпохи. Некоторые из этих изображений вполне могли быть сделаны не в конце, а в начале XX и даже в XIX веке.

Попавшие в объектив люди тоже выглядят гостями из прошлого, несмотря на то, что многие из них вернулись к традиционной деревенской и религиозной жизни совсем
недавно.

Паломники отдыхают в поле после тяжелого перехода. Горохово — Великорецкое, 1996 год

Фото: Алексей Мякишев

О снимках Мякишева порой говорят, что они пронзают времена и эпохи. Некоторые из этих изображений вполне могли быть сделаны не в конце, а в начале XX и даже в XIX веке.

Попавшие в объектив люди тоже выглядят гостями из прошлого, несмотря на то, что многие из них вернулись к традиционной деревенской и религиозной жизни совсем недавно.

Пеший маршрут Великорецкого крестного хода не менялся с его утверждения в 1778 году. До этого жители Вятки (в ту пору города Хлынова) отправлялись к месту обретения чудотворной иконы Николая по воде, так как двигаться через лес было небезопасно. Местность была населена враждебными языческими племенами. 

По преданию, именно из-за желания уберечь Великорецкий образ был перенесен в город из места своего явления.

Паломники идут сквозь лес. Бобино — Загарье, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Пеший маршрут Великорецкого крестного хода не менялся с его утверждения в 1778 году. До этого жители Вятки (в ту пору города Хлынова) отправлялись к месту обретения чудотворной иконы Николая по воде, так как двигаться через лес было небезопасно. Местность была населена враждебными языческими племенами.

По преданию, именно из-за желания уберечь Великорецкий образ был перенесен в город из места своего явления.

В начале 2000-х крестный ход резко помолодел. Уже не осталось в живых или в добром здравии тех старушек, что хранили еще дореволюционные традиции, связанные с подобными мероприятиями.

«Сейчас уже целыми воскресными школами идут. Приезжают со всей России», — говорит автор. И это тоже важно запечатлеть. Аккуратно, без постановок, чтобы не разрушить той среды, которая формируется и меняется сама по себе.

Мальчик с иконой. Загарье — Монастырское, 2000 год

Фото: Алексей Мякишев

В начале 2000-х крестный ход резко помолодел. Уже не осталось в живых или в добром здравии тех старушек, что хранили еще дореволюционные традиции, связанные с подобными мероприятиями.

«Сейчас уже целыми воскресными школами идут. Приезжают со всей России», — говорит автор. И это тоже важно запечатлеть. Аккуратно, без постановок, чтобы не разрушить той среды, которая формируется и меняется сама по себе.

Великорецкий крестный ход проводится в честь чудесного обретения одноименной иконы Николая Чудотворца. Вот что говорится об этом событии в предании:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ Святителя Николая, свет же скрылся».

Первым чудом от иконы стало исцеление другого местного крестьянина, который не мог ходить.

Паломники рядом с местом обретения иконы Святителя Николая на берегу реки. Великорецкое, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Великорецкий крестный ход проводится в честь чудесного обретения одноименной иконы Николая Чудотворца. Вот что говорится об этом событии в предании:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ Святителя Николая, свет же скрылся».

Первым чудом от иконы стало исцеление другого местного крестьянина, который не мог ходить.

Фотосъемка крестного хода порой приводила к конфликтным ситуациям. 

«Как-то верующие увидели фотографа, который снимал, как они купаются в купели, и пожаловались батюшке. И был потом запрет снимать в этом конкретном месте. Да и до сих пор в Горохово не благословляется ни видео-, ни фотосъемка», — рассказывает Алексей.

«У меня маленькая

Паломники рядом с местом обретения иконы Святителя Николая на берегу реки. Великорецкое, 2001 год

Фото: Алексей Мякишев

Фотосъемка крестного хода порой приводила к конфликтным ситуациям.

«Как-то верующие увидели фотографа, который снимал, как они купаются в купели, и пожаловались батюшке. И был потом запрет снимать в этом конкретном месте. Да и до сих пор в Горохово не благословляется ни видео-, ни фотосъемка», — рассказывает Алексей.

«У меня маленькая "лейка" и стиль съемки такой, что не раздражает других», — говорит фотограф.

Фотограф уловил тонкую грань сочетания христианства и язычества в народном сознании. Этот снимок похож на иллюстрацию к сказке. Бабушки действуют ловко и энергично, совершая непонятный для окружающих ритуал. Корни деревьев, как узловатые лапы неведомого зверя, лесные ноги, на которые водрузили избушку Бабы-яги.

Чего ищут эти женщины? Может быть надеются, что утерянный церковью в 30-х годах прошлого века чудотворный образ вновь объявится там, где его увидели впервые?

Старушки пролезают через корни дерева рядом с местом обретения иконы Николая Чудотворца. Великорецкое, 1997 год

Фото: Алексей Мякишев

Фотограф уловил тонкую грань сочетания христианства и язычества в народном сознании. Этот снимок похож на иллюстрацию к сказке. Бабушки действуют ловко и энергично, совершая непонятный для окружающих ритуал. Корни деревьев, как узловатые лапы неведомого зверя, лесные ноги, на которые водрузили избушку Бабы-яги.

Чего ищут эти женщины? Может быть надеются, что утерянный церковью в 30-х годах прошлого века чудотворный образ вновь объявится там, где его увидели впервые?

Для Алексея, как и для миллионов россиян, Николай — самый почитаемый святой. Как человек, ставший епископом находящегося ныне в Турции города Миры Ликийские, заслужил такую славу в далекой северной стране, в которой он никогда не был, — загадка.

Паломники идут в путь после литургии, которая проходила в восстановленном храме заброшенного села Горохово. Горохово, 2017 год

Фото: Алексей Мякишев

Для Алексея, как и для миллионов россиян, Николай — самый почитаемый святой. Как человек, ставший епископом находящегося ныне в Турции города Миры Ликийские, заслужил такую славу в далекой северной стране, в которой он никогда не был, — загадка.

Вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на борьбу с религией, ход собирал до 20 тысяч паломников. А вот в хрущевские и брежневские времена людям проходилось уже пробираться через леса украдкой. Но не везде это было возможно.

«Есть такое место, после того, как выходишь из Вятки. Там большой мост через реку, — объясняет фотограф. — Мимо него пройти невозможно, и верующие притворялись обычными селянами, спешащими по своим делам, чтобы их не остановили дружинники. И шли дальше».

Мальчик кормит голубей и провожает паломников, которые идут по мосту через реку Вятка. Вятка, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Вплоть до Великой Отечественной войны, несмотря на борьбу с религией, ход собирал до 20 тысяч паломников. А вот в хрущевские и брежневские времена людям проходилось уже пробираться через леса украдкой. Но не везде это было возможно.

«Есть такое место, после того, как выходишь из Вятки. Там большой мост через реку, — объясняет фотограф. — Мимо него пройти невозможно, и верующие притворялись обычными селянами, спешащими по своим делам, чтобы их не остановили дружинники. И шли дальше».

Образ покинутой и запустелой русской деревни за четверть века стал классическим и уже не полностью соответствует действительности. 

«В глубинку стали переезжать богатые, состоявшиеся горожане, и типичный портрет крестьянина постепенно размывается. Однако далеко не везде, и мне как фотографу важно привлекать внимание общества, человека к тому, что укрывшимся в мегаполисах незаметно», — заключает автор.

Паломники во время отдыха. Макарье, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Образ покинутой и запустелой русской деревни за четверть века стал классическим и уже не полностью соответствует действительности.

«В глубинку стали переезжать богатые, состоявшиеся горожане, и типичный портрет крестьянина постепенно размывается. Однако далеко не везде, и мне как фотографу важно привлекать внимание общества, человека к тому, что укрывшимся в мегаполисах незаметно», — заключает автор.

Мякишев ортодоксален не только в религиозном, но и в техническом плане. Он принципиально снимает только на черно-белую пленку, используя (почти всегда) объектив 35 миллиметров, то есть не приближая и не отдаляя объекты.

Кроме того, Алексей сам проявляет пленки в темной комнате и печатает фотографии. Еще с 80-х годов.

Служба в храме Горохово, 1999 год

Фото: Алексей Мякишев

Мякишев ортодоксален не только в религиозном, но и в техническом плане. Он принципиально снимает только на черно-белую пленку, используя (почти всегда) объектив 35 миллиметров, то есть не приближая и не отдаляя объекты.

Кроме того, Алексей сам проявляет пленки в темной комнате и печатает фотографии. Еще с 80-х годов.

«Пленка сохраняет некую мистическую составляющую, проявляющуюся на снимке. Иногда ты видишь изображение, которое будто бы снял не ты. По крайней мере, ты не помнишь этого конкретного снимка», — объясняет Мякишев.

В иконописи фотограф также больше ценит византийский стиль, работы Андрея Рублева с их обратной перспективой. 

«Настолько лаконичные простые формы, что они проникают в
тебя целиком. Это божественное искусство, в котором художник выступил посредником между Всевышним и изображением», — говорит Мякишев.

Священник на привале. Вятка — Бобино, 1997 год

Фото: Алексей Мякишев

«Пленка сохраняет некую мистическую составляющую, проявляющуюся на снимке. Иногда ты видишь изображение, которое будто бы снял не ты. По крайней мере, ты не помнишь этого конкретного снимка», — объясняет Мякишев.

В иконописи фотограф также больше ценит византийский стиль, работы Андрея Рублева с их обратной перспективой.

«Настолько лаконичные простые формы, что они проникают в тебя целиком. Это божественное искусство, в котором художник выступил посредником между Всевышним и изображением», — говорит Мякишев.

Каждый год крестный ход складывается по-разному. Меняется состав участников и погода, от которой здесь зависит многое, так как большая часть маршрута пролегает по пересеченной местности: через поля и леса. Гостиниц для ночлега по пути нет.

«Вятка в плане погоды бывает весьма негостеприимной. В начале июня здесь и жара может быть и чуть ли не снег выпасть», — отмечает Мякишев.

Люди сушат одежду рядом с армейскими палатками, которые специально устанавливают для паломников. Великорецкое, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Каждый год крестный ход складывается по-разному. Меняется состав участников и погода, от которой здесь зависит многое, так как большая часть маршрута пролегает по пересеченной местности: через поля и леса. Гостиниц для ночлега по пути нет.

«Вятка в плане погоды бывает весьма негостеприимной. В начале июня здесь и жара может быть и чуть ли не снег выпасть», — отмечает Мякишев.

Многое об участнике похода к Великорецкому можно сказать по тому, как он ведет себя на привале. 

«Кто-то сразу же ложится на землю и достает еду, другие, хоть и уставшие, но стоят на молитве, третьи начинают помогать тем, кому сложнее всего, что-то собирать, обустраивать для всех», — вспоминает Мякишев.

Для паломников организуют горячую кашу и чай. Девочка помогает взрослым. Горохово, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Многое об участнике похода к Великорецкому можно сказать по тому, как он ведет себя на привале.

«Кто-то сразу же ложится на землю и достает еду, другие, хоть и уставшие, но стоят на молитве, третьи начинают помогать тем, кому сложнее всего, что-то собирать, обустраивать для всех», — вспоминает Мякишев.

Крестный поход подразумевает преодоление трудностей, поэтому чем его условия сложнее, тем людям искренним и лучше.

«В прошлом году было очень тяжело. На следующий день, как крестный ход вышел, начались дожди, и они не прекращались. Грунтовые дороги размыло, пересекавшие путь ручьи превратились в полноводные реки», — рассказывает фотограф.

На одном из снимков видно такую реку, образовавшуюся из ручья. Переходом через нее до дождей служили бревна, но затем их затопило, и один из паломников нырнул в холодный поток, чтобы сделать переправу для остальных. В итоге использовали молодые поваленные деревья.

Верующие переправляются через ручей, который размыло обильными дождями. Самодельное сооружение служила единственной переправой для паломников. Монастырское — Горохово, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Крестный поход подразумевает преодоление трудностей, поэтому чем его условия сложнее, тем людям искренним и лучше.

«В прошлом году было очень тяжело. На следующий день, как крестный ход вышел, начались дожди, и они не прекращались. Грунтовые дороги размыло, пересекавшие путь ручьи превратились в полноводные реки», — рассказывает фотограф.

На одном из снимков видно такую реку, образовавшуюся из ручья. Переходом через нее до дождей служили бревна, но затем их затопило, и один из паломников нырнул в холодный поток, чтобы сделать переправу для остальных. В итоге использовали молодые поваленные деревья.

Прямого и однозначного ответа на вопрос, в чем суть многодневного крестного хода, нет. Вернее, для каждого он свой. Те, кто участвует в этом мероприятии с начала 90-х, уже успели прожить целую жизнь: влюблялись, рожали детей, теряли близких, болели. Все это отражалось на том, с какими чувствами человек отправляется в путь и возносит молитвы к Богу и святому Николаю.  

Объединяет путников вера в чудо, ради которого нужно потрудиться: постом, молитвой и трудом не ради приобретения очередных материальных благ, а ради Бога.

На привале Горохово — Великорецкое, 2018 год

Фото: Алексей Мякишев

Прямого и однозначного ответа на вопрос, в чем суть многодневного крестного хода, нет. Вернее, для каждого он свой. Те, кто участвует в этом мероприятии с начала 90-х, уже успели прожить целую жизнь: влюблялись, рожали детей, теряли близких, болели. Все это отражалось на том, с какими чувствами человек отправляется в путь и возносит молитвы к Богу и святому Николаю.

Объединяет путников вера в чудо, ради которого нужно потрудиться: постом, молитвой и трудом не ради приобретения очередных материальных благ, а ради Бога.

Заброшенные храмы в деревнях похожи на мертвые деревья в лесу. У одних они вызывают жалость об ушедшей жизни, у других — желание их вырубить или снести. Но церкви отличает надежда на воскресение из мертвых и обретения былой славы. Лишь бы фундамент и несущие стены сохранились.

Еще не восстановленный храм Горохово, 1994 год

Фото: Алексей Мякишев

Заброшенные храмы в деревнях похожи на мертвые деревья в лесу. У одних они вызывают жалость об ушедшей жизни, у других — желание их вырубить или снести. Но церкви отличает надежда на воскресение из мертвых и обретения былой славы. Лишь бы фундамент и несущие стены сохранились.

Когда храмы стояли разрушенными, вера людей, как отмечает Мякишев, проявлялась сильнее. Сейчас больше внимания к внешним атрибутам. Теперь церкви полностью восстановлены, купола украшены позолотой. Вокруг появились хозяйственные постройки. Все это огорожено красивыми железными заборами. 

«Все блестит и сверкает, но ощущение уже не то», — сетует Алексей.

Священники заходят в храм, который впоследствии был восстановлен. Горохово, 1996 год

Фото: Алексей Мякишев

Когда храмы стояли разрушенными, вера людей, как отмечает Мякишев, проявлялась сильнее. Сейчас больше внимания к внешним атрибутам. Теперь церкви полностью восстановлены, купола украшены позолотой. Вокруг появились хозяйственные постройки. Все это огорожено красивыми железными заборами.

«Все блестит и сверкает, но ощущение уже не то», — сетует Алексей.

В начале 90-х трудно было предположить, что руины превратятся в дворцы, но интуиция фотокорреспондента подсказала Алексею, что перемены обязательно будут, и тем важнее запечатлеть, что было в начале и каким путем все эти годы идет страна.

Накопленных впечатлений у автора хватило на целую книгу, с которой можно познакомиться здесь.

Закат во время пути. Загарье — Монастырское, 2015 год

Фото: Алексей Мякишев

В начале 90-х трудно было предположить, что руины превратятся в дворцы, но интуиция фотокорреспондента подсказала Алексею, что перемены обязательно будут, и тем важнее запечатлеть, что было в начале и каким путем все эти годы идет страна.

Накопленных впечатлений у автора хватило на целую книгу, с которой можно познакомиться здесь.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше