Ежегодно фотографы всего мира с придыханием ждут результатов премии World Press Photo. WPP — конкурс, который задает тренды, своеобразный барометр для коллег-фотожурналистов. В этом году среди финалистов конкурса небывалое количество женщин — 32 процента, тогда как в 2018 году их было только 12 процентов. В числе номинантов на премию в этом году сразу две россиянки. «Лента.ру» публикует работы финалистов главной премии года и рассказывает, чем они ценны.
Фото: Brent Stirton / World Press Photo 2019
Номинант на звание «Фотография года». Петронелла Чигумбура, женщина из «Акашинга» («Храбрецы») — боевого отряда, защищающего Зимбабве от браконьеров, истребляющих слонов и носорогов. Отряд сформирован из женщин, по разным причинам отвергнутых зимбабвийским обществом. В батальоне состоят девушки, подвергшиеся сексуальному насилию, брошенные мужем или лишенные родительских прав. Теперь они занимаются защитой природы с автоматом в руках.
Фото: Chris McGrath / World Press Photo 2019
Еще одна фотография, претендующая стать снимком года по версии жюри World Press Photo. Крис МакГрат из Getty Images запечатлел столпотворение журналистов у стен генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. В начале октября 2018 года там погиб колумнист Washington Post Джамаль Хашкуджи. Его подвергли пыткам и убили связанные с властями Саудовской Аравии силовики, прибывшие в Стамбул отдельным лайнером. Тело журналиста не найдено до сих пор. По одной из версий, его растворили в кислоте, по другой — расчленили и вывезли за пределы города.
Фото: Алена Кочеткова / World Press Photo 2019
Россиянке Алене Кочетковой может достаться победа в номинации «Портрет». «Когда я была больна» — автопортрет Кочетковой, который она сделала после операции и курса химиотерапии. У девушки диагностировали рак. Несмотря на то что это слово у всех на слуху, мало кто представляет, что переживают больные раком. Кочеткова показала свой путь от страха и отчаяния до надежды на выздоровление.
Фото: Sarah Blesener / World Press Photo 2019
В номинации «Долгосрочные проекты» на победу рассчитывает американский фотограф Сара Блеснер. Она продемонстрировала, как в России и в США детей учат любить родину. Блеснер побывала в военно-патриотических лагерях обеих стран и показала их изнутри.
Подобные клубы распространены по всей Америке. В России их поддерживает государство. Программа «Патриотическое воспитание граждан России в 2016-2020 годах» предусматривает рост патриотизма среди молодежи на восемь процентов, а также повышение числа призывников в вооруженные силы на десять процентов, отмечает автор проекта.
Фото: Mohammed Badra / World Press Photo 2019
Жертвы предполагаемой газовой атаки в Восточной Гуте получают медицинскую помощь. Врачи помогают мужчине и ребенку после предполагаемой атаки 25 февраля 2018 года в городе Аль-Шифуние. Снимок также претендует на статус «Фото года».
Фото: Marco Gualazzini / Contrasto / World Press Photo 2019
Мальчик-сирота у стены, на которой изображена атака противотанковых гранатометов в городе Бол в Чаде. Номинация «Окружающая среда».
Фото: Diana Markosian / Magnum Photos / World Press Photo 2019
Работа россиянки Дианы Маркосян «Кубанита» номинирована на победу в категории «Проблемы современности». Это не просто снимок, на нем запечатлена целая история. 15-летняя девушка по имени Пура рассекает по одному из районов Гаваны в розовом платье на розовом кабриолете. Жители района готовятся праздновать ее день рождения. Дело в том, что 15 лет в латинской культуре — особый возраст. Он символизирует превращение девочки в женщину и указывает на ее готовность вступить в брак. После ритуала окружающих ждет пышное празднование. Для Пуры этот день особенный еще и потому, что несколько лет назад у нее обнаружили опухоль, заверив, что она не доживет и до 13 лет.
Фото: Nadia Shira Cohen / World Press Photo 2019
Группа пчеловодов ухаживает за ульями в маленьком мексиканском поселке Тинуне. Местные пчеловоды жалуются на фермеров, выращивающих сою на полуострове Юкатан. Агрохимикаты, которые они используют, загрязняют сельскохозяйственные культуры и снижают рыночную стоимость меда, угрожая его органическому происхождению. Номинант в категории «Окружающая среда».
Фото: Luisa Dörr / World Press Photo 2019
Платья участниц фестиваля Фальяс в Валенсии вдохновлены одеждой, которую испанские женщины веками надевали для работы на рисовых полях. Сейчас они представляют собой изысканные творения, а их стоимость может превышать тысячу евро. Номинант в категориях «Портреты».
Фото: Catalina Martin-Chico / Panos / World Press Photo 2019
Йорладис — участница колумбийского повстанческого движения ФАРК. Она беременна в шестой раз. Во время участия в сопротивлении членам ФАРК было запрещено рожать. Лидеры движения считали, что беременность и повстанческая жизнь несовместимы. Девушки были вынуждены прерывать беременность, а тем, кто не хотел избавляться от ребенка, приходилось скрывать свое положение, а после родов отдавать детей родственникам. Йорладис удалось до шестого месяца скрывать от своего командира пять беременностей с помощью свободной одежды. После подписания мирного соглашения между радикалами и правительством Колумбии в 2016 году в рядах бывших активистов ФАРК разразился беби-бум. Снимок номинирован в категории «Фото года» и «Современные проблемы».
Фото: Olivia Harris / World Press Photo 2019
Ирландская активистка Меган Скотт борется за отмену законов против абортов в костюме покровительницы Ирландии — святой Бригитты. Начиная с 1983 года в ирландской конституции был закреплен запрет на аборты. Прерывать беременность не разрешалось, даже если она произошла в результате изнасилования или инцеста. В 2018 году Ирландия подавляющим большинством голосов проголосовала за отмену этого положения конституции. Номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Pieter Ten Hoopen / Agence Vu / Civilian Act / World Press Photo 2019
«Караван мигрантов» — это сообщество беженцев, которые объединяются, чтобы вместе достичь желанного места назначения — Соединенных Штатов Америки. Жители Гондураса, координируясь в соцсетях, двинулись по направлению к США, привлекая по дороге людей из Никарагуа, Сальвадора и Гватемалы. Это граждане, которые на родине столкнулись с политическими репрессиями и насилием, и просто те, кто бежал от суровых экономических условий в надежде на лучшую жизнь. «Караван мигрантов» претендует на победу в номинации «История года».
Фото: Enayat Asadi / World Press Photo 2019
Тему беженцев продолжает иранский фотограф Энайат Асади, который начиная с 2011 года пристально следит за Афганистаном. Внимание фотографа сосредоточено на общественных проблемах, нарушениях прав человека, бедности, несправедливости и социальной дискриминации. В 2017 году начал исследовать тему миграции.
Подавляющее большинство беженцев направляется из Афганистана в Иран, чтобы оттуда проникнуть в Турцию и Грецию. По оценкам, в настоящее время в Иране находятся 1,5 миллиона афганцев без документов. Фотограф отмечает, что несмотря на желание мигрантов обрести благополучие, часть из них попадут в рабство, а некоторые по прибытии в Европу вольются в ряды секс-работников.
На фото один беженец утешает своего измотанного собрата. Номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Lorenzo Tugnoli / Contrasto / The Washington Post / World Press Photo 2019
Фрагмент репортажа фотографа The Washington Post Лоренцо Тугноли из Йемена, «Йеменский кризис». За последний год в стране активизировалась теневая война между местными йеменскими боевиками и «Аль-Каидой», из-за чего страдает мирное население. Номинант в категории «Истории».
Фото: Philip Montgomery / The New Yorker / World Press Photo 2019
По данным Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, в США более 130 человек в день умирают после передозировки опиоидами. Президент Дональд Трамп заявил об опиоидной эпидемии в стране. Своими корнями она уходит в 1990-е годы, когда фармацевтические компании заверили врачей, что опиоидные болеутоляющие средства не вызывают привыкания. Увеличение назначения таких опиоидов, как оксиконтин, подстегнуло наркоманию. Некоторые люди перешли на более дешевый героин, а затем подсели на синтетические опиоиды, которые еще сильнее и чаще приводят к смертельной передозировке. «Лица Эпидемии», номинант в категории «Современные проблемы».
Фото: Alejandro Cegarra / World Press Photo 2019
«Состояние распада» — так фотограф Алехандро Чегарра, документирующий жизнь в Венесуэле, охарактеризовал ее нынешнее положение. При Уго Чавесе страна пережила небывалый экономический подъем в истории. При его преемнике Николасе Мадуро государство находится в небывалом упадке. Гиперинфляция усугубилась санкциями со стороны США. Из-за растущей нехватки продовольствия, лекарств и предметов первой необходимости обострилась политическая напряженность, которая вылилась в уличные протесты. Фотограф наблюдает за тем, как меняется Венесуэла после смерти Чавеса в 2013 году. Его работа номинирована в категории «Долгосрочные проекты».
Фото: Finbarr O’Reilly / World Press Photo 2019
Любопытные жители и уличный торговец наблюдают за тем, как три модели на улице Дакара позируют в нарядах сенегальского дизайнера. Номинация «Одиночные портреты».
Фото: Bence Máté / World Press Photo 2019
Лягушкам отрубили лапки на продажу и выбросили их останки обратно к детенышам, где их выловили. Некоторым лягушкам отрывают лапы, пока они еще живы, и они пытаются выбраться на поверхность. Снимок сделан в Румынии и номинирован в категории «Природа».
Фото: Terrell Groggins / World Press Photo 2019
Олимпийская чемпионка Кларесса Шилдс (справа) встречается с Ханной Габриэльс в боксерском поединке в Масонском храме в Детройте, штат Мичиган. Шилдс пострадала от Габриэльс во втором раунде поединка (первого в ее карьере), но единогласным решением выиграла матч. Она была первой американской женщиной, которая выиграла олимпийскую золотую медаль в боксе, а затем стала первой и на следующей Олимпиаде. Она потерпела лишь одно поражение в карьере: в 2012 году проиграла Саванне Маршал.
Фото: John Wessels / Agence France-Presse / World Press Photo 2019
Медработник ожидает нового пациента в недавно отстроенном центре лечения Эболы в Демократической Республике Конго.
Город Бени на северо-востоке республики на протяжении 25 лет страдает от местных конфликтов. По разным оценкам, в регионе действует более ста вооруженных групп. В 2018 году к бедам Бени прибавилась еще и вспышка Эболы, которую врачи признали второй по величине в мире.
Фото: John Moore / World Press Photo 2019
Американские пограничники обыскивают мать Янелы, вместе с дочкой она прибыла из Гондураса. Янела с матерью стали частью «каравана мигрантов», который пытался пробраться в США по реке Рио-Гранде. Девочке тогда не было и двух лет.
По распоряжению властей нелегальных мигрантов разлучали с детьми. Хоть Янела с матерью не были разлучены, считается, что этот снимок изменил положение вещей. Вскоре после его публикации президент США Дональд Трамп прекратил практику разделения семей.
Фото: Mary Calvert / World Press Photo 2019
Бывший американский морской пехотинец Итан Хэнсон из Миннесоты вспоминает о сексуальной травме, полученной в учебном лагере. Ему и другим новобранцам приказали идти через общий душ, прижимаясь друг к другу. Хэнсон донес об этом инциденте, за что подвергся насилию со стороны его участников. Позже кошмары и приступы паники заставили его уйти в отставку. Недавние данные Министерства обороны указывают на то, что число сексуальных посягательств в армии растет. В большей степени это касается мужчин, чем военнослужащих женщин.
Фото: Heba Khamis / World Press Photo 2019
71-летний Йохен и 21-летний Мохамед (имя изменено) познакомились, когда молодой человек работал проституткой. Йохен влюбился, после чего мужчины начали встречаться.
В Германии проституция легализована. В последние годы ряды секс-работников пополнились мигрантами. Пока беженцы ждут своих документов, им не разрешается работать на законных основаниях или посещать школу. Некоторые подрабатывают проститутками.
Тиргартен, большой парк в центре Берлина, является популярным местом встреч для секс-работников мужского пола с пожилыми клиентами. Работа «Черные Птицы» претендует на победу в категории «Портреты».