Третьяковская галерея открывает самую ожидаемую выставку года — ретроспективу Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), выдающегося живописца, возможно, главного русского художника XIX — начала XX века. По замыслу организаторов эта выставка — попытка поделиться с публикой современным пониманием феномена Репина и обсудить новое научное высказывание со специалистами.
Уникальная по масштабу экспозиция составлена из собраний 21 российского и 7 зарубежных музеев, а также 7 частных коллекций. Это крупнейший по объему подготовительной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала проект.
Экспозиция, расположенная на трех этажах самых крупных выставочных залов Третьяковской̆ галереи, демонстрирует произведения мастера, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов, и охватывает более 50 лет творчества Репина.
Помимо хрестоматийных картин, известных всем с детства по школьным учебникам («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» и других), демонстрируются малоизвестные произведения, которые станут открытием для московской публики. Организаторы показа постарались включить в экспозицию значительный корпус работ позднего периода, созданных после 1903 года, когда Репин обосновался в Пенатах, ставших после 1918-го территорией Финляндии.
Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ, давний друг и партнер Третьяковской галереи.
![Картина демонстрирует высочайший уровень мастерства художника. Точно найденное композиционное решение, виртуозно разработанная колористическая гамма позволили Репину реализовать трудную пластическую задачу — передать живую атмосферу протокольной церемонии и создать коллективный портрет царских сановников, дав каждому точную образную характеристику.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182933284/preview_11e6bffa2b4193594afb05fdf3ff6a25.png)
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения»
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Картина демонстрирует высочайший уровень мастерства художника. Точно найденное композиционное решение, виртуозно разработанная колористическая гамма позволили Репину реализовать трудную пластическую задачу — передать живую атмосферу протокольной церемонии и создать коллективный портрет царских сановников, дав каждому точную образную характеристику.
![К какому сюжету ни обращался бы художник, в центре его внимания всегда был человек. Жанр портрета стал одним из главных в творчестве мастера. Он являлся своего рода лабораторией для наблюдений за человеческими типами и «фундаментом репинского метода изображения всего вообще».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182849514/preview_313576ae546adc51274652a5983b6612.png)
Монтаж экспозиции
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
К какому сюжету ни обращался бы художник, в центре его внимания всегда был человек. Жанр портрета стал одним из главных в творчестве мастера. Он являлся своего рода лабораторией для наблюдений за человеческими типами и «фундаментом репинского метода изображения всего вообще».
![Репин не вписывается в привычные стереотипы художника-передвижника, «Самсоном русской живописи» называл его Владимир Стасов. В современном смысле Репин был по-настоящему актуальным художником: в своих картинах он обращался к самым сложным, острым аспектам действительности, часто интерпретируя их через исторические сюжеты, создавая живописную «энциклопедию русской жизни», — убеждены организаторы.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182825017/preview_24744581a89d3bbc5541aeb4c050e2df.png)
Андрей Голубейко, заведующий отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Репин не вписывается в привычные стереотипы художника-передвижника, «Самсоном русской живописи» называл его Владимир Стасов. В современном смысле Репин был по-настоящему актуальным художником: в своих картинах он обращался к самым сложным, острым аспектам действительности, часто интерпретируя их через исторические сюжеты, создавая живописную «энциклопедию русской жизни», — убеждены организаторы.
![Подготовка к открытию выставки. Одним из главных элементов оформления выставки стал автограф Ильи Репина. Дизайнеры экспозиции: Евгений Асс и Ольга Аистова.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182828164/preview_544a656867827b156b339d920834c833.png)
Автограф художника
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Подготовка к открытию выставки. Одним из главных элементов оформления выставки стал автограф Ильи Репина. Дизайнеры экспозиции: Евгений Асс и Ольга Аистова.
![Картина, изображающая старшую сестру Петра Великого царевну Софью Алексеевну, которая правила Россией в 1682-89 годах, написана в 1879 году. Ее не приняли ни критики, ни друзья. Тогда поддержал живописца только Иван Крамской.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182854119/preview_f6d816d6443c7832e4144c5fac97364f.png)
В центре фотографии — картина «Царевна Софья»
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Картина, изображающая старшую сестру Петра Великого царевну Софью Алексеевну, которая правила Россией в 1682-89 годах, написана в 1879 году. Ее не приняли ни критики, ни друзья. Тогда поддержал живописца только Иван Крамской.
![Организаторы выставки надеются, что она поможет зрителям посмотреть на работы большого русского художника без предубеждения. «Все картины Репина были дерзкими», — убеждены в Государственной Третьяковской галерее.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182843160/preview_cf0d04c527864eb031adb1e2b9f386db.png)
Татьяна Городкова, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Организаторы выставки надеются, что она поможет зрителям посмотреть на работы большого русского художника без предубеждения. «Все картины Репина были дерзкими», — убеждены в Государственной Третьяковской галерее.
![Выставка вызвала огромный интерес у средств массовой информации. Организаторы уверены, что у зрителей экспозиция будет пользоваться небывалым успехом.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182918218/preview_2da84ce9f4c2cdf5a31f575af773d6f0.png)
Пресса перед открытием экспозиции
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Выставка вызвала огромный интерес у средств массовой информации. Организаторы уверены, что у зрителей экспозиция будет пользоваться небывалым успехом.
![По словам организаторов выставки, ее задача не только наиболее полно представить наследие Репина, но и предложить зрителю современную интерпретацию его творчества. Предыдущая крупная выставка мастера прошла в Третьяковской галерее в 1994 году. С тех пор искусствознание существенно ушло вперед, сформировалась иная оптика, другой взгляд на произведения Репина, на разные этапы и направления его деятельности.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182846162/preview_ab1b5188f6021e26ed5305dbec5bcc97.png)
Татьяна Юденкова, куратор выставки, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
По словам организаторов выставки, ее задача не только наиболее полно представить наследие Репина, но и предложить зрителю современную интерпретацию его творчества. Предыдущая крупная выставка мастера прошла в Третьяковской галерее в 1994 году. С тех пор искусствознание существенно ушло вперед, сформировалась иная оптика, другой взгляд на произведения Репина, на разные этапы и направления его деятельности.
![Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/11/18/20190311182954591/preview_b93a5c69ddc79490dd1516bb321e3745.png)
Выставка в Третьякове лишь часть грандиозного проекта
Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.