В начале апреля 1919 года в Веймаре была основана школа Баухаус, на сто лет вперед определившая развитие архитектуры. Собственно, именно такой она и задумывалась — Вальтер Гропиус, один из идеологов и первый директор школы, в «Манифесте Баухауса» говорил, ни больше ни меньше, о создании с помощью синтеза различных видов науки, искусства и технологий «нового здания будущего, где все сольется в едином образе (...) которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».
Основной принцип школы — сотрудничество в работе над зданиями инженеров, технологов, ученых (в том числе — общественников), и людей искусства — архитекторов, скульпторов, живописцев. Красота в понимании Баухауса всегда сопутствует функциональности, выступая ее отражением. Отсюда отсутствие украшательства и акцент на конструктивные решения. Жители типовых блочных микрорайонов, услышав об этом, помянут Баухаус незлым тихим словом — но не стоит с этим спешить: достаточно посмотреть на работы архитекторов школы, и станет понятно, что к унификации и отрицанию эстетической составляющей этот подход не имеет никакого отношения.
Фото: bauhaus-dessau.de
Хотя, разумеется, такой синтетический, «междисциплинарный» подход к придумыванию зданий не мог не идти под руку с идеей типового массового строительства. Начали баухаусовцы с себя — в таких домах жили преподаватели школы после ее переезда из Веймара в Дессау, который случился в 1925-м.
Фото: Novarc Images RM / Hans P. Szyszka / Diomedia
Ресторан, в котором питались баухаусовцы (Корнхаус — от немецкого Kornhaus, зернохранилище) сейчас отреставрирован, взят под охрану ЮНЕСКО и открыт для посетителей.
Фото: E. O. Hoppe / Hulton Archive / Getty Images
А это учебные корпуса, где студенты и жили, и работали. Здание проектировал Гропиус как своего рода «фабрику» новых архитектурных кадров. В составе комплекса школы — не только учебные классы, столовая и общежитие, но и мастерские: ремесленной практике баухаусовцы уделяли много внимания.
Фото: bauhaus-dessau.de
Скажем, детали обстановки, предметы мебели и декора делали и сами учащиеся, и преподаватели — среди которых были Эль Лисицкий, Василий Кандинский, Пауль Клее и другие несомненные звезды.
Фото: bauhaus.de
Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юстус Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольцль, Оскар Шлеммер.
Фото: bauhaus-dessau.de
Как и положено авангардному объединению, Баухаус славился вольными нравами, которые порой шокировали местных обывателей. Что касается собственно образовательного процесса, он тоже был построен, мягко говоря, не по классике — скажем, историю искусства студентам читали в последнюю очередь (зачем творцу копировать — пусть даже признанные шедевры), а львиная доля времени отводилась практике.
Фото: sonneveldhouse.com
Один из признанных шедевров стиля — дом голландского магната Альбертуса Сонневельда. Для своего времени это был невиданно продвинутый проект — с элементами того, что мы сейчас назвали бы «умным домом»: встроенная в мебель аудиосистема, душ с гидромассажем и т.п. Любопытно, что все элементы интерьера, от стульев до светильников, имели свои имена. Ничего не напоминает?
Фото: moma.org
Баухаус славился инновациями в дизайне, которые многие из нас привыкли считать, скорее, своими современниками. Но нет — столь лаконичный и функциональный дизайн родом из 1920-х. На фото одна из работ Марселя Бройера, сначала студента, а затем преподавателя школы.
Фото: moma.org
Еще одна классическая работа Бройера — книжный стеллаж — тоже выглядит моложе своих лет.
Фото: Bauhaus
Это тоже его работа — речь, конечно, о кресле с русским именем Василий (Wassily). В кресле сидит жена Вальтера Гропиуса Ильза. И платье, и маска — работы участников Баухауса.
Фото: sothebys.com
Еще один культовый предмет дизайна, созданный в стенах Баухауса, — чайник работы ювелира Наума Слуцкого.
Фото: moma.org
Одна из немногих женщин-«предметников» Баухауса — Марианна Брандт. Брандт прославилась своей работой с металлом, ее проекты оказались настолько точно соответствующими духу школы, что шли в производство буквально один за другим.
Изображение: thecharnelhouse.org
По своему духу Баухаус глубоко интернационален. И неудивительно, что работы его представителей можно найти по всему миру. В начале 1930-х дело дошло даже до разработки генплана города Биробиджан — правда, он так и не был реализован. Проектом занимался Ханнес Мейер. Параллельно он с другим баухаусовцем, Тибором Вайнером, принял участие в подготовке проекта (на этот раз — реализованного) станции московского метро «Аэропорт».
Фото: Shutterstock
Конечно, с приходом к власти национал-социалистов в Германии у такого авангардного объединения шансов не оставалось. Школу быстро закрыли, преподаватели разъехались, и еще долго их проекты строились по всему миру.
Фото: Shutterstock
Один из самых известных — это «Белый город». В начале 30-х из Германии в Палестину из Дессау переехали Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. По принципам баухаусовцев в Тель-Авиве было построено около трех тысяч зданий.
Фото: Shutterstock
Принципы Баухаус продолжали формировать архитектурный и градостроительный дискурс еще четверть века после закрытия школы, сейчас это несомненная классика. Только в Германии работает несколько музеев, посвященных наследию школы. Самые известные из них — Баухаус-Архив в Берлине, музей в Веймаре, где была основана школа, и музей в Дессау, где она пережила свой расцвет.