Город мертвых Это кладбище привлекает тысячи людей со всего мира. В чем его секрет?

24 фото

Парижское кладбище Пер-Лашез — одно из самых посещаемых в мире: оно ежегодно принимает до двух миллионов туристов. Причиной тому не только любовь гостей Парижа к старине, но и предприимчивость парижан. В Средние века на этой восточной окраине французской столицы основали монастырь, который позже был связан с именем иезуитского священника отца (pere) Франсуа де ла Шеза, духовника Людовика XIV. Священник умер, монастырь снесли, а название местности осталось. В 1804 году участок площадью 17 гектаров на холме, некогда принадлежавший монастырю, продали с аукциона предприимчивым комиссионерам во главе с архитектором Николя Фрошо, который решил превратить холм в центре бедняцкого района Бельвиль в аристократическое кладбище.

Чтобы сделать окраинное кладбище популярным, владельцы участка перенесли на него прах давно умерших знаменитостей: легендарных средневековых любовников Элоизы и Абеляра, баснописца Лафонтена и драматурга Мольера. Дело пошло: за 20 лет количество «обитателей» кладбища, родственники которых выкладывали за захоронение немалые суммы, достигло 33 тысяч, а к настоящему моменту холм Пер-Лашез хранит в себе останки около миллиона человек, не считая праха в колумбарии. Такое большое количество покойников поместилось на кладбище потому, что участки было принято выкупать на семью, строить склеп и по мере ухода из жизни домочадцев хоронить их в одной могиле в несколько ярусов.

На престижном кладбище парижской знати и крупной буржуазии в XIX веке обрели, как принято было говорить, вечный покой знаменитые деятели наполеоновской эпохи: маршалы Даву, Ней и Мюрат (король Неаполитанский), любовница Бонапарта полька пани Валевска и ее внебрачный сын от императора. На Пер-Лашез похоронен еще один знаменитый поляк — Шопен (свое сердце он завещал похоронить в Польше). Там же находится семейный склеп миллионеров Ротшильдов, надгробия целой плеяды французских артистов (например, Сары Бернар и Эдит Пиаф), писателей во главе с Бальзаком и журналистов. Среди последних выделяется особенно популярный у женщин памятник убитому при Наполеоне III журналисту Виктору Нуару: женщины до блеска отполировали ширинку бронзовых брюк распростертой на земле статуи, поскольку, согласно поверью, это приносит счастье в любви.

Надгробие писателя, драматурга и денди Оскара Уайльда со скульптурой ангела-сфинкса в стиле ар-деко долгие годы подвергалось «набегам» фанаток: возникло поверье, по которому для счастья в любви нужно поцеловать памятник, высеченный из 20-тонной каменной глыбы американо-британским скульптором Яковом Эпштейном. Надгробие было постоянно перепачкано губной помадой, поэтому его обнесли прозрачной пластиковой оградой и вывесили предупреждающее объявление. 

Однако самые ярые поклонницы забираются на соседний могильный камень и все же дотягиваются губами до вожделенного надгробия, хотя за вандализм на кладбище полагается штраф в девять тысяч евро. Кстати, Уайльд умер банкротом и первоначально был похоронен на окраинном кладбище для бедняков. Место на буржуазном Пер-Лашез и памятник писателю организовали друзья на пожертвования и средства от посмертной публикации книг.

Фото: Вероника Гудкова

Надгробие писателя, драматурга и денди Оскара Уайльда со скульптурой ангела-сфинкса в стиле ар-деко долгие годы подвергалось «набегам» фанаток: возникло поверье, по которому для счастья в любви нужно поцеловать памятник, высеченный из 20-тонной каменной глыбы американо-британским скульптором Яковом Эпштейном. Надгробие было постоянно перепачкано губной помадой, поэтому его обнесли прозрачной пластиковой оградой и вывесили предупреждающее объявление.

Однако самые ярые поклонницы забираются на соседний могильный камень и все же дотягиваются губами до вожделенного надгробия, хотя за вандализм на кладбище полагается штраф в девять тысяч евро. Кстати, Уайльд умер банкротом и первоначально был похоронен на окраинном кладбище для бедняков. Место на буржуазном Пер-Лашез и памятник писателю организовали друзья на пожертвования и средства от посмертной публикации книг.

На этом слишком сложно задуманном импрессионистском памятнике обнаженная плакальщица в странной позе свешивается с надгробного камня и целует то ли обрушенную колонну, то ли гроб.

Фото: Вероника Гудкова

На этом слишком сложно задуманном импрессионистском памятнике обнаженная плакальщица в странной позе свешивается с надгробного камня и целует то ли обрушенную колонну, то ли гроб.

Пожалуй, самый страшный памятник кладбища установлен в память заключенных нацистского концлагеря Нацвейлер-Штрутгоф, который располагался в Вогезах на границе Франции и Германии. В нем от голода, издевательств и бесчеловечных медицинских опытов погибло около 25 тысяч человек.

Фото: Вероника Гудкова

Пожалуй, самый страшный памятник кладбища установлен в память заключенных нацистского концлагеря Нацвейлер-Штрутгоф, который располагался в Вогезах на границе Франции и Германии. В нем от голода, издевательств и бесчеловечных медицинских опытов погибло около 25 тысяч человек.

Памятник с надписью Au General Antranik со статуей боевого конника с обнаженной саблей возведен над могилой армянского генерал-майора русской армии Андраника Торосовича Озаняна. Озанян участвовал в национально-освободительном движении армян (говорили, что турчанки пугали им непослушных детей), Первой мировой и Гражданской (на стороне белых) войнах.

Андраник Озанян умер в эмиграции в США в 1927 году и был погребен на Пер-Лашез. В 2000 году прах Андраника Озаняна перезахоронили в Армении, а могила в Париже превратилась в кенотаф. Современные почитатели генерала закрепили на памятнике армянский флаг.

Фото: Вероника Гудкова

Памятник с надписью Au General Antranik со статуей боевого конника с обнаженной саблей возведен над могилой армянского генерал-майора русской армии Андраника Торосовича Озаняна. Озанян участвовал в национально-освободительном движении армян (говорили, что турчанки пугали им непослушных детей), Первой мировой и Гражданской (на стороне белых) войнах.

Андраник Озанян умер в эмиграции в США в 1927 году и был погребен на Пер-Лашез. В 2000 году прах Андраника Озаняна перезахоронили в Армении, а могила в Париже превратилась в кенотаф. Современные почитатели генерала закрепили на памятнике армянский флаг.

Еще одно армянское захоронение принадлежит семье нефтепромышленников и финансистов Гукасовых (Гукасянц), эмигрантов из Российской империи и основателей Армянского фонда Гукасянц. Скульптор изобразил на надгробии сцену Пьеты (оплакивания Христа) в стиле ар-деко, принятом в Европе в 1930-е годы.

Фото: Вероника Гудкова

Еще одно армянское захоронение принадлежит семье нефтепромышленников и финансистов Гукасовых (Гукасянц), эмигрантов из Российской империи и основателей Армянского фонда Гукасянц. Скульптор изобразил на надгробии сцену Пьеты (оплакивания Христа) в стиле ар-деко, принятом в Европе в 1930-е годы.

Большую часть склепов на территории Пер-Лашез возвели ко второй половине XIX столетия, когда в моде была неоготика и эклектичная архитектура belle epoque. Склепы напоминают готические соборы в миниатюре. Этот же склеп построен позже в традициях стиля ар-нуво. Фигура, преграждающая вход в склеп, символизирует окончательность ухода из жизни.

Фото: Вероника Гудкова

Большую часть склепов на территории Пер-Лашез возвели ко второй половине XIX столетия, когда в моде была неоготика и эклектичная архитектура belle epoque. Склепы напоминают готические соборы в миниатюре. Этот же склеп построен позже в традициях стиля ар-нуво. Фигура, преграждающая вход в склеп, символизирует окончательность ухода из жизни.

Поэтическое парное надгробие Жоржа Кроче-Спинелли и Теодора Сивеля — смелых воздухоплавателей, погибших от кислородной недостаточности во время попытки установить рекорд высоты подъема на воздушном шаре «Зенит», сконструированном Сивелем (на котором незадолго до гибели они установили рекорд продолжительности полета —  чуть менее суток). Когда закончился балласт, Кроче-Спинелли сам выбросил из гондолы кислородный аспиратор, чтобы позволить шару подняться выше, и тот поднялся на высоту около восьми километров. 

Сопровождавший Кроче и Сивеля в роковом путешествии Гастон Тиссандье чудом выжил. Трогательно держащиеся за руки погибшие выглядят глубокими стариками, виной чему модные в 1870-е бороды: на самом деле обоим аэронавтам было меньше сорока. Создатель памятника — ныне полузабытый, а некогда модный скульптор французской belle epoque Жан-Альфонс Дюмилатр.

Фото: Вероника Гудкова

Поэтическое парное надгробие Жоржа Кроче-Спинелли и Теодора Сивеля — смелых воздухоплавателей, погибших от кислородной недостаточности во время попытки установить рекорд высоты подъема на воздушном шаре «Зенит», сконструированном Сивелем (на котором незадолго до гибели они установили рекорд продолжительности полета — чуть менее суток). Когда закончился балласт, Кроче-Спинелли сам выбросил из гондолы кислородный аспиратор, чтобы позволить шару подняться выше, и тот поднялся на высоту около восьми километров.

Сопровождавший Кроче и Сивеля в роковом путешествии Гастон Тиссандье чудом выжил. Трогательно держащиеся за руки погибшие выглядят глубокими стариками, виной чему модные в 1870-е бороды: на самом деле обоим аэронавтам было меньше сорока. Создатель памятника — ныне полузабытый, а некогда модный скульптор французской belle epoque Жан-Альфонс Дюмилатр.

Еще одно связанное с воздухом надгробие: памятник эльзасцу Жозефу Списсу, конструктору первого во Франции жесткого дирижабля. Он запатентовал свое изобретение в 1873 году, на год раньше немца Фердинанда фон Цеппелина. Однако проект Списса реализовали только в 1913 году, за четыре года до смерти конструктора и за год до Первой мировой войны, на которой дирижабли использовали в боевых действиях.

Фото: Вероника Гудкова

Еще одно связанное с воздухом надгробие: памятник эльзасцу Жозефу Списсу, конструктору первого во Франции жесткого дирижабля. Он запатентовал свое изобретение в 1873 году, на год раньше немца Фердинанда фон Цеппелина. Однако проект Списса реализовали только в 1913 году, за четыре года до смерти конструктора и за год до Первой мировой войны, на которой дирижабли использовали в боевых действиях.

Мемориальный памятник детям и подросткам, погибшим в нацистских концлагерях с 1942 по 1945 год. Так как большинство этих детей были евреями, изображения жертв предельно стилизованы: иудаизм запрещает сколько-нибудь достоверные изображения людей. По той же причине у подножия памятника лежат камни, оставленные посетителями кладбища: возложение камешков вместо цветов предписывается еврейским поминальным обычаем.

Фото: Вероника Гудкова

Мемориальный памятник детям и подросткам, погибшим в нацистских концлагерях с 1942 по 1945 год. Так как большинство этих детей были евреями, изображения жертв предельно стилизованы: иудаизм запрещает сколько-нибудь достоверные изображения людей. По той же причине у подножия памятника лежат камни, оставленные посетителями кладбища: возложение камешков вместо цветов предписывается еврейским поминальным обычаем.

Могила писательницы Гертруды Стайн тоже почти сплошь покрыта памятными камешками. Стайн была еврейкой по национальности, почти всю жизнь прожила в Париже, а известность и популярность получила в США. Она стала помощницей и наставницей молодых американских писателей-экспатов, живших во Франции, в том числе Хэмингуэя и Фицджеральда.

Фото: Вероника Гудкова

Могила писательницы Гертруды Стайн тоже почти сплошь покрыта памятными камешками. Стайн была еврейкой по национальности, почти всю жизнь прожила в Париже, а известность и популярность получила в США. Она стала помощницей и наставницей молодых американских писателей-экспатов, живших во Франции, в том числе Хэмингуэя и Фицджеральда.

Одно из состоятельных семейств заказало для своего памятника реалистичную и трогательную бронзовую фигуру Христа с агнцами, символизирующими души праведников.

Фото: Вероника Гудкова

Одно из состоятельных семейств заказало для своего памятника реалистичную и трогательную бронзовую фигуру Христа с агнцами, символизирующими души праведников.

В искусстве belle epoque, предшественнике импрессионизма, реалистические мотивы переплетались с вычурными рокайльными линиями и деталями. Яркий пример этого стиля — трогательный памятник безвременно умершему мальчику. Статуя изображает его с любимой собакой. Костюм ребенка изображен в малейших деталях, включая пуговки на башмаках.

Фото: Вероника Гудкова

В искусстве belle epoque, предшественнике импрессионизма, реалистические мотивы переплетались с вычурными рокайльными линиями и деталями. Яркий пример этого стиля — трогательный памятник безвременно умершему мальчику. Статуя изображает его с любимой собакой. Костюм ребенка изображен в малейших деталях, включая пуговки на башмаках.

Еще одно надгробие belle epoque, изображающее погребенного под ним человека. Полулежащий, изнуренный болезнью, он до последнего не оставляет своих занятий, очевидно научных (судя по книге в его руках).

Фото: Вероника Гудкова

Еще одно надгробие belle epoque, изображающее погребенного под ним человека. Полулежащий, изнуренный болезнью, он до последнего не оставляет своих занятий, очевидно научных (судя по книге в его руках).

Небольшая аллея, ведущая от крематория к стене некрополя, посвящена памяти солдат и гражданских лиц, сражавшихся на стороне Франции в Первой и Второй мировых войнах. Воин в одежде партизана, с двумя автоматами (своим и трофейным) за плечами и с лицом молодого Бернеса из «Двух бойцов» — памятник советским солдатам, бежавшим из концлагерей и сражавшихся в рядах Сопротивления. Его авторы — скульптор Владимир Суровцев и архитектор Виктор Пасенко. Монумент установили к 60-летию победы во Второй мировой войне.

Фото: Вероника Гудкова

Небольшая аллея, ведущая от крематория к стене некрополя, посвящена памяти солдат и гражданских лиц, сражавшихся на стороне Франции в Первой и Второй мировых войнах. Воин в одежде партизана, с двумя автоматами (своим и трофейным) за плечами и с лицом молодого Бернеса из «Двух бойцов» — памятник советским солдатам, бежавшим из концлагерей и сражавшихся в рядах Сопротивления. Его авторы — скульптор Владимир Суровцев и архитектор Виктор Пасенко. Монумент установили к 60-летию победы во Второй мировой войне.

В знак памяти погибших за Францию армян на той же аллее возвели памятник, напоминающий разом и мавзолей, и купол традиционного армянского храма.

Фото: Вероника Гудкова

В знак памяти погибших за Францию армян на той же аллее возвели памятник, напоминающий разом и мавзолей, и купол традиционного армянского храма.

У наследников танцовщицы Айседоры Дункан не хватило денег на «полноценную» могилу. Прах бывшей жены русского поэта Есенина, нелепо погибшей от удушения собственным шарфом в открытом автомобиле на Лазурном Берегу, захоронен в нише колумбария, недалеко от урны с прахом знаменитого анархиста и бандита времен Гражданской войны Нестора (Батьки) Махно, умершего в Париже от болезни в середине 1930-х годов. У ниши с прахом Айседоры поклонники иногда оставляют балетные пуанты, хотя известно, что она исповедовала «свободный танец» и танцевала босоногой.

Фото: Вероника Гудкова

У наследников танцовщицы Айседоры Дункан не хватило денег на «полноценную» могилу. Прах бывшей жены русского поэта Есенина, нелепо погибшей от удушения собственным шарфом в открытом автомобиле на Лазурном Берегу, захоронен в нише колумбария, недалеко от урны с прахом знаменитого анархиста и бандита времен Гражданской войны Нестора (Батьки) Махно, умершего в Париже от болезни в середине 1930-х годов. У ниши с прахом Айседоры поклонники иногда оставляют балетные пуанты, хотя известно, что она исповедовала «свободный танец» и танцевала босоногой.

Довольно большое здание крематория — памятник архитектуры в стиле ар-нуво, очертанием и деталями (например, крупным куполом и продольными полосами на фасадах) напоминающий византийские и венецианские базилики. В скрипте крематория и в окружающей его галерее-каре в несколько ярусов расположены ниши для урн с прахом. На территории каждую весну высаживают цветы и растут кипарисы, с древних времен символизирующие смерть и память.

Фото: Вероника Гудкова

Довольно большое здание крематория — памятник архитектуры в стиле ар-нуво, очертанием и деталями (например, крупным куполом и продольными полосами на фасадах) напоминающий византийские и венецианские базилики. В скрипте крематория и в окружающей его галерее-каре в несколько ярусов расположены ниши для урн с прахом. На территории каждую весну высаживают цветы и растут кипарисы, с древних времен символизирующие смерть и память.

Одна из немногочисленных «русских» могил на Пер-Лашез — беседка с мраморными статуями внутри, увенчанная православной золотой «луковкой» с крестом и потому напоминающая часовню. Она возвышается над мраморным памятником двум женщинам, матери и дочери: княгине Зинаиде Долгоруковой, в девичестве Шатиловой, и Вере Долгоруковой, в замужестве Лобановой-Ростовской.

Хотя между двумя этими красавицами из высшего петербургского и парижского света при жизни была понятная возрастная разница (более двадцати лет), скульптор приукрасил действительность и изобразил их практически ровесницами, тщательно отделав детали платьев и украшений. Чтобы статуи не повредили ветер, влажность и смог, сейчас беседка забрана стеклом. В другой заметной русской могиле, до сих пор сохраняемой на Пер-Лашез, покоятся мать и сын Демидовы, члены богатейшей семьи уральских промышленников и купцов. После смерти матери сын вознес заказанный отцом памятник на высокий постамент со склепом внутри.

Фото: Вероника Гудкова

Одна из немногочисленных «русских» могил на Пер-Лашез — беседка с мраморными статуями внутри, увенчанная православной золотой «луковкой» с крестом и потому напоминающая часовню. Она возвышается над мраморным памятником двум женщинам, матери и дочери: княгине Зинаиде Долгоруковой, в девичестве Шатиловой, и Вере Долгоруковой, в замужестве Лобановой-Ростовской.

Хотя между двумя этими красавицами из высшего петербургского и парижского света при жизни была понятная возрастная разница (более двадцати лет), скульптор приукрасил действительность и изобразил их практически ровесницами, тщательно отделав детали платьев и украшений. Чтобы статуи не повредили ветер, влажность и смог, сейчас беседка забрана стеклом. В другой заметной русской могиле, до сих пор сохраняемой на Пер-Лашез, покоятся мать и сын Демидовы, члены богатейшей семьи уральских промышленников и купцов. После смерти матери сын вознес заказанный отцом памятник на высокий постамент со склепом внутри.

Людям, несведущим в литературе, этот памятник скажет только, что некий Жорж Роденбах, умерший в конце XIX века в возрасте чуть более сорока лет, запомнился своим близким как человек упорный и одновременно романтичный. Иначе зачем им было заказывать памятник, где обнаженная бронзовая фигура покойного буквально выламывается из гранитного саркофага с цветочком в поднятой руке? Однако все несколько грустнее. 

Бельгиец Роденбах при жизни был довольно известным в читающих франкоязычных кругах писателем и поэтом, эстетом, предтечей декадентов. Он прославился меланхоличной книгой «Мертвый Брюгге», где описания города чередуются с философскими размышлениями. В наше время этот автор, приятельствовавший с Малларме и Прустом и сильно повлиявший на Рильке, известен, пожалуй, только литературоведам.

Фото: Вероника Гудкова

Людям, несведущим в литературе, этот памятник скажет только, что некий Жорж Роденбах, умерший в конце XIX века в возрасте чуть более сорока лет, запомнился своим близким как человек упорный и одновременно романтичный. Иначе зачем им было заказывать памятник, где обнаженная бронзовая фигура покойного буквально выламывается из гранитного саркофага с цветочком в поднятой руке? Однако все несколько грустнее.

Бельгиец Роденбах при жизни был довольно известным в читающих франкоязычных кругах писателем и поэтом, эстетом, предтечей декадентов. Он прославился меланхоличной книгой «Мертвый Брюгге», где описания города чередуются с философскими размышлениями. В наше время этот автор, приятельствовавший с Малларме и Прустом и сильно повлиявший на Рильке, известен, пожалуй, только литературоведам.

Одна из самых знаменитых могил Пер-Лашез — могила гениального лингвиста и исследователя древних языков Жана-Франсуа Шампольона, расшифровавшего древнеегипетские иероглифы. Его памятник — простая лаконичная каменная стела без украшений, по моде 1830-х годов: ученый умер совсем молодым в 1832-м. 

Но порожденная его изысканиями «египтомания» значительно пережила своего вдохновителя. Так, этот гранитный монумент над захоронением ничем, кроме состоятельности, не примечательной парижской семьи венчает довольно художественная бронзовая голова сфинкса в стиле ар-нуво. Сфинкс прикладывает палец к губам, словно призывая не тревожить покойников: Silentium!

Фото: Вероника Гудкова

Одна из самых знаменитых могил Пер-Лашез — могила гениального лингвиста и исследователя древних языков Жана-Франсуа Шампольона, расшифровавшего древнеегипетские иероглифы. Его памятник — простая лаконичная каменная стела без украшений, по моде 1830-х годов: ученый умер совсем молодым в 1832-м.

Но порожденная его изысканиями «египтомания» значительно пережила своего вдохновителя. Так, этот гранитный монумент над захоронением ничем, кроме состоятельности, не примечательной парижской семьи венчает довольно художественная бронзовая голова сфинкса в стиле ар-нуво. Сфинкс прикладывает палец к губам, словно призывая не тревожить покойников: Silentium!

Лаконичное надгробие на могиле знаменитой писательницы Сидони-Габриэль Колетт являет собой разительный контраст с ее ниспровергающей моральные устои экстравагантной жизнью, в которой нашлось место трем бракам, бурным романам с мужчинами и женщинами (среди них был, например, скандальный писатель Габриэле д'Аннунцио), выступлениям на сцене кабаре «Мулен Руж», дружбе с Жаном Кокто и бельгийской королевой Елизаветой, членству в Гонкуровской академии и даже материнству.

Фото: Вероника Гудкова

Лаконичное надгробие на могиле знаменитой писательницы Сидони-Габриэль Колетт являет собой разительный контраст с ее ниспровергающей моральные устои экстравагантной жизнью, в которой нашлось место трем бракам, бурным романам с мужчинами и женщинами (среди них был, например, скандальный писатель Габриэле д'Аннунцио), выступлениям на сцене кабаре «Мулен Руж», дружбе с Жаном Кокто и бельгийской королевой Елизаветой, членству в Гонкуровской академии и даже материнству.

Надгробие президента Третьей Французской республики Феликса-Франсуа Фора (попавшего в политики из успешных предпринимателей) украшает бронзовая лежачая статуя покойного работы Рене де Сен-Марсо, модного скульптора (его имя носят парижская улица и бульвар). 

Сен-Марсо по фунеральной моде конца века придал надгробию черты средневековых памятников этого рода, на которых покойные в благочестивой позе возлежат на одре смерти. Однако смерть Фора нельзя назвать благочестивой: весь Париж, включая Палату депутатов, сплетничал о том, что 58-летний президент умер от инсульта, занимаясь сексом со своей любовницей, куртизанкой-авантюристкой Маргерит Стенель.

Фото: Вероника Гудкова

Надгробие президента Третьей Французской республики Феликса-Франсуа Фора (попавшего в политики из успешных предпринимателей) украшает бронзовая лежачая статуя покойного работы Рене де Сен-Марсо, модного скульптора (его имя носят парижская улица и бульвар).

Сен-Марсо по фунеральной моде конца века придал надгробию черты средневековых памятников этого рода, на которых покойные в благочестивой позе возлежат на одре смерти. Однако смерть Фора нельзя назвать благочестивой: весь Париж, включая Палату депутатов, сплетничал о том, что 58-летний президент умер от инсульта, занимаясь сексом со своей любовницей, куртизанкой-авантюристкой Маргерит Стенель.

Надгробие художника Теодора Жерико работы Антуана Этекса. Несмотря на короткую жизнь и карьеру (он умер в 32 года, причем перед смертью часто болел), его считают и одним из самых выдающихся живописцев-романтиков, и, одновременно, — предтечей французского реализма. Самое знаменитое полотно Жерико, «Плот

Фото: Вероника Гудкова

Надгробие художника Теодора Жерико работы Антуана Этекса. Несмотря на короткую жизнь и карьеру (он умер в 32 года, причем перед смертью часто болел), его считают и одним из самых выдающихся живописцев-романтиков, и, одновременно, — предтечей французского реализма. Самое знаменитое полотно Жерико, «Плот "Медузы"», в виде бронзового рельефа воспроизведен на его памятнике.

Статуя над рельефом изображает Жерико изможденным, в домашней одежде, но с палитрой в руках: больной художник продолжает работать полулежа. Этекс, автор надгробия, был не только художником и скульптором, но и арт-критиком и искусствоведом, поэтому он подошел к этому проекту с большой тщательностью.

Могила рок-певца Джима Моррисона, фронтмена групы The Doors, — одна из самых посещаемых на Пер-Лашез. Хотя она расположена в стороне от главных аллей, возле нее почти всегда кто-то фотографируется, на камне стоят живые цветы и сувениры. За место на кладбище надо платить, и, если потомки не платят, а памятник не имеет художественной ценности, его могут снести, а могилу передать для других покойников. Однако Моррисон и после смерти был так популярен, что руководство кладбища сочло снос надгробия невыгодным. 

На памятнике высечена латинская транскрипция греческого изречения Κατά τον δαίμονα εαυτού («Победи демона внутри себя»). Эту фразу в 2013 году сделала названием своего альбома дарк-рок-руппа Rotting Christ.

Фото: Вероника Гудкова

Могила рок-певца Джима Моррисона, фронтмена групы The Doors, — одна из самых посещаемых на Пер-Лашез. Хотя она расположена в стороне от главных аллей, возле нее почти всегда кто-то фотографируется, на камне стоят живые цветы и сувениры. За место на кладбище надо платить, и, если потомки не платят, а памятник не имеет художественной ценности, его могут снести, а могилу передать для других покойников. Однако Моррисон и после смерти был так популярен, что руководство кладбища сочло снос надгробия невыгодным.

На памятнике высечена латинская транскрипция греческого изречения Κατά τον δαίμονα εαυτού («Победи демона внутри себя»). Эту фразу в 2013 году сделала названием своего альбома дарк-рок-руппа Rotting Christ.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше