В 1968 году французский фотограф Люсьен Клерг организовал встречу фотографов, фотолюбителей, представителей СМИ и просто интересующихся фотоискусством под открытым небом. Так родился фестиваль «Встречи в Арле», который впоследствии станет старейшим фестивалем фотографии и одним из самых престижных и долгожданных в мире. Когда-то здесь жил и работал великий Винсент Ван Гог, а сейчас сюда слетаются фотографы и им сочувствующие со всего мира, чтобы насладиться десятками выставок с лучшими снимками и выдержанными ретроспективами. Лучшие экспозиции 2019 года — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Pixy Liao
Пикси Ляо представляет новое поколение художников, экспериментирующих с возможностями портрета и фотографии. Ее долгосрочный проект «Экспериментальные отношения» начался в 2007 году. На протяжении 12 лет она исследует стереотипы об отношениях и гендерных ролях. Причем делает это с юмором.
Ляо выросла в Китае и была убеждена, что может построить отношения только с человеком старше и опытнее ее, который станет защитником и наставником. Однако, переехав в Бруклин, она начала встречаться с японским парнем по имени Монро, который на пять лет ее младше.
Художница принялась экспериментировать со своими отношениями, раскрывать в себе новые стороны, новые возможности гетеросексуальных отношений. В своей откровенной и ироничной работе Ляо поднимает вопрос: какова норма в отношениях? Что произойдет, если мужчина и женщина в гетеронормативной паре поменяются ролями?
Фото: Philippe Chancel
Филипп Шансель — классический фотограф, говорит о нем куратор выставки в Арле Мишель Пуверт. Все, что делает Шансель, подтверждает, что современный мир не сдержал своих обещаний. Фотограф в течение 15 лет документировал, как люди рушат мир. Его работа не вписывается в какой-то определенный жанр фотографии.
Datazone — это рассказ о погубленной экологии, хаотичной деиндустриализации, неудачах модернизации и о многих других явлениях, которые приблизили планету к катастрофе.
Фото: Evangelia Kranioti
«Живые, мертвые и те, кто в море» — работа Евангелии Краниоти, исследующей изнанку мира. Фотограф находила героев в грузовых портах, на автострадах, за кулисами карнавала, на кладбище. Они словно прикованные якорем корабли, будь то африканские или азиатские горничные, застрявшие в Ливане без надежды на интеграцию, или египтяне, из-за жилищного кризиса поселившиеся в древнем Каирском некрополе, городе мертвых.
Фото: Gundula Schulze Eldowy
Что мы знаем о восточногерманской фотографии спустя 30 лет после падения Берлинской стены? Эта выставка посвящена последнему десятилетию этой большой малоизвестной главы, показанной через призму человеческого тела. Автор выставки «Беспокойные тела» захотела показать, как фотохудожники, которые творили в авторитарном государстве, отрицающем индивидуальность, находили возможность для самовыражения. Для некоторых из них тело — словно мазки на холсте, на котором будет написана картина о попытке обрести свободу. Этот снимок датирован 1987-м, за два года до падения Берлинской стены.
Фото: Ouka Leele
Оука Лееле (Барбары Альенде) — знаменитая испанская фотохудожница, одна из наиболее выдающихся представительниц движения La Movida madrileña, зародившегося после смерти генерала Франко в 1975 году. Эта контркультура декларировала освобождение от любых табу, провозглашала полный гедонизм и право человека быть самим собой.
К La Movida madrileña принадлежали фотографы, режиссеры и художники, создававшие новое визуальное искусство. Они стали рупорами новой эпохи, превратив Мадрид в особенное место на культурной карте Европы.
Фото: Mario Del Curto
Марио Дель Курто проехал весь мир, чтобы изучить отношения человека с природой. Он посетил древние яблоневые леса Казахстана, находящиеся на грани исчезновения, старинный итальянский «Парк монстров» и другие уникальные сады в разных точках планеты, дикие и прирученные. Они могут сказать о многом, считает фотограф, отыскавший в них сильные символические образы.
Фото: Galerie Lumière des Roses
Некоторые слова многозначны. Вот и слово «зона» во французском языке, как и в русском, имеет множество значений. Однако его этимология во Франции связана с совершенно конкретной исторической реальностью.
Первоначально зона означала полосу земли шириной 250 метров, проходящую вдоль 34 километров укреплений, построенных вокруг Парижа в 1844 году. Эта область должна была оставаться пустой для военной обороны, но она постепенно заполнялась бедняками. Они возводили хлипкие строения, хижины всех видов. Немногие фотографы интересовались этим городским явлением.
Из известных фотохудожников, проявлявших интерес к зонам, — француз Эжен Атже и немка Жермена Круль. В то же время большинство уличных снимков оттуда сделаны анонимными фотографами. Автор этого кадра неизвестен, однако снимок датирован 1940 годом.
Фото: Tom Wood
Работы выдающегося современного фотографа Тома Вуда — это зеркало Великобритании. Начиная с 1970-х он фотографирует жителей промышленных городов — везде, где ему заблагорассудится. За маниакальную страсть к уличной фотосъемке он получил прозвище «фотоман».
Сейчас Вуд — автор нескольких фотокниг. На выставке будут представлены его работы, сделанные в период с начала 1970-х до конца 1990-х годов. Экспозиция «Матери, дочери, сестры» также объединит множество гравюр и открыток из его личной коллекции.
Фото: Helen Levitt
Фотограф Элен Левитт прожила долгую насыщенную жизнь и внесла огромный вклад в развитие уличной фотографии Нью-Йорка. Она фактически была первой, кто начал фотографировать неблагополучные районы города, вроде Восточного Гарлема или Нижнего Ист-Сайда.
Левитт снимала Нью-Йорк на протяжении десятков лет, однако в истории осталась «наиболее прославленным и наименее известным фотографом своего времени», так о ней отзывались коллеги. Этот снимок из Нью-Йорка 1980-х.
Фото: Bruno Decharme collection
«Ар-брют» — термин, который ввел в оборот французский художник Жан Дюбюффе для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры. Все они были сделаны непрофессионалами, маргиналами, душевнобольными или просто чудаками. Их работы свободны от шаблонов, порой отличаются наивностью, но иногда могут и пугать.
На выставке в Арле будут представлены более 500 работ из коллекции Бруно Дешарме и других частных коллекционеров.
Фото: CNRS collection
«Сага об изобретениях» — рассказ о новшествах, которые облегчили людям быт и позволили эффективнее воевать. В период с 1915 по 1938 год во Франции были произведены тысячи фотографий и фильмов в рамках национальной политики по поощрению научных и промышленных исследований. Эти изображения являются наглядными свидетелями 20-летней истории изобретений.
Фото: JJ Levine
Последние 10 лет фотограф Джей Джей Левин фотографировал своих друзей и любовников из ЛГБТ-сообщества Монреаля. Левин и большинство его друзей вступили в новую жизнь — им за тридцать, многие создали семьи и завели детей. Об этих изменениях его работа «Семья». Каждый портрет был создан в домашней обстановке. Фотограф устраивал в домах друзей целую студию, продумывал положение каждого объекта в кадре.
Фото: Alys Tomlinson
В течение нескольких лет Элис Томлинсон исследовала места христианского паломничества в Европе. Она снимала служителей веры, паломников, пейзажи во Франции, Ирландии и Польше. Особое внимание Томлинсон уделила жизни православной монахини по имени Вера. На ее примере фотограф показывает, что значит придерживаться религиозных канонов сегодня.
Фото: Máté Bartha
Серия Kontakt — это визуальное исследование летних военных лагерей, организованных венгерской неправительственной организацией. Здесь подростков в возрасте от 10 до 18 лет учат дисциплине, патриотизму и использованию оружия, а также дают навыки выживания в дикой природе. Фотограф провела в таком лагере полгода.
Фото: Guy Bourdin
Ги Бурден — признанный мастер fashion-фотографии, 30 лет проработавший в Vogue. Его называли гением. На его счету эксклюзивные контракты с модными домами Chanel и Emanuel Ungaro. Выставка в Арле продемонстрирует лучшие работы и редкие полароиды.
Фото: Anne-Catherine Becker-Echivard
«Нет рыбы — нет будущего» — замысловатая фантазия Анны-Кэтрин Беккер-Эчивар. Почему рыба? Возможно, потому что люди произошли от рыбы? Современному человеку потребовалось около 200 тысяч лет, чтобы наполнить его голову разумом. И что теперь? Возомнив себя богом, он в конечном итоге не оставил планете шансов.
На самом деле выставку «Нет рыбы — нет будущего» следует понимать буквально. Глобальное потепление и невыносимое загрязнение угрожают подводному миру.