Соня Рикель дожила до 86 лет, и до 77 продолжала творить. Ее бренд Sonia Rykiel столь долгой жизнью похвастать не смог: основанный в 1968 году модный дом будет ликвидирован в 2019. Девушка из эмигрантской семьи, начинавшая оформителем витрин, создала собственную марку, продавая вещи, которые носила сама: свитеры poor boy и модели с небрежными швами наружу, в 60-е ставшие хитом.
Она всегда знала, чего хочет молодежь, уже в конце ее творческого пути бренд Sonia Rykiel придумал коллекцию для массмаркетной марки H&M: коллаб разлетелся, как горячие пирожки. Соню называли «королевой трикотажа» и «королевой полосок» — ее трикотажные свитеры и облегающие платья с яркими полосками стали одними из самых узнаваемых вещей в моде XX века и породили множество подражаний и подделок.
Ее дочь Натали, которая возглавила Sonia Rykiel после ухода матери на покой оказалась не столь удачливой. В 2012-м она продала 80 процентов дома китайскому инвестиционному фонду Fung Brands. Так дом потерял независимость. Спустя четыре года практически одновременно со смертью самой Сони Рикель китайцы выкупили и оставшиеся 20 процентов. Новые владельцы не скупились — за семь лет в Sonia Rykiel инвестировали около 200 миллионов евро. Но ничего не помогало: выручка падала, убытки росли.
Три месяца назад дом моды взяли под судебную опеку в связи с большими долгами. Срок, отведенный на поиск нового владельца, несколько раз продлевался. Но ни один из десяти претендентов не смог предоставить достаточных финансовых гарантий. 25 июля 2019 года коммерческий суд Парижа принял решение о скорейшей ликвидации Sonia Rykiel. Шесть фирменных бутиков во Франции будут закрыты, а 133 человека, работающих в доме, уволят.
Фото: Sipa Press / East News
Соня была поклонницей броских эффектов, поэтому следила за каждой мелочью при подготовке своих дефиле и всегда выходила на подиум, собирая аплодисменты, — в отличие от некоторых своих коллег, которые только на секунду показывались из-за кулис.
Фото: Sipa Press / East News
Начав успешную карьеру с продажи придуманных ею вещей в бутике Laura, принадлежавшем ее мужу, Рикель считала своим долгом контролировать все процессы — от разработки моделей до пошива и продажи. В браке с Сэмом Рикелем Соня прожила недолго, но его фамилия стала ее брендом — вместо не так звонко звучащей девичьей фамилии Флис.
Фото: Daniel Simon / Gamma-Rapho / Getty Images
Начав с трикотажа, Соня приступила к созданию коллекций прет-а-порте, где актуальные тренды соединялись с ее фирменным стилем — яркими полосками. Впрочем, короткие свитеры poor boy бренд производит по сей день. Эта вещь в одночасье сделала Соню популярной в 60-е — с легкой руки кинозвезд Брижит Бардо, Катрин Денев и Одри Хэпберн, которая заказала себе полтора десятка свитеров разных цветов.
Фото: Wojtek Laski / East News
Соня была в дружеских и деловых отношениях не только с легендой мира моды Ивом Сеном-Лораном, но и с другими своими коллегами. Уже после того, как в 2007 году Соня отошла от дел, они выразили ей свое уважение: дефиле Sonia Rykiel сезона весна-лето 2009 года завершилось демонстрацией одежды от Карла Лагерфельда (Chanel), Альбера Эльбаза (Lanvin) и Йоджи Ямамото, созданной в стиле «королевы трикотажа».
Фото: Gilles Bassignac / Gamma-Rapho / Getty Images
В 2007 году Соня, уже страдающая болезнью Паркинсона, вышла на подиум после дефиле коллекции сезона весна-лето 2008 марки Sonia Rykiel вместе с дочерью Натали Рикель, тогдашним художественным директором бренда.
Фото: Michel Dufour / WireImage / Getty Images
Принты на одежде были такой же фирменной чертой стиля Рикель, как и полоски. В коллекции весна-лето 2009 бренд Sonia Rykiel в сотрудничестве с другими модельерами выпустил модели с портретами президента США Барака Обамы.
Фото: Stephane Cardinale / Corbis / Getty Images
Провокация — вот что было самой узнаваемой чертой стиля Рикель, которую называли легендой Левого берега и богемного квартала Сен-Жермен-де-Пре. Статус кавалера ордена Почетного легиона отнюдь не сделал ее солидной и скучной. Из коллекции в коллекцию переходили принт в виде ярких губ, банты, кокетливые береты и другие забавные детали.
Фото: Foc Kan / WireImage
Модельеры, друзья Сони Рикель, с юмором обыграли ее страсть к надписям и принтам в виде фотопортретов: на подиуме юбилейного показа сезона весна-лето 2009 появились модели в платьях с портретом и именем американского президента.
Фото: Stephane Cardinale / Corbis / Getty Images
Пышная рыжая шевелюра Сони Рикель была не только особой приметой ее внешности, но и деталью ее фирменного стиля. Всю жизнь она оставалась верна этой броской прическе и цвету волос. Неудивительно, что на юбилейном показе бренда появилось платье с портретом рыжеволосой «королевы трикотажа».
Фото: Michel Dufour / WireImage
Полосатые свитера, платья и чулки из коллекции, созданной маркой Sonia Rykiel для обожаемого молодежью масс-маркетного гиганта H&M, пользовались огромным успехом у покупательниц и стали своего рода винтажной ценностью для тех, кто способен ценить стиль «королевы полосок», но пока не зарабатывает на оригинальные вещи ее марки.
Фото: Sonia Rykiel
Соня Рикель умерла 25 августа 2016 года в Париже. Последние 15 лет своей жизни она страдала от болезни Паркинсона. За несколько месяцев до ее смерти в феврале 2016 года 80 процентов Sonia Rykiel были проданы принадлежащему гонконгской семье Фэн инвестфонду Fung Brands. После смерти модельера основанный ей дом моды выпустил капсульную коллекцию в ее честь. В линейку вошло 13 моделей, разработкой одежды занималась дизайнер Жюли де Либран. Вдохновения она черпала в архивных материалах модного дома.
Фото: WWD / REX / Shutterstock
В 2014 году де Либран пришла на смену Джеральдо да Консейсао в качестве креативного директора марки, который проработал на этом посту всего год. Жюли старалась сохранить дух бренда и его привлекательность для молодежи: наряжала невест в джинсы и, следуя тренду на ответственное потребление, отказывалась от натурального меха и кожи в пользу искусственных заменителей.
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
Но продажи падали. Процесс, начавшийся в 2011 году при новых владельцах только ускорился. Если в начале 2010-х выручка составляла порядка 80 миллионов евро, то в последние годы не превышала и 30 миллионов. При этом половину выручки генерировал французский рынок, а из некоторых стран бренд и вовсе ушел.
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
В январе 2019 года Жюли де Либран была со скандалом уволена — по контракту она должна была работать до 2020 года. Sonia Rykiel пропустила домашнюю неделю моды в Париже, а в мае стало известно, что дом находится на грани банкротства. 2018 год закончился с убытками в 30 миллионов евро при обороте в 35 миллионов. В СМИ появились слухи о скорой продаже модного дома. Но до это дело не дошло.