На Таймыре прошел шестой этнический фестиваль «Большой Аргиш». В этом году он был посвящен сказкам коренных малочисленных народов Крайнего Севера. На самом северном полуострове Евразии таких этносов целых пять, что само по себе уникально. И у каждого свой язык и свои традиции. На центральных площадях Дудинки и Норильска построили чумы из оленьих шкур, в которых затопили печи, чтобы гости фестиваля могли в тепле и комфорте слушать легенды и простые истории из жизни северных мастериц. Детей катали на оленьих упряжках, а в музеях, домах народного творчества и на экспериментальных арт-площадках прошли мероприятия с участием этноблогеров со всего мира. Это действо было организовано Агентством развития Норильска при поддержке местных властей и «Норникеля».
Фото: Павел Ткачук
Обряд посвящения в таймырцы в Таймырском доме народного творчества в Дудинке. В рюмках — чистая вода из священного для северян источника. Желающие стать истинными таймырцами также должны попробовать рыбу из озера Ыт-Кюэль, пройти по шкуре оленя и ударить в шаманский бубен, но все это после кормления духа огня. Прошедшему все испытания достанется амулет-оберег из оленьей кости.
Фото: Павел Ткачук
Центральная площадь Дудинки на берегу Енисея. Здесь на время проведения этнофестиваля «Большой Аргиш» выстроили чумы, куда можно зайти погреться, пообщаться с представителями коренных этносов и ознакомиться с особенностями северной кухни. После раннего заката на площади провели мэппинг-шоу: на стену местного этнографического музея транслировали сделанные в формате 3D видеоролики о сказаниях пяти таймырских коренных народов — нганасан, долган, энцев, ненцев и эвенков.
Фото: Павел Ткачук
Таймырские каюры на перегороженной для катания на оленьих упряжках центральной улице Норильска. Ради этого проспект не до конца очистили от снега, однако оленям все же легче и безопаснее передвигаться по снежной целине. Животные пришли в Дудинку из тундры своим ходом, а оттуда их доставили в Норильск на машине.
Фото: Павел Ткачук
Как оказалось, в качестве ездовых лучше всего используются кастрированные быки (олени мужского пола). В этой упряжке старший олень стоит справа. У него самые большие рога и самый долгий опыт работы в упряжке. Хотя этот бык еще молод, ему всего шесть лет. Средняя продолжительность жизни у этих животных 15-20 лет.
Фото: Павел Ткачук
Долганский костюм во многом напоминает русский национальный, и это не просто совпадение. Долганы — самая юная из коренных таймырских народностей. Она сложилась в XIX веке из переселившихся с рек Лена и Оленёк семей русских затундренных крестьян, смешавшихся с якутами, эвенками и энцами. Долганы жили не в чумах, а в балках — это своеобразные маленькие домики на санях. Представителей этого этноса отличает от других и вероисповедание: они не язычники, а православные.
Фото: Павел Ткачук
До первого «Большого Аргиша», который провели в Норильске в 2010 году, многие жители города никогда не видели настоящих чумов. Фестиваль помог преодолеть культурный разрыв между переехавшими на Север инженерами и рабочими больших металлургических предприятий и коренными таймырцами, которым в советские годы приходилось даже скрывать свои традиции и язык.
Фото: Павел Ткачук
Потомки коренных народов Севера могут забыть родной язык и стать горожанами, но все они хранят веру в силу шаманов. Вот и с шаманским бубном местные не шутят, относятся к нему со священным трепетом. Интересно, что южане тоже перехватывают веру северян в людей, способных разговаривать с миром духов. В Дудинском краеведческом музее хранится полное облачение знаменитого нганасанского шамана Тубяку Костеркина. Туда, прямо к стеклянной витрине, периодически приносят подношения за исполнение желаний.
Фото: Павел Ткачук
PolArt-резиденция в Норильске. Презентация первого VR-фильма о жизни современных тундровиков «Сказки на ночь». Съемочная группа художницы Анна Толкачевой жила с семьей кочующих по Таймыру ненцев несколько дней весной и летом. Они постарались снять их быт со всех сторон. К слову, из всех коренных этносов кочевой образ жизни сохраняют только ненцы, так как научились извлекать прибыль из оленеводства в нынешних экономических условиях. Люди тундры уже давно используют снегоходы, пластиковую посуду, смартфоны и другие достижения современной цивилизации.
Фото: Павел Ткачук
Таймыр становится все более привлекательным местом для иностранных туристов, хотя попасть в Дудинку и Норильск они свободно, без приглашения, пока не могут. В этот раз на «Большой Аргиш» приехала большая группа этноблогеров со всего мира, ставших победителями проекта FusionNow. Для них был организован первый в своем роде Ethno Fasion Tour.
Фото: Павел Ткачук
Новые таймырцы — жители Норильска привезли на полуостров новые зимние забавы и увлечения, пытаются возрождать на полуострове ездовое собаководство. К слову, четвероногих питомцев самых разных пород у норильчан, как и у дудинцев, много, несмотря на практически экстремальный холод.
Фото: Павел Ткачук
Традиционная одежда из кожи оленя и меха местных зверей на Таймыре пока остается без конкуренции. Кочевники даже не пытаются зимой перейти на пух и полиэстер. Однако в Норильске люди в меховых шапках встречаются на улицах все реже и реже.
Фото: Павел Ткачук
Уличные праздники на Крайнем Севере — большая редкость. Организаторы «Большого Аргиша» постарались сделать так, чтобы как можно больше активностей происходило именно под открытым небом. Гости фестиваля это оценили по достоинству, так как современные таймырцы почти все холодное время года проводят в помещениях, что не лучшим образом сказывается на настроении.
Фото: Павел Ткачук
Несмотря на мороз минус 30 градусов, на улицах Дудинки и Норильска в дни этнофестиваля было полно детей. Рожденные на Таймыре мальчишки и девчонки, как оказалось, гораздо легче переносят холода, чем взрослые гости с материка.
Фото: Павел Ткачук
«Большой Аргиш» — это еще и своеобразный праздник прощания с солнцем. Через несколько дней на Таймыре начнется полярная ночь, которая закончится только в середине января. Хорошо, что она заметно короче полярного дня, а у норильчан еще много задумок, как скоротать время до рассвета и прихода тепла.