Призраки уходящих эпох Неумолимый ход времени глазами лучших фотографов мира

17 фото

Переходное время — так в этом году звучит тема конкурса, проводимого в рамках ежегодного международного фестиваля фотографии PhotoVisa. Его участники постарались отразить в своих работах неустойчивость и постоянную изменчивость современного мира, которую каждый человек воспринимает по-разному: одни смотрят в завтрашний день с надеждой, другие боятся того, что готовит им грядущее.

Каждый фотограф продемонстрировал неумолимый ход времени своим уникальным способом. Для кого-то ярчайшей иллюстрацией смены эпох стали изменения климата, а для кого-то — личная история женщины, чьи фотографии были найдены на свалке. Работы финалистов — в галерее «Ленты.ру».

Фотограф Андрей Шапран работает над проектом «Крайние Земли» с 2005 года. Его цель — рассказать о территориях, которые остаются за пределами внимания большинства людей. Он уже побывал на Южных Курилах, в Якутии, на Ямале, в Красноярском крае, на севере Камчатки. В 2015 году он добрался и до Чукотки, где снял застывшее посреди вечных льдов судно. Кажется, что на сделанном фотографом кадре царит безмолвное спокойствие, но это далеко не так. Шапран признается, что запечатлел редкий миг тишины между зарядами пурги, ранящей лицо так, будто человек находился рядом с реактивным двигателем. В таких условиях исчезает цвет, и картинка становится почти черно-белой.

Из проекта «Арктика вне времени»

Фото: Андрей Шапран

Фотограф Андрей Шапран работает над проектом «Крайние Земли» с 2005 года. Его цель — рассказать о территориях, которые остаются за пределами внимания большинства людей. Он уже побывал на Южных Курилах, в Якутии, на Ямале, в Красноярском крае, на севере Камчатки. В 2015 году он добрался и до Чукотки, где снял застывшее посреди вечных льдов судно. Кажется, что на сделанном фотографом кадре царит безмолвное спокойствие, но это далеко не так. Шапран признается, что запечатлел редкий миг тишины между зарядами пурги, ранящей лицо так, будто человек находился рядом с реактивным двигателем. В таких условиях исчезает цвет, и картинка становится почти черно-белой.

Раньше на мысе Шмидта, где побывал Шапран, проживало гораздо больше людей, но сейчас эти территории опустели. Людей здесь практически не встретишь, однако есть опасность наткнуться на белых медведей, не заметив их в снегу. «Ощущение бескрайности, неотвратимости наступающих холодов и полное отсутствие уюта и комфорта», — так описывает впечатления от своего пребывания на Чукотке фотограф. Он признался, что принципиально приезжает снимать север зимой — тогда, когда это делать сложнее всего. Так у него получается запечатлеть разгул стихии, которая заново создает этот брошенный людьми мир.

Из проекта «Арктика вне времени»

Фото: Андрей Шапран

Раньше на мысе Шмидта, где побывал Шапран, проживало гораздо больше людей, но сейчас эти территории опустели. Людей здесь практически не встретишь, однако есть опасность наткнуться на белых медведей, не заметив их в снегу. «Ощущение бескрайности, неотвратимости наступающих холодов и полное отсутствие уюта и комфорта», — так описывает впечатления от своего пребывания на Чукотке фотограф. Он признался, что принципиально приезжает снимать север зимой — тогда, когда это делать сложнее всего. Так у него получается запечатлеть разгул стихии, которая заново создает этот брошенный людьми мир.

Жизнь Леши, родившегося в бурятской деревне Кома, резко поменялась в 2005 году, когда ему было всего два года. Тогда, после новогодних праздников неадекватный отец сунул Лешу и его годовалого младшего брата в печь. Выжить удалось только Леше. Над получившим тяжелейшие ожоги мальчиком взяла опеку семья из Москвы. Ребенку пришлось объездить практически весь мир, проходя лечение в различных клиниках пластической хирургии.

Фото: Павел Волков

Жизнь Леши, родившегося в бурятской деревне Кома, резко поменялась в 2005 году, когда ему было всего два года. Тогда, после новогодних праздников неадекватный отец сунул Лешу и его годовалого младшего брата в печь. Выжить удалось только Леше. Над получившим тяжелейшие ожоги мальчиком взяла опеку семья из Москвы. Ребенку пришлось объездить практически весь мир, проходя лечение в различных клиниках пластической хирургии.

По словам Леши, в детстве он ненавидел людей, так как ему казалось, что они считают его животным. Но прошли годы, мальчик увлекся психологией, и ненависть отступила сама собой. Его биологический отец вышел из тюрьмы, и парень поддерживает с ним общение, — по его словам, он давно его простил. Любимый персонаж Леши — мифическая птица Феникс. «Ведь когда он сгорает, из огня появляется младенец. Так же и я получил ожог в детстве. В каком-то смысле и я так же сгорел и переродился», — говорит Леша.

Фото: Павел Волков

По словам Леши, в детстве он ненавидел людей, так как ему казалось, что они считают его животным. Но прошли годы, мальчик увлекся психологией, и ненависть отступила сама собой. Его биологический отец вышел из тюрьмы, и парень поддерживает с ним общение, — по его словам, он давно его простил. Любимый персонаж Леши — мифическая птица Феникс. «Ведь когда он сгорает, из огня появляется младенец. Так же и я получил ожог в детстве. В каком-то смысле и я так же сгорел и переродился», — говорит Леша.

Фотографа Павла Чекулаева занимает процесс превращения реального мира в виртуальный, который он старается запечатлеть в своих работах. Сначала Чекулаев находит измененный человеком пейзаж и снимает его, затем создает на его основе бумажную модель и печатает на ней фрагменты пейзажа, увеличенные настолько, чтобы проявилась пикселизация. После этого он создает инсталляцию, в которой есть сделанное им фото реального ландшафта и его модель.

Из проекта Serialize()

Фото: Павел Чекулаев

Фотографа Павла Чекулаева занимает процесс превращения реального мира в виртуальный, который он старается запечатлеть в своих работах. Сначала Чекулаев находит измененный человеком пейзаж и снимает его, затем создает на его основе бумажную модель и печатает на ней фрагменты пейзажа, увеличенные настолько, чтобы проявилась пикселизация. После этого он создает инсталляцию, в которой есть сделанное им фото реального ландшафта и его модель.

Чекулаев намеренно оставляет в своих работах долю несовершенства: на снимках можно заметить текстуру бумаги, шероховатости, нити подвеса. Все эти детали, по мнению фотографа, представляют собой маркеры реальности, которые неизбежно накладываются на виртуальный объект в момент его рождения в физическом мире.

Из проекта Serialize()

Фото: Павел Чекулаев

Чекулаев намеренно оставляет в своих работах долю несовершенства: на снимках можно заметить текстуру бумаги, шероховатости, нити подвеса. Все эти детали, по мнению фотографа, представляют собой маркеры реальности, которые неизбежно накладываются на виртуальный объект в момент его рождения в физическом мире.

В наше время на Земле происходит шестая волна массового вымирания животных. В отличие от всех остальных она вызвана не природными катаклизмами, а деятельностью человека. За последние 500 лет 844 представителя животного мира и около тысячи видов растений исчезли навсегда. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, фотограф Юрий Притиск запечатлел рога тура. Мясо и кожа этого быка высоко ценились, что стало причиной полного вымирания этих животных в 1627 году.

Из проекта «ДНК»

Фото: Юрий Притиск

В наше время на Земле происходит шестая волна массового вымирания животных. В отличие от всех остальных она вызвана не природными катаклизмами, а деятельностью человека. За последние 500 лет 844 представителя животного мира и около тысячи видов растений исчезли навсегда. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, фотограф Юрий Притиск запечатлел рога тура. Мясо и кожа этого быка высоко ценились, что стало причиной полного вымирания этих животных в 1627 году.

В центре Рио-Де-Жанейро есть старый дом с садом, за которым ежедневно ухаживает 90-летний старик. После того как девять лет назад умерла его жена, сад стал для него делом всей жизни и настоящей страстью. Он полностью отдается его красоте, сочиняя баллады, вмещающие в себя и восхищение природой, и тоску по ушедшей спутнице.

Фото: Pedro Kuperman

В центре Рио-Де-Жанейро есть старый дом с садом, за которым ежедневно ухаживает 90-летний старик. После того как девять лет назад умерла его жена, сад стал для него делом всей жизни и настоящей страстью. Он полностью отдается его красоте, сочиняя баллады, вмещающие в себя и восхищение природой, и тоску по ушедшей спутнице.

Хотя к занятию садоводством старика подтолкнуло печальное событие, в его владениях не чувствуется скорби. В саду царит атмосфера постоянного обновления, придающая жизненные силы ухаживающему за ним хозяину. Проводя с растениями так много времени, он хранит память об ушедшем, преумножая его красоту.

Фото: Pedro Kuperman

Хотя к занятию садоводством старика подтолкнуло печальное событие, в его владениях не чувствуется скорби. В саду царит атмосфера постоянного обновления, придающая жизненные силы ухаживающему за ним хозяину. Проводя с растениями так много времени, он хранит память об ушедшем, преумножая его красоту.

Фотографы Кэрри и Эрик Томберлины считают, что не все истории можно рассказать с помощью одного снимка. Их работы в среднем включают в себя 70 фотографий, сделанных в разное время и слившихся в одно изображение. Таким образом они стараются передать сложность проблемы изменения климата, которую можно оценить не одномоментно, а лишь проанализировав определенный отрезок времени.

Затопленный кирпичный завод в Ашулии

Фото: Eric & Carrie Tomberlin

Фотографы Кэрри и Эрик Томберлины считают, что не все истории можно рассказать с помощью одного снимка. Их работы в среднем включают в себя 70 фотографий, сделанных в разное время и слившихся в одно изображение. Таким образом они стараются передать сложность проблемы изменения климата, которую можно оценить не одномоментно, а лишь проанализировав определенный отрезок времени.

Местом для работы фотографы выбрали Бангладеш — страну, наиболее уязвимую к последствиям изменения климата. На это влияет не только рельеф местности, плотность населения, его бедность, но и географическое положение государства: оно находится в устье одной из крупнейших в мире рек, на уровне моря, из-за чего ураганы здесь — частое явление. Территория Бангладеш зажата между Гималаями и Индийским океаном и поэтому подвержена ежегодным муссонам и сезонному таянию снегов. Однако несмотря на трудности, жители адаптируются к невзгодам, проявляя упорство и смекалку.

Строительство набережной вдоль реки Холпетуа, Капилмуни

Фото: Eric & Carrie Tomberlin

Местом для работы фотографы выбрали Бангладеш — страну, наиболее уязвимую к последствиям изменения климата. На это влияет не только рельеф местности, плотность населения, его бедность, но и географическое положение государства: оно находится в устье одной из крупнейших в мире рек, на уровне моря, из-за чего ураганы здесь — частое явление. Территория Бангладеш зажата между Гималаями и Индийским океаном и поэтому подвержена ежегодным муссонам и сезонному таянию снегов. Однако несмотря на трудности, жители адаптируются к невзгодам, проявляя упорство и смекалку.

Дарья и Евгений Молодцовы нашли на свалке неподалеку от своей дачи историю целой человеческой жизни: книги, пластинки, одежду, посуду, фото, принадлежавшие некой Елене Эдуардовне Рамус. Женщина родилась в 1939 году, работала в НИИ, много путешествовала, будучи на пенсии, детей, похоже, не имела — почти везде на снимках она была одна. Через месяц свалка исчезла так же внезапно, как и появилась, но Молодцовы нашли способ сохранить память о Рамус.

Из проекта «Е.Э.Р.»

Фото: Дарья и Евгений Молодцовы

Дарья и Евгений Молодцовы нашли на свалке неподалеку от своей дачи историю целой человеческой жизни: книги, пластинки, одежду, посуду, фото, принадлежавшие некой Елене Эдуардовне Рамус. Женщина родилась в 1939 году, работала в НИИ, много путешествовала, будучи на пенсии, детей, похоже, не имела — почти везде на снимках она была одна. Через месяц свалка исчезла так же внезапно, как и появилась, но Молодцовы нашли способ сохранить память о Рамус.

Среди вещей женщины было много пленок и слайдов. Фотоэмульсия на некоторых из них повредилась, но Молодцовы написали на них имя, фамилию и отчество Рамус с помощью бактерий и плесневых грибов, взятых с ее вещей. Таким образом они дали новую жизнь артефактам, которые под влиянием времени начали безвозвратно разрушаться.

Из проекта «Е.Э.Р.»

Фото: Дарья и Евгений Молодцовы

Среди вещей женщины было много пленок и слайдов. Фотоэмульсия на некоторых из них повредилась, но Молодцовы написали на них имя, фамилию и отчество Рамус с помощью бактерий и плесневых грибов, взятых с ее вещей. Таким образом они дали новую жизнь артефактам, которые под влиянием времени начали безвозвратно разрушаться.

Девушка, стоящая на фоне отряда силовиков, как олицетворение контраста грубой силы и хрупкости. Протесты традиционно ассоциируются с участниками-мужчинами, но во время акций в Москве летом 2019 года на улицы выходило все больше женщин. Именно они стали героинями проекта, с помощью которого фотограф показала зрителям, что женщины становятся более активными и чаще осмеливаются заявить о своем возмущении, не надеясь на помощь «сильного пола».

Kate Snap, ювелир. Из проекта «Поэтому я здесь!»

Фото: Екатерина Шилкина

Девушка, стоящая на фоне отряда силовиков, как олицетворение контраста грубой силы и хрупкости. Протесты традиционно ассоциируются с участниками-мужчинами, но во время акций в Москве летом 2019 года на улицы выходило все больше женщин. Именно они стали героинями проекта, с помощью которого фотограф показала зрителям, что женщины становятся более активными и чаще осмеливаются заявить о своем возмущении, не надеясь на помощь «сильного пола».

В работах Александра Татаренко нашла отголосок история, произошедшая более трех веков назад. В 1671 году в парижском театре Тюильри была поставлена трагикомедия-балет «Психея», или как ее еще называли, «пьеса с машинами». Театр был оснащен устройствами по последнему слову техники, позволявшими мгновенно менять декорации, выпускать на сцену чудовищ, поднимать сотни действующих лиц в театральные небеса и спускать их под землю.


Татаренко продолжил историю Психеи, заселив античными богами опустевшие заводские цеха и совместив несколько культурных пластов в одном моменте. Несмотря на мрачность обстановки, работы не отдают безысходностью. Мягкий свет, теплый тон бумаги придают им оттенок поэтичности.

Графическая серия «Пьеса с машинами»

Фото: Александр Татаренко

В работах Александра Татаренко нашла отголосок история, произошедшая более трех веков назад. В 1671 году в парижском театре Тюильри была поставлена трагикомедия-балет «Психея», или как ее еще называли, «пьеса с машинами». Театр был оснащен устройствами по последнему слову техники, позволявшими мгновенно менять декорации, выпускать на сцену чудовищ, поднимать сотни действующих лиц в театральные небеса и спускать их под землю.

Татаренко продолжил историю Психеи, заселив античными богами опустевшие заводские цеха и совместив несколько культурных пластов в одном моменте. Несмотря на мрачность обстановки, работы не отдают безысходностью. Мягкий свет, теплый тон бумаги придают им оттенок поэтичности.

На территории России ежегодно разливается около 1,5 миллиона тонн нефти. Эта цифра примерно в два раза выше объемов разлитой нефти во время аварии 2010 года в Мексиканском заливе, на платформе Deepwater Horizon, названной одной из крупнейших техногенных катастроф. Около 50 процентов российской нефти добывается в Ханты-Мансийском автономном округе, зачастую на территориях, где живут местные коренные народы.

Фото: Игорь Терешков

На территории России ежегодно разливается около 1,5 миллиона тонн нефти. Эта цифра примерно в два раза выше объемов разлитой нефти во время аварии 2010 года в Мексиканском заливе, на платформе Deepwater Horizon, названной одной из крупнейших техногенных катастроф. Около 50 процентов российской нефти добывается в Ханты-Мансийском автономном округе, зачастую на территориях, где живут местные коренные народы.

Антонина Тэвлина, живущая в деревне Русскинская, продолжает дело своих предков: кочует и пасет оленей, однако промышленность внесла коррективы в незыблемые традиции. Разливы нефти разрушают экосистему, что ведет к сокращению популяции северных оленей — основе традиционного уклада в регионе.  


Фотограф Игорь Терешков не только запечатлел изменившуюся жизнь коренных народов, но и сделал снимки живым свидетельством разрушительного влияния нефти на природу. Проявляя пленку, он вымачивал ее в нефтесодержащей жидкости. Нефть разъела желатиновую часть пленки и вторглась в изображаемый мир, уродуя его так же, как нефтеразлив искажает природный ландшафт.

Фото: Игорь Терешков

Антонина Тэвлина, живущая в деревне Русскинская, продолжает дело своих предков: кочует и пасет оленей, однако промышленность внесла коррективы в незыблемые традиции. Разливы нефти разрушают экосистему, что ведет к сокращению популяции северных оленей — основе традиционного уклада в регионе.

Фотограф Игорь Терешков не только запечатлел изменившуюся жизнь коренных народов, но и сделал снимки живым свидетельством разрушительного влияния нефти на природу. Проявляя пленку, он вымачивал ее в нефтесодержащей жидкости. Нефть разъела желатиновую часть пленки и вторглась в изображаемый мир, уродуя его так же, как нефтеразлив искажает природный ландшафт.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше