В конце прошлого года в Москве было открыто движение по первым маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД), призванных объединить в одну систему пригородный и городской транспорт. Преимуществами МЦД стали движение поездов без привязки к расписанию и возможность бесплатно пересаживаться на метро и МЦК.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Проект «Московские центральные диаметры» — сквозные железнодорожные линии в Москве и Московской области, которыми пользуются до полумиллиона пассажиров в день. Первые два маршрута МЦД соединили 57 станций, с 19 из которых можно бесплатно сделать пересадку на метро и Московское центральное кольцо (МЦК). До 2024 года количество станций на обоих маршрутах будет увеличено до 66, а число пересадок — до 27. Пассажиры выбирают МЦД не только для ежедневных поездок в центр Москвы из области и обратно, но и для поездок в выходные и праздничные дни, причем с различными целями. Например, благодаря МЦД можно быстрее добраться до более чем 55 парков и 20 крупных храмов Москвы и Подмосковья.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
С момента запуска Московские центральные диаметры перевезли более 18 миллионов человек. Общественный транспорт стал доступнее более чем для 4 миллионов жителей Москвы и Московской области, удалось значительно разгрузить более 20 станций метрополитена. Больше всего поездок было совершено в канун Нового года (362 тысячи) и первый день января (почти 200 тысяч), а также в Рождество (более 242 тысяч). На новогодних праздниках наибольшей популярностью у пассажиров пользовались станции МЦД «Царицыно», пассажиропоток которой с 1 по 7 января превысил 127 тысяч человек, «Тушино» (116 тысяч), а также «Савеловский вокзал», «Белорусский вокзал» и «Одинцово».
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Для проезда по МЦД нужно заплатить 38 рублей (в пределах зоны «Центральная») или 45 рублей (в зоне «Пригород»), воспользовавшись картой «Тройка». В стоимость билета включена бесплатная пересадка на пересадочные станции метро и МЦК. Если маршрут выходит за пределы конечных станций МЦД (зона «Дальняя»), цена поездки складывается по формуле 45 рублей за проезд по МЦД + 23 рубля за каждую зону. Социальные карты москвича действуют в пределах всей зоны МЦД. Теперь нет необходимости оформления билета перед каждой поездкой — нужно оформить безденежный абонемент один раз в месяц в кассе МЦД. Школьники и студенты могут ездить в «Центральной» зоне по городскому абонементу на метро по фиксированной стоимости — 395 рублей в месяц. Однако для этого также необходимо активировать свои проездные. Карты необходимо валидировать на входе и на выходе. За границами «Центральной» зоны продолжают действовать льготы, установленные до открытия МЦД.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
На сайте АО «Центральная ППК» можно рассчитать стоимость вашей поездки на МЦД. Кроме того, вы можете построить весь маршрут с указанием всех необходимых пересадок, используя раздел Московских центральных диаметров на сайте Московского метро.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
При входе в метро необходимо, как обычно, приложить «Тройку» к турникету. На выходе из метро или МЦК карту к валидатору прикладывать уже не нужно. В кассах метрополитена можно активировать свою «Тройку», пополнить «Кошелек» «Тройки» или записать абонемент.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
На станции посадки необходимо приложить билет к турникету/валидатору. Все турникеты работают в обе стороны — на вход или выход, в зависимости от того, куда двигается пассажир. Бесплатная пересадка с МЦД на метро возможна только на станциях, которые указаны как пересадочные. Со списком таких станций можно ознакомиться в разделе МЦД на сайте Мосметро. При выходе со станции необходимо провалидировать ваш билет, чтобы списать правильную сумму за поездку и получить бесплатную пересадку на метро или МЦК. Если этого не сделать, за поездку в метро или МЦК придется платить дополнительно.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Навигация по маршрутам МЦД совмещает в себе стилистику и правила Московского транспорта и РЖД. Ее отличительные черты позволяют быстро найти необходимый путь. Поэтому при переходе из метро на МЦД и обратно не возникает чувства дискомфорта и необходимости разбираться в новых обозначениях.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Поездами МЦД являются не только «Иволги», а все электропоезда (кроме экспрессов), которые курсируют по линиям первых двух Московских центральных диаметров, то есть от станции Одинцово до станции Лобня (МЦД-1) и от станции Подольск до станции Нахабино (МЦД-2). Кроме того, пассажиров на МЦД-1 от Одинцово до Окружной по тарифам МЦД перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
С открытием МЦД пассажирам больше не нужно долго ждать поезда или зависеть от «технологических окон», которые ранее существенно усложняли поездки. Благодаря тому, что поезда теперь ходят в тактовом режиме, пассажирам не придется подстраиваться под расписание. Интервал движения составляет 5-7 минут в часы пик в будни и 10-18 минут в выходные дни и вне часов пик.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Флагман МЦД — поезд «Иволга», спроектированный специально для массовых городских и ближних пригородных перевозок. Сегодня по маршрутам МЦД курсируют две модификации этого поезда – «Иволга 1.0» и «Иволга 2.0». Они создавались и совершенствовались с учетом пожеланий пассажиров, которые были собраны в ходе опросов, в том числе в павильоне МЦД на Киевском вокзале. Современный благоустроенный салон без тамбуров, беспроводной интернет, розетки для подзарядки гаджетов в поездах «Иволга» позволяют максимально комфортно и эффективно проводить время в поездке.
Фото предоставлено АО «Центральная ППК»
Все поезда «Иволга» оборудованы системами климат-контроля и обеззараживания воздуха, многоуровневыми поручнями, бесплатным Wi-Fi, туалетными комнатами. Между тем, в «Иволгах 2.0» стало больше света за счет увеличенной площади остекления дверей, появились столики между креслами и мягкие панели, на которые можно облокотиться тем, кто едет стоя, а в туалетах — сенсорные смесители, дозаторы для мыла и электронные сушилки для рук. В поезде этой модификации также есть полки для малогабаритной ручной клади над сиденьями и крючки для верхней одежды, в каждом кресле и у входных дверей оборудованы USB-разъемы (всего 832 на 11-вагонный состав).
Фото: Павел Ткачук
Во всех головных вагонах составов есть места не только для инвалидных колясок, но и для велосипедов. Учитывая, что каждая ветка Московских центральных диаметров имеет пересадки на МЦК, это значительно повысило мобильность велосипедистов.