«Важно делать что-то, чтобы не сойти с ума» Мир до коронавируса — глазами лучших фотографов современности

22 фото

Еще три месяца назад мир существовал совершенно по другим законам. Пандемия коронавируса изменила ход вещей и взгляд человечества на мир. Глобальная изоляция перечеркнула привычный образ жизни. Какой она была до — расскажут работы финалистов международного конкурса ZEISS Photography Award. В этом году лозунгом премии стала фраза «Видеть дальше и совершать открытия». «Лента.ру» предлагает понаблюдать за этими открытиями, не выходя из дома.

Россиянин Алексей Васильев открыл для себя фотографию достаточно поздно, в возрасте 28 лет. Спустя годы его увлекла идея сделать проект, посвященный людям, которые снимают фильмы в Якутии, далеком уголке России с довольно суровыми погодными условиями. По словам Васильева, жители региона зачастую не имеют профессионального образования и ограничены в денежных средствах, но все равно проводят съемки. Фильмы якутов участвуют в международных фестивалях Европы и Азии и получают награды. У якутского Голливуда есть и свое название — Сахавуд (Sakhawood), от названия Республики Саха.

«Sakhawood» by Alexey Vasilyev, Russian Federation

Фото: Алексей Васильев / ZEISS Photography Award 2020

Россиянин Алексей Васильев открыл для себя фотографию достаточно поздно, в возрасте 28 лет. Спустя годы его увлекла идея сделать проект, посвященный людям, которые снимают фильмы в Якутии, далеком уголке России с довольно суровыми погодными условиями. По словам Васильева, жители региона зачастую не имеют профессионального образования и ограничены в денежных средствах, но все равно проводят съемки. Фильмы якутов участвуют в международных фестивалях Европы и Азии и получают награды. У якутского Голливуда есть и свое название — Сахавуд (Sakhawood), от названия Республики Саха.

Фотограф запечатлел процесс создания кинокартин. В Якутии ежегодно снимают около 10-15 фильмов. И это несмотря на жестокий климат и плохую инфраструктуру в регионе. Васильев после наблюдения за работой режиссеров замечает, что кино здесь снимают скорее не благодаря, а вопреки. Производство осложнено множеством трудностей, но качество якутских фильмов становится только лучше. Это подтверждает и все больший успех картин на международных кинофестивалях.

«Sakhawood» by Alexey Vasilyev, Russian Federation

Фото: Алексей Васильев / ZEISS Photography Award 2020

Фотограф запечатлел процесс создания кинокартин. В Якутии ежегодно снимают около 10-15 фильмов. И это несмотря на жестокий климат и плохую инфраструктуру в регионе. Васильев после наблюдения за работой режиссеров замечает, что кино здесь снимают скорее не благодаря, а вопреки. Производство осложнено множеством трудностей, но качество якутских фильмов становится только лучше. Это подтверждает и все больший успех картин на международных кинофестивалях.

По словам фотографа, в настоящее время киноиндустрия в республике перестала быть хобби и становится полноценной работой, а картины — популярным  у местных зрителей развлечением. Интерес проявляют и иностранные бизнесмены. Для проекта Васильев побывал на съемках фильма «Хара Хаар» («Черный снег») режиссера Степана Бурнашева. Из-за лютого холода (температура воздуха опускалась до минус 40 градусов) киноаппаратура регулярно ломалась, некоторые сцены приходилось переснимать. Этот опыт Васильев называет по-настоящему экстремальным. В конце съемок фотограф даже задумался о том, чтобы самому стать режиссером. «Важно делать что-то, чтобы не сойти с ума в этой богом забытой стране», — заключил Васильев.

«Sakhawood» by Alexey Vasilyev, Russian Federation

Фото: Алексей Васильев / ZEISS Photography Award 2020

По словам фотографа, в настоящее время киноиндустрия в республике перестала быть хобби и становится полноценной работой, а картины — популярным у местных зрителей развлечением. Интерес проявляют и иностранные бизнесмены. Для проекта Васильев побывал на съемках фильма «Хара Хаар» («Черный снег») режиссера Степана Бурнашева. Из-за лютого холода (температура воздуха опускалась до минус 40 градусов) киноаппаратура регулярно ломалась, некоторые сцены приходилось переснимать. Этот опыт Васильев называет по-настоящему экстремальным. В конце съемок фотограф даже задумался о том, чтобы самому стать режиссером. «Важно делать что-то, чтобы не сойти с ума в этой богом забытой стране», — заключил Васильев.

Россиянка Алена Жандарова решила раскрыть тему материнства. Интерес к взаимоотношениям между родителями и детьми она объясняет личными чувствами, испытываемыми после рождения первенца: «Я начала задавать такие вопросы, которые раньше никогда не приходили мне в голову». Желая получить на них ответ, стала общаться с другими родителями. Большинство людей на снимках — ее друзья. Фотограф отмечает, что вокруг материнства до сих пор существует много табу и мифов. К примеру, кормление грудью в общественных местах в некоторых странах все еще вызывает вопросы.

«Hidden Motherhood» by Alena Zhandarova, Russian Federation

Фото: Алена Жандарова / ZEISS Photography Award 2020

Россиянка Алена Жандарова решила раскрыть тему материнства. Интерес к взаимоотношениям между родителями и детьми она объясняет личными чувствами, испытываемыми после рождения первенца: «Я начала задавать такие вопросы, которые раньше никогда не приходили мне в голову». Желая получить на них ответ, стала общаться с другими родителями. Большинство людей на снимках — ее друзья. Фотограф отмечает, что вокруг материнства до сих пор существует много табу и мифов. К примеру, кормление грудью в общественных местах в некоторых странах все еще вызывает вопросы.

Жандарова долго общалась с каждой из женщин, которые участвовали в съемках. Она попросила их написать небольшое эссе о своих впечатлениях от материнства. Так автор серии постепенно начала находить ответы на беспокоившие ее вопросы. Она замечает, что с трудом понимает вещи без возможности увидеть их и таким образом осмыслить. Фотография стала для нее самым важным, безграничным средством коммуникации.

«Hidden Motherhood» by Alena Zhandarova, Russian Federation

Фото: Алена Жандарова / ZEISS Photography Award 2020

Жандарова долго общалась с каждой из женщин, которые участвовали в съемках. Она попросила их написать небольшое эссе о своих впечатлениях от материнства. Так автор серии постепенно начала находить ответы на беспокоившие ее вопросы. Она замечает, что с трудом понимает вещи без возможности увидеть их и таким образом осмыслить. Фотография стала для нее самым важным, безграничным средством коммуникации.

Немецкий фотограф Робин Хинш (Robin Hinsch) посвятил проект ситуации в дельте реки Нигер. В этом районе с когда-то богатой флорой и фауной с середины прошлого века работают нефтяные предприятия. Экологическая ситуация здесь стала катастрофической из-за периодического разлива нефти. Территория в 70 тысяч квадратных километров является родиной более чем для 30 миллионов человек. Местные жители вынуждены жить среди нефтяных и газовых заводов, а под землей то и дело происходят прорывы трубопроводов. Некоторые жители пользуются этим в своих целях. Хинш побывал в этих местах и запечатлел то, как люди продолжают существовать в системе, отрицающей экологию и саму природу.

«Wahala» by Robin Hinsch, Germany

Фото: Robin Hinsch / ZEISS Photography Award 2020

Немецкий фотограф Робин Хинш (Robin Hinsch) посвятил проект ситуации в дельте реки Нигер. В этом районе с когда-то богатой флорой и фауной с середины прошлого века работают нефтяные предприятия. Экологическая ситуация здесь стала катастрофической из-за периодического разлива нефти. Территория в 70 тысяч квадратных километров является родиной более чем для 30 миллионов человек. Местные жители вынуждены жить среди нефтяных и газовых заводов, а под землей то и дело происходят прорывы трубопроводов. Некоторые жители пользуются этим в своих целях. Хинш побывал в этих местах и запечатлел то, как люди продолжают существовать в системе, отрицающей экологию и саму природу.

Вред этим территориям наносится с 1950-х годов, когда в дельте реки появились первые бурильные предприятия. Местные уже около 70 лет живут, наблюдая за тем, как иностранцы портят их землю ради процветания своих стран. При этом присутствие зарубежных компаний отнюдь не сделало жизнь местных спокойнее. По словам Хинша, местные полицейские сопровождали его в отдельных частях региона. Причина — высокая вероятность быть атакованными местными бандами. Фотограф узнал, что до сих пор ни власти, ни компании не предприняли никаких действий по очистке земли и воды от загрязнений.

«Wahala» by Robin Hinsch, Germany

Фото: Robin Hinsch / ZEISS Photography Award 2020

Вред этим территориям наносится с 1950-х годов, когда в дельте реки появились первые бурильные предприятия. Местные уже около 70 лет живут, наблюдая за тем, как иностранцы портят их землю ради процветания своих стран. При этом присутствие зарубежных компаний отнюдь не сделало жизнь местных спокойнее. По словам Хинша, местные полицейские сопровождали его в отдельных частях региона. Причина — высокая вероятность быть атакованными местными бандами. Фотограф узнал, что до сих пор ни власти, ни компании не предприняли никаких действий по очистке земли и воды от загрязнений.

Фотограф из Нидерландов Йоррит Хоэн (Jorrit T. Hoen) специализируется на снимках архитектуры. В новом проекте он обратил внимание на освещение в доме, а точнее — то, как выглядит жилище при его практически полном отсутствии. На это его вдохновил случай: он заметил в соседнем доме странное свечение. Подойдя поближе, Хоэн увидел в окне темную комнату, внутри которой свет шел лишь от аквариума в углу. Этот вид показался ему завораживающим. Он сравнил атмосферу той комнаты со сценой из фильма Дэвида Линча.

«Parallel Universe» by Jorrit T. Hoen, Netherlands

Фото: Jorrit T. Hoen / ZEISS Photography Award 2020

Фотограф из Нидерландов Йоррит Хоэн (Jorrit T. Hoen) специализируется на снимках архитектуры. В новом проекте он обратил внимание на освещение в доме, а точнее — то, как выглядит жилище при его практически полном отсутствии. На это его вдохновил случай: он заметил в соседнем доме странное свечение. Подойдя поближе, Хоэн увидел в окне темную комнату, внутри которой свет шел лишь от аквариума в углу. Этот вид показался ему завораживающим. Он сравнил атмосферу той комнаты со сценой из фильма Дэвида Линча.

«Я стоял на холодной улице в полном одиночестве, а в паре метров от меня находился этот теплый экзотический мир с рыбками», — вспоминает фотограф. По его словам, он любовался необычным видом около пяти минут, после этого сделал снимок и обратился к жильцу дома. Тот разрешил ему поработать и внутри комнаты. Вместе они наблюдали за тем, как освещение внутри аквариума меняло восприятие всего вокруг. По словам Хоэна, он предпочитает подход наблюдателя — в кадр не вносятся какие-либо предметы или образы специально для снимка. Однако для этой серии он сделал исключение, ведь именно отсутствие людей и приглушенный свет помогли добиться той самой магии, которая заворожила его в самый первый раз.

«Parallel Universe» by Jorrit T. Hoen, Netherlands

Фото: Jorrit T. Hoen / ZEISS Photography Award 2020

«Я стоял на холодной улице в полном одиночестве, а в паре метров от меня находился этот теплый экзотический мир с рыбками», — вспоминает фотограф. По его словам, он любовался необычным видом около пяти минут, после этого сделал снимок и обратился к жильцу дома. Тот разрешил ему поработать и внутри комнаты. Вместе они наблюдали за тем, как освещение внутри аквариума меняло восприятие всего вокруг. По словам Хоэна, он предпочитает подход наблюдателя — в кадр не вносятся какие-либо предметы или образы специально для снимка. Однако для этой серии он сделал исключение, ведь именно отсутствие людей и приглушенный свет помогли добиться той самой магии, которая заворожила его в самый первый раз.

Выросший в Китае фотожурналист Пань Ван (Pan Wang) создал серию фотографий в память об отце, умершем, когда Вану было пять лет. Среди воспоминаний у него остался образ гор, где они бывали вместе с отцом. Через 30 лет фотограф сам стал отцом и решил уйти из журналистики. Он занялся собственными фотопроектами. Три года ему потребовалось для того, чтобы через образы гор восстановить утраченные воспоминания об отце.

«Like a father, Like a mountain» by Pan Wang 攀 王, China

Фото: Pan Wang / ZEISS Photography Award 2020

Выросший в Китае фотожурналист Пань Ван (Pan Wang) создал серию фотографий в память об отце, умершем, когда Вану было пять лет. Среди воспоминаний у него остался образ гор, где они бывали вместе с отцом. Через 30 лет фотограф сам стал отцом и решил уйти из журналистики. Он занялся собственными фотопроектами. Три года ему потребовалось для того, чтобы через образы гор восстановить утраченные воспоминания об отце.

«Я часто думаю об отце, когда хожу в горы в одиночестве», — рассказал Ван. Фотограф вспомнил, как отец вез его на спине, а сам крутил педали велосипеда. Ван не стесняется говорить о том, как ему не хватало отца в детстве, и даже сейчас иногда плачет от нахлынувшей грусти. Он признается, что каждый удачный снимок для проекта в горной местности помогает ему справиться с этой потерей.

«Like a father, Like a mountain» by Pan Wang 攀 王, China

Фото: Pan Wang / ZEISS Photography Award 2020

«Я часто думаю об отце, когда хожу в горы в одиночестве», — рассказал Ван. Фотограф вспомнил, как отец вез его на спине, а сам крутил педали велосипеда. Ван не стесняется говорить о том, как ему не хватало отца в детстве, и даже сейчас иногда плачет от нахлынувшей грусти. Он признается, что каждый удачный снимок для проекта в горной местности помогает ему справиться с этой потерей.

Бразильянка Луиза Дорр (Luisa Dörr) рассказывает о боливийских женщинах-борцах. Серия работ «Летающие чолитас» посвящена одной из самых маргинализированных групп в стране. Чолитас стали символом борьбы за гражданские права и эмансипацию женщин. Они борются не только как рестлеры — на ринге, но и за его пределами, стараясь заработать на жизнь.

«The Flying Cholitas» by Luisa Dörr, Brazil

Фото: Luisa Dörr / ZEISS Photography Award 2020

Бразильянка Луиза Дорр (Luisa Dörr) рассказывает о боливийских женщинах-борцах. Серия работ «Летающие чолитас» посвящена одной из самых маргинализированных групп в стране. Чолитас стали символом борьбы за гражданские права и эмансипацию женщин. Они борются не только как рестлеры — на ринге, но и за его пределами, стараясь заработать на жизнь.

В настоящее время чолитас стали символом женского самоопределения, уверена Дорр. В процессе работы она почувствовала, что главное желание  участниц съемок — уважительное отношение других людей. Проект был полон сложностей, ведь, как оказалось, чолитас вовсе не грезят общением с журналистами и фотографами. Снимки делались в горной местности, в четырех тысячах метров над уровнем моря, где даже дышать порой трудно. Но это того стоило, замечает Дорр.

«The Flying Cholitas» by Luisa Dörr, Brazil

Фото: Luisa Dörr / ZEISS Photography Award 2020

В настоящее время чолитас стали символом женского самоопределения, уверена Дорр. В процессе работы она почувствовала, что главное желание участниц съемок — уважительное отношение других людей. Проект был полон сложностей, ведь, как оказалось, чолитас вовсе не грезят общением с журналистами и фотографами. Снимки делались в горной местности, в четырех тысячах метров над уровнем моря, где даже дышать порой трудно. Но это того стоило, замечает Дорр.

Фотограф из Германии Магдалена Штенгель (Magdalena Stengel) привела интересную статистику: число долгожителей в стране неуклонно растет. За последние десять лет число граждан ФРГ, доживших до ста и более лет выросло в два раза. Вскоре отмечать столетие будет не таким уж необычным событием, уверена Штенгель. Она посетила несколько десятков празднований столетия и понаблюдала примерно за 30 семьями по всей Германии.

«±100» by Magdalena Stengel, Germany

Фото: Magdalena Stengel / ZEISS Photography Award 2020

Фотограф из Германии Магдалена Штенгель (Magdalena Stengel) привела интересную статистику: число долгожителей в стране неуклонно растет. За последние десять лет число граждан ФРГ, доживших до ста и более лет выросло в два раза. Вскоре отмечать столетие будет не таким уж необычным событием, уверена Штенгель. Она посетила несколько десятков празднований столетия и понаблюдала примерно за 30 семьями по всей Германии.

Штенгель заметила, что большинство долгожителей живут отдельно в своих домах и успешно справляются со всем самостоятельно, без чьей-либо помощи. Следуя стереотипам, фотограф думала, что встретит людей слабых и хилых, но все оказалось совершенно иначе. На практике немцы, которые прошли через боль, болезни и ограничения, оказались сильными и позитивными. Несмотря на возраст, они смотрят в будущее и думают о жизни в настоящем, а не в прошедшем времени.

«±100» by Magdalena Stengel, Germany

Фото: Magdalena Stengel / ZEISS Photography Award 2020

Штенгель заметила, что большинство долгожителей живут отдельно в своих домах и успешно справляются со всем самостоятельно, без чьей-либо помощи. Следуя стереотипам, фотограф думала, что встретит людей слабых и хилых, но все оказалось совершенно иначе. На практике немцы, которые прошли через боль, болезни и ограничения, оказались сильными и позитивными. Несмотря на возраст, они смотрят в будущее и думают о жизни в настоящем, а не в прошедшем времени.

Итальянец Стефано Сбрулли (Stefano Sbrulli) десять лет отработал дизайнером и захотел узнать, что скрывается за всеми теми образами, которые он создает. Узнав правду о том, как крупные компании загрязняют Землю, он увлекся изучением деятельности угольных предприятий в Латинской Америке. Одно из них он посетил в Перу. Провинция Паско, запечатленная на снимке, больше чем наполовину состоит из территорий, где производится разработка и транспортировка угля.

«Tajo» by Stefano Sbrulli, Italy

Фото: Stefano Sbrulli / ZEISS Photography Award 2020

Итальянец Стефано Сбрулли (Stefano Sbrulli) десять лет отработал дизайнером и захотел узнать, что скрывается за всеми теми образами, которые он создает. Узнав правду о том, как крупные компании загрязняют Землю, он увлекся изучением деятельности угольных предприятий в Латинской Америке. Одно из них он посетил в Перу. Провинция Паско, запечатленная на снимке, больше чем наполовину состоит из территорий, где производится разработка и транспортировка угля.

Столица региона, город Серро-де-Паско, является местной штаб-квартирой угольного бизнеса. Так Сбрулли узнал, что индустрия процветает в одном из самых бедных городов Перу, а здравоохранение для местных жителей является чем-то неслыханным. Проживающие в городе находятся будто в заточении: с загрязненным воздухом, без экономических и социальных перспектив.

«Tajo» by Stefano Sbrulli, Italy

Фото: Stefano Sbrulli / ZEISS Photography Award 2020

Столица региона, город Серро-де-Паско, является местной штаб-квартирой угольного бизнеса. Так Сбрулли узнал, что индустрия процветает в одном из самых бедных городов Перу, а здравоохранение для местных жителей является чем-то неслыханным. Проживающие в городе находятся будто в заточении: с загрязненным воздухом, без экономических и социальных перспектив.

В один из дней он посетил похороны пятилетнего Лионеля. Сбрулли подсчитал, что по международным стандартам все население необходимо госпитализировать из-за отравления тяжелыми металлами. Это приводит к ранним смертям у жителей и повышенной смертности у младенцев. Даже по меркам всего Перу у местного населения в четыре раза чаще диагностируют рак.

«Tajo» by Stefano Sbrulli, Italy

Фото: Stefano Sbrulli / ZEISS Photography Award 2020

В один из дней он посетил похороны пятилетнего Лионеля. Сбрулли подсчитал, что по международным стандартам все население необходимо госпитализировать из-за отравления тяжелыми металлами. Это приводит к ранним смертям у жителей и повышенной смертности у младенцев. Даже по меркам всего Перу у местного населения в четыре раза чаще диагностируют рак.

Литовец Тадас Казакявичюс (Tadas Kazakevicius) в цикле «Меж двух берегов» показал жизнь и промысел молодых рыбаков Куршской косы — самой большой песчаной косы на планете. Вокруг стояла тишина и покой, почти мистическая пустота, описывает автор. Вскоре фотограф узнал, что люди, работающие здесь, почти всегда связаны с этим местом рождением или родственными связями. Интересные участники съемок и волшебные локации помогли Казакявичюсу заново открыть косу, которая простирается от Калининградской области до Литвы.

«Between Two Shores» by Tadas Kazakevicius, Lithuania

Фото: Tadas Kazakevicius / ZEISS Photography Award 2020

Литовец Тадас Казакявичюс (Tadas Kazakevicius) в цикле «Меж двух берегов» показал жизнь и промысел молодых рыбаков Куршской косы — самой большой песчаной косы на планете. Вокруг стояла тишина и покой, почти мистическая пустота, описывает автор. Вскоре фотограф узнал, что люди, работающие здесь, почти всегда связаны с этим местом рождением или родственными связями. Интересные участники съемок и волшебные локации помогли Казакявичюсу заново открыть косу, которая простирается от Калининградской области до Литвы.

Раньше Казакявичюс часто посещал это место, но с совершенно другой целью. То были летние каникулы, и он по-другому оценивал эти берега и леса. В этот раз он посвятил свое время рыбакам и их семьям. На литовской части косы сохранились многовековые традиции: рыбацкие деревушки за столько лет совершенно не изменились. Он подходил к этим избушкам и слушал истории жителей, прежде чем их снимать.

«Between Two Shores» by Tadas Kazakevicius, Lithuania

Фото: Tadas Kazakevicius / ZEISS Photography Award 2020

Раньше Казакявичюс часто посещал это место, но с совершенно другой целью. То были летние каникулы, и он по-другому оценивал эти берега и леса. В этот раз он посвятил свое время рыбакам и их семьям. На литовской части косы сохранились многовековые традиции: рыбацкие деревушки за столько лет совершенно не изменились. Он подходил к этим избушкам и слушал истории жителей, прежде чем их снимать.

Победитель конкурса — южнокорейский фотограф Кен Джун Ян (KyeongJun Yang) с серией «Метаморфозы». Она состоит из черно-белых фотографий в жанре портретной или предметной съемки. Фотопроект посвящен возлюбленной фотографа — Джулии Чен. Она эмигрировала из Китая в США, когда ей было 12 лет, а ее родители развелись.

«Metamorphosis» by KyeongJun Yang, South Korea

Фото: KyeongJun Yang / ZEISS Photography Award 2020

Победитель конкурса — южнокорейский фотограф Кен Джун Ян (KyeongJun Yang) с серией «Метаморфозы». Она состоит из черно-белых фотографий в жанре портретной или предметной съемки. Фотопроект посвящен возлюбленной фотографа — Джулии Чен. Она эмигрировала из Китая в США, когда ей было 12 лет, а ее родители развелись.

Расспрашивая девушку о ее прошлом и планах на будущее, фотограф осознал, как много перемен происходило в ее жизни. Именно поэтому кореец и выбрал такое название для цикла. Раньше он приглашал для съемок незнакомцев и не общался с ними после окончания работы. Но однажды, показывая снимки, услышал упрек, что за его фото нет никакой истории. Тогда Ян задался целью сделать проект с историей. Снимки серии «Метаморфозы» дополняются выдержками из дневника его девушки.

«Metamorphosis» by KyeongJun Yang, South Korea

Фото: KyeongJun Yang / ZEISS Photography Award 2020

Расспрашивая девушку о ее прошлом и планах на будущее, фотограф осознал, как много перемен происходило в ее жизни. Именно поэтому кореец и выбрал такое название для цикла. Раньше он приглашал для съемок незнакомцев и не общался с ними после окончания работы. Но однажды, показывая снимки, услышал упрек, что за его фото нет никакой истории. Тогда Ян задался целью сделать проект с историей. Снимки серии «Метаморфозы» дополняются выдержками из дневника его девушки.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше