В Москве на 85-м году жизни скончался Роман Виктюк — российский и украинский театральный режиссер, педагог и художественный руководитель Театра Романа Виктюка. За плечами знаменитого театрального деятеля — более 250 спектаклей, среди которых постановка «Служанки» по пьесе Жана Жене, которую после «Сатирикона» увидел весь мир. В США Виктюка включили в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину ХХ века, а его ранними работами восхищался сам Марчелло Мастроянни. «Я бацилла. Не смертоносная, а животворящая», — шутил про себя Виктюк. О творческом пути и главных достижениях знаменитого режиссера — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Мамонтов Сергей / ТАСС
Родившийся во Львове Виктюк уже в школьные годы начал проявлять интерес к театру и ставил небольшие спектакли с одноклассниками. В 1956 году он окончил актерский факультет ГИТИСа и начал работать в труппе Львовского театра юного зрителя. Именно там он поставил свой первый спектакль — «Все это не так просто» по пьесе Георгия Шмелева.
Фото: Эдди Опп / «Коммерсантъ»
За дебютом в Львовском театре юного зрителя последовала работа в театрах Киева, Калинина и Вильнюса. До 1974 года Виктюк также был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литовской ССР, где отметился целым рядом запоминающихся постановок, включая «Продавца дождя» и «Мастера и Маргариту».
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
С середины 1970-х Роман Виктюк занимается и спектаклями в московских театрах. Постановка «Служанки» на сцене «Сатирикона» становится самой известной в его карьере. Ее показывают во многих странах мира, активно хвалят в прессе — спектакль по пьесе Жана Жене превращает самого Виктюка в одного из самых известных театральных деятелей того времени.
Фото: Алексей Бабушкин / ТАСС
«Я ставил всех тех, кого они [власть] не принимали. Это и Вампилов, великий драматург, Володин — ваш человек, Петрушевская, Радзинский, Рощин — целый ряд людей. Все те, кого они не допускали. Я не понимал, это смелость или что. Я не понимал, но знал, что мне надо», — утверждал режиссер.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
В 1996 году режиссер основал московский драматический Театр Романа Виктюка, который открылся спектаклем «М. Баттерфляй». Там же была показана его легендарная «Саломея». «Я никогда не шагал в шеренге. Когда все идут в первых рядах, в центре, я — всегда на обочине. Шел в стороне, на них смотрел, улыбался, как будто я тот мальчишка, который подглядывает за людьми. Если ты — не та боевая, грозная армада, тебе тяжелее, но вернее», — говорил режиссер. Он утверждал, что никогда не гнался за успехом, ведь тогда «нужно ставить все простое, развлекательное», в то время как режиссера куда больше интересовали спектакли, которые до него Россия никогда не видела.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Роман Виктюк рассказывал, что черпает творческое вдохновение из прошлого, и верил, что в 1913 году Земля попала в особое энергетическое поле: «Высчитано — и это правда, — что в 1913 году Земля попадала в поле этой энергии — это была творческая подпитка всего и вся на планете. И вот тогда в России был тот культурный взрыв, когда были обэриуты, Серебряный век, Ахматова... И все закончилось с их уходом. Сейчас у нас период, когда творческое начало на нулевой отметке. Слушай, я не шучу. И сейчас счастье наше в том, что ошметки той энергии, они еще в каких-то индивидуальностях живут вспышками озарения».
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Роман Виктюк рассказывал, что артистов для своих постановок он не выбирал — они приходили к нему сами. При этом режиссер был уверен, что мужчины могут сыграть женские роли, в то время как женщинам он отказывал в праве играть мужчин. «Женщины вообще не могут играть мужчин. Более того, женщинам не надо заниматься театральным искусством. Раньше женщин не брали в театр, и правильно делали. Но женщины всегда хотели и хотят попасть на сцену. Женщин-актрис волнует успех, и только. Потом они платят очень дорогую цену за успех, но в начале не понимают — какова будет цена. Утверждение своего "я" для них важнее. Женщины нередко не могут остановиться в своих желаниях, мечтах, стремлениях. Они ищут, блуждают, и бывает, что сходят с ума», — считал режиссер.
Фото: Антон Тушин / ТАСС
Эротизм и любовные отношения всегда были центральной темой творчества Романа Виктюка. «Любовь — вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета», — считал он.
Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»
Когда отечественный театр с распадом Советского Союза избавился от гнета цензуры, пожалуй, именно Виктюк первым сумел привнести на сцену подлинную свободу. Вовсе не только в виде своих фирменных провокаций, заигрываний с эротикой и темой сексуальности — но и в плане прежде всего постановочной свободы, воли работать с любыми произведениями и переосмыслять их в самом радикальном ключе.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
О своем собственном таланте и значении для театра Виктюк, как казалось со стороны, был прекрасно осведомлен. Поэтому не стеснялся режиссер и высказываться на эту тему, не без присущей ему во всем самоиронии. Так, например, он рассказывал о встрече с Марчелло Мастроянни: «"Bello, bellissimo, genialo!" — Марчелло Мастроянни кричал, что хочет увидеть автора постановки. А я стою скромно. И ему говорят: "Вот". А он говорит: "Genio!" Я говорю: "Я Роман". — «Genio!"»
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости
«Меня приучили к деньгам относиться бережно. Когда я снял первый фильм, двухсерийный, то получил по тем временам большие деньги. Я сложил их в чемодан и поехал с ним во Львов. Собрал всех родственников — и маленьких, и больших — в квартире. Хорошо помню эту квартиру, и паркетный пол, и что солнце светило. Они все сели, и я открыл чемодан. А он битком набит — я же нарочно, ради эффекта, поменял всю сумму на мелкие по пять рублей, и это была целая куча. И вот я выбрасываю их, выбрасываю — чемодан уже пустой, и весь паркет в деньгах. Пауза. И тут мама так спокойно говорит: «Де вiн це украл?» Причем не в осуждении, а в изумлении. Я им оставил все эти деньги — и думаешь, они их сразу потратили? Нет. Помаленечку-помаленечку в течение многих лет расходовали. Вот такое отношение к деньгам. Это другая система ценностей», — а так Виктюк думал о деньгах.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Роман Виктюк скончался 17 ноября в результате перенесенного инсульта. За несколько недель до своей смерти режиссер попал в реанимацию Городской клинической больницы имени братьев Бахрушиных в Москве — тогда у него обнаружили коронавирус. Виктюк дожил до 84 лет, однако верил, что в душе режиссеру всегда должно быть 19 — только так он способен сохранить детское восприятие жизни и творчества. «Возраст — бестактность природы: она, идиотка, с легкостью его нам навязывает и никогда за это не извиняется», — говорил постановщик.