Культура

«Я болен Гафтом неизлечимо» Умер легендарный актер Валентин Гафт. Он пережил войну, играл у Рязанова и был звездой театра

11 фото

В Москве на 86-м году жизни скончался народный артист РСФСР Валентин Гафт. Причиной смерти стал инсульт, перенесенный им несколько лет назад и от последствий которого актер так и не смог оправиться. Гафт был знаменит в театральной и кинематографической среде своей удивительной внутренней свободой — и неповторимостью присутствия на сцене и в кадре: феномен его игры пытались на разный лад осмыслить режиссеры и писатели уровня Эльдара Рязанова, Ролана Быкова и Григория Горина. Последний в своем знаменитом посвящении артисту писал: «Гафт — не фамилия, а диагноз», и добавлял, что «болен Гафтом неизлечимо». О каком еще отечественном актере можно сказать подобное? «Лента.ру» вспоминает главные события в карьере Валентина Гафта.

Культовому роману Булгакова не то чтобы везло с экранизациями — но совершенно точно можно утверждать, что лучшим из киновоплощений Воланда стал именно Гафт в снятом в 1990-х, но увидевшем свет только на рубеже 2010-х фильме Юрия Кары. Фирменная язвительность, внутренняя ранимость, благородство присутствия в кадре — все эти присущие каждому актерскому перформансу Гафта черты идеально легли на образ затесавшегося в довоенной Москве демонического искусителя.

Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», 2010 год

Фото: ТАСС

Культовому роману Булгакова не то чтобы везло с экранизациями — но совершенно точно можно утверждать, что лучшим из киновоплощений Воланда стал именно Гафт в снятом в 1990-х, но увидевшем свет только на рубеже 2010-х фильме Юрия Кары. Фирменная язвительность, внутренняя ранимость, благородство присутствия в кадре — все эти присущие каждому актерскому перформансу Гафта черты идеально легли на образ затесавшегося в довоенной Москве демонического искусителя.

Театральная карьера Гафта набрала ход после работы со знаменитым режиссером Анатолием Эфросом в «Ленкоме» — но свой настоящий дом актер обрел в театре «Современник», куда перешел в 1969-м и где быстро стал одним из ведущих артистов в труппе. Приглашение служить в «Современнике» Гафту сделал создатель театра Олег Ефремов, дар актера ценивший особенно высоко.

Спектакль «Балалайкин и К» в театре «Современник», 1973 год

Фото: Михаила Строков / ТАСС

Театральная карьера Гафта набрала ход после работы со знаменитым режиссером Анатолием Эфросом в «Ленкоме» — но свой настоящий дом актер обрел в театре «Современник», куда перешел в 1969-м и где быстро стал одним из ведущих артистов в труппе. Приглашение служить в «Современнике» Гафту сделал создатель театра Олег Ефремов, дар актера ценивший особенно высоко.

В кино Гафт вплоть до середины 1970-х играл почти исключительно эпизодические роли — негероическая внешность мешала режиссерам разглядеть в нем потенциал для главных персонажей. Впрочем, и в эпизодах актер был нередко по-настоящему гениален: так небольшой, но запоминающийся выход в роли пьющего лакея Брассета из ставшего народным телефильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» сделал его узнаваемым по всей стране.

Фильм Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год

Кадр: фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!»

В кино Гафт вплоть до середины 1970-х играл почти исключительно эпизодические роли — негероическая внешность мешала режиссерам разглядеть в нем потенциал для главных персонажей. Впрочем, и в эпизодах актер был нередко по-настоящему гениален: так небольшой, но запоминающийся выход в роли пьющего лакея Брассета из ставшего народным телефильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» сделал его узнаваемым по всей стране.

«Я лично болен Гафтом еще с юности. Когда увидел его в спектаклях у Эфроса. Потом в "Сатире". Потом опять у Эфроса. Потом в "Современнике"… Потом он меня уже преследовал всюду. Когда я вижу его на сцене, у меня начинает стучать сердце, слезятся глаза, мурашки бегут по коже. От общения с ним кружится голова, всякий разговор — шаг в безумие», — говорил о даровании Гафта друживший с ним писатель и драматург Григорий Горин.

Спектакль «Пигмалион» в театре «Современник», 1995 год

Фото: Владимир Яцин / ТАСС

«Я лично болен Гафтом еще с юности. Когда увидел его в спектаклях у Эфроса. Потом в "Сатире". Потом опять у Эфроса. Потом в "Современнике"… Потом он меня уже преследовал всюду. Когда я вижу его на сцене, у меня начинает стучать сердце, слезятся глаза, мурашки бегут по коже. От общения с ним кружится голова, всякий разговор — шаг в безумие», — говорил о даровании Гафта друживший с ним писатель и драматург Григорий Горин.

Некоторым актерам, чтобы по-настоящему раскрыться на киноэкране, оказывается необходимо найти своего режиссера. Для Гафта таким постановщиком стал Эльдар Рязанов — это именно он более-менее по стечению обстоятельств взял до этого обходившегося в кино персонажами второго плана (несмотря на уже очень солидную репутацию в театре) артиста на центральную роль в «Гараже». После этого Гафт появлялся почти во всех последующих рязановских фильмах — например, в остросоциальной трагикомедии времен распада СССР «Небеса обетованные».

Фильм Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», 1991 год

Фото: Б. Кречетов / РИА Новости

Некоторым актерам, чтобы по-настоящему раскрыться на киноэкране, оказывается необходимо найти своего режиссера. Для Гафта таким постановщиком стал Эльдар Рязанов — это именно он более-менее по стечению обстоятельств взял до этого обходившегося в кино персонажами второго плана (несмотря на уже очень солидную репутацию в театре) артиста на центральную роль в «Гараже». После этого Гафт появлялся почти во всех последующих рязановских фильмах — например, в остросоциальной трагикомедии времен распада СССР «Небеса обетованные».

«В актере чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль, в котором он "все сделает замечательно". И после нового дубля опять нет в Гафте чувства удовлетворения. Самоедство, по-моему, просто сжигает его. Почти не помню, чтобы Гафт был доволен собой», — говорил о характере Гафта и его перфекционизме Эльдар Рязанов.

Фильм Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», 1987 год

Кадр: фильм «Забытая мелодия для флейты» / Legion-media.ru

«В актере чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль, в котором он "все сделает замечательно". И после нового дубля опять нет в Гафте чувства удовлетворения. Самоедство, по-моему, просто сжигает его. Почти не помню, чтобы Гафт был доволен собой», — говорил о характере Гафта и его перфекционизме Эльдар Рязанов.

Славу Гафту создали не только роли в театре и кино, но и абсолютно феерическое, неповторимое чувство юмора. Его он реализовывал в многочисленных стихотворных эпиграммах, которые посвящал своим знакомым артистам, режиссерам и писателям и с большим успехом исполнял на капустниках и творческих вечерах. «Все знают Мишу Козакова — всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца», — так, например, Гафт по-дружески съязвил о коллеге по ремеслу Михаиле Козакове.

Спектакль «Уйди-уйди» в театре «Современник», 2003 год

Фото: Александр Яковлев / ТАСС

Славу Гафту создали не только роли в театре и кино, но и абсолютно феерическое, неповторимое чувство юмора. Его он реализовывал в многочисленных стихотворных эпиграммах, которые посвящал своим знакомым артистам, режиссерам и писателям и с большим успехом исполнял на капустниках и творческих вечерах. «Все знают Мишу Козакова — всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца», — так, например, Гафт по-дружески съязвил о коллеге по ремеслу Михаиле Козакове.

Пожалуй, самую пронзительную свою роль в кино Гафт сыграл, конечно, тоже у Рязанова — причем ее режиссер и автор сценария Григорий Горин писали именно под него. Казалось бы, образ бравого гусара с печалью во взгляде не вполне увязывался с фирменным, скорее сатирическим амплуа Гафта — но, как вспоминал тот же Рязанов, за напускной язвительностью и колкостью у артиста скрывались ранимая душа и стальная сила воли. Именно эти его качества в «О бедном гусаре замолвите слово» наконец и выходят на первый план.

Фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год

Кадр: фильм «О бедном гусаре замолвите слово»

Пожалуй, самую пронзительную свою роль в кино Гафт сыграл, конечно, тоже у Рязанова — причем ее режиссер и автор сценария Григорий Горин писали именно под него. Казалось бы, образ бравого гусара с печалью во взгляде не вполне увязывался с фирменным, скорее сатирическим амплуа Гафта — но, как вспоминал тот же Рязанов, за напускной язвительностью и колкостью у артиста скрывались ранимая душа и стальная сила воли. Именно эти его качества в «О бедном гусаре замолвите слово» наконец и выходят на первый план.

Гротескный, во многом балаганный персонаж председателя гаражного кооператива Сидорина оживает в «Гараже» Рязанова именно благодаря естественности, органике существования в объективе камеры Гафта — актер взял карикатурный по своей природе образ и добавил ему реализма, сделав мгновенно узнаваемым типажом эпохи брежневского застоя. Нет ничего удивительного, что именно после этой роли Гафт стал настоящей звездой.

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж», 1979 год

Кадр: фильм «Гараж»

Гротескный, во многом балаганный персонаж председателя гаражного кооператива Сидорина оживает в «Гараже» Рязанова именно благодаря естественности, органике существования в объективе камеры Гафта — актер взял карикатурный по своей природе образ и добавил ему реализма, сделав мгновенно узнаваемым типажом эпохи брежневского застоя. Нет ничего удивительного, что именно после этой роли Гафт стал настоящей звездой.

«Он как талантливый человек, как человек, у которого кроме ума очень развита интуиция, очень точно видит и неожиданно вскрывает какие-то вещи, которые, может быть, кому-то видны, а кому-то не видно их вообще. В другом человеке, в людях, в предметах или в явлении», — говорил о таланте Гафта его коллега по труппе «Современника» Игорь Кваша.

Спектакль «Плаха» в театре «Современник», 1981 год

Фото: Олег Иванов / ТАСС

«Он как талантливый человек, как человек, у которого кроме ума очень развита интуиция, очень точно видит и неожиданно вскрывает какие-то вещи, которые, может быть, кому-то видны, а кому-то не видно их вообще. В другом человеке, в людях, в предметах или в явлении», — говорил о таланте Гафта его коллега по труппе «Современника» Игорь Кваша.

Гафт продолжал играть вплоть до конца 2010-х, когда у него начались проблемы со здоровьем. Но свои, пожалуй, самые заметные роли последних двух десятилетий на большом экране он сыграл у Никиты Михалкова — в «Утомленных солнцем 2» и особенно в «12», где изобразил, наверное, мудрейшего из двенадцати разгневанных мужчин-присяжных — еврея-интеллигента, отец которого прошел концлагерь.

Фильм Никиты Михалкова «12», 2007 год

Кадр: фильм «12»

Гафт продолжал играть вплоть до конца 2010-х, когда у него начались проблемы со здоровьем. Но свои, пожалуй, самые заметные роли последних двух десятилетий на большом экране он сыграл у Никиты Михалкова — в «Утомленных солнцем 2» и особенно в «12», где изобразил, наверное, мудрейшего из двенадцати разгневанных мужчин-присяжных — еврея-интеллигента, отец которого прошел концлагерь.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.