В московском Мультимедиа Арт Музее (МАММ) проходит выставка «Между воображением и реальностью», ретроспектива культовой американской художницы Сэнди Скогланд, прославившейся инсталляциями, напоминающими 3D-арт — при том что эти работы создавались задолго до широкого распространения компьютерного моделирования и доступных графических редакторов. В своих работах Скогланд размышляет о влиянии рекламы на наше сознание, о взаимодействии человека с природой и даже поднимает вопрос о том, что такое реальность в принципе. Лучшие работы американской художницы — в галерее «Ленты.ру».
Выставка Сэнди Скогланд «Между воображением и реальностью» проходит в Мультимедиа Арт Музее до 14 марта. Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, музей закрыт для посещения до 22 января, но экскурсию по выставке можно посетить в онлайн-формате

«Радиоактивные кошки», 1980 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Один из самых известных снимков Скогланд, «Радиоактивные кошки», изображает постапокалиптическую сцену жизни американской семьи после ядерной катастрофы. В основе этой (и большинства других) работы лежат tableaux vivants, так называемые «живые картины» — художница создает красочные, тщательно проработанные сюрреалистические пространства (порой этот процесс занимает целые месяцы), после чего помещает в них живых моделей для фотосъемки. «Радиоактивные кошки» стали не только знаковой работой Скогланд, но и одной из самых известных tableaux vivants в мире.

«Райское собрание», 1991 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Эти работы, при всей их китчевой искусственности, создавались без использования компьютерной графики — скульптуры с инсталляций собственноручно вылеплены художницей из глины или собраны из проволоки и штукатурки. Впоследствии элементы ее фоторабот стали отдельными экспонатами выставок. Животные в масштабных инсталляциях Скогланд становятся символом взаимодействия человека с природой, влияния людей на окружающую среду.

«Месть золотой рыбки», 1981 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
В «Мести золотой рыбки», еще одной знаковой работе Скогланд, искусственно выведенный человеком китайский карась, ставший одной из самых популярных аквариумных рыб в мире, оккупирует человеческое жилище, обитатели которого будто сами оказываются в аквариуме. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — объясняет художница.

«Колени в ванне». Из серии «Размышления в доме на колесах», 1977 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Скогланд, изучавшая в 1960-х изобразительное искусство и авангардный кинематограф, в 1970-х увлеклась созданием концептуальных произведений. Тогда же она решила документировать свои работы при помощи фотографии. В 1977-м художница, проживавшая на тот момент в трейлере на ферме, вдохновилась на создание серии «Размышления в доме на колесах» — в ней Скогланд восстановила кукольный интерьер дома, имитирующий богатое убранство.

«Розовая раковина». Из серии «Размышления в доме на колесах», 1977 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Ключевой темой фотоинсталляций художницы является тема восприятия реальности, которая радикально трансформируется с наступлением глобализма и масскульта. Человечество столетиями стремилось поместить себя в мир максимально искусственный (оглянитесь вокруг, нам вполне это удалось), в котором царят свои стандарты красоты и понятия прекрасного. Скогланд предлагает взглянуть на этот мир глазами чужака или, как она сама выражается, инопланетянина.

«Аксессуары», 1979 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Стерильные рекламные интерьеры с богатым убранством — это осмысление культуры потребления, символизирующей для Скогланд американскую мечту с билбордов, из глянцевых журналов и телевидения.

«Горох на тарелке». Из серии «Натюрморт», 1978 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Более тщательно тему манипулирования рекламой сознанием потребителя художница исследует в серии «Натюрморты». В них Скогланд буквально фетишизирует обычные продукты питания на манер рекламных изображений, подчеркивая их неестественность. Овощи и фрукты на этих снимках становятся еще одним элементом декора, повторяя паттерны собственного фона и становясь похожими на оптические иллюзии.

«Апельсин на коробке». Из серии «Натюрморт», 1978 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Произведения, связанные с едой, Скогланд считает универсальным искусством по той причине, что «едят все» — поэтому эти образы близки и понятны каждому. При этом яркие паттерны и геометрические фигуры в разных измерениях, создающие фон привычной пище, скорее призваны вызвать у наблюдателя замешательство.

«Свадьба», 1994 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
Еще одна тема работ Скогланд — тревога, неотъемлемое, преследующее человека в самых разных ситуациях чувство. Художница пытается воссоздать это ощущение волнения и неясного беспокойства в инсталляциях, которые, к слову, визуально весьма похожи на работы еще одного мастера саспенса, американского режиссера Дэвида Линча. При этом напряженной атмосфере инсталляций противопоставляется красочная обстановка изображения — воображаемое контрастирует с реальным.

«Микробы повсюду», 1984 год
Фото: Sandy Skoglund / Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)
В изображении этого «реального» Скогланд чуть ли не ввергается в темы диалектического материализма — в ее работах субъективная реальность показана не только с позиции людей, но и других живых существ, будь то животные или даже микробы. Огромная и непостижимая разница в восприятии окружающего мира его обитателями натолкнула художницу на мысль, что реальность для нас — хаос, проявляющийся за счет ограниченности нашего видения.