Африка по-прежнему остается для большинства западных туристов загадочной, неизведанной и страшной. Привыкших к отдыху в all-inclusive путешественников пугают дремучие джунгли, экзотическая фауна, смертельные болезни и агрессивные местные жители.
Но далеко не все африканские страны в действительности так таинственны и опасны. Многие из них, в том числе Уганда, которую неофициально зовут «жемчужиной Африки», давно изъезжены искателями приключений вдоль и поперек. Кого-то привлекает здешнее сафари с необычными животными, другим пришлись по вкусу величественные вулканы и водопады, третьи в восторге от спокойных и неконфликтных местных жителей.
Среди посетивших Уганду оказалась и российская фотохудожница, которая отправилась к двум самым крупным озерам страны — Виктория и Альберт. Путешественница запечатлела жизнь поселений, обосновавшихся на берегах водоемов. Ее лучшие снимки о повседневности угандийцев — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Елена Хованская
Озеро Альберт, раскинувшееся на площади 5,3 тысячи квадратных километров, считается самым протяженным в Уганде после озера Виктория. Длинное и глубокое, оно находится на территории Восточно-Африканской рифтовой долины, на границе между Угандой и Демократической Республикой Конго, и является источником пищи и воды для многих африканских селений.
Фото: Елена Хованская
Озеро было обнаружено в 1864 году британцем Сэмюэлем Уайтом Бейкером и его будущей женой Флоренс, свое название оно получило в честь принца-консорта королевы Великобритании Виктории. У второго по величине водоема страны имелось и второе имя — Мобуту-Сесе-Секо. В 1973 году конголезский диктатор Мобуту Сесе Секо окрестил озеро в свою честь, но после его падения в 1997 году название быстро забылось.
Фото: Елена Хованская
До 1962 года по озеру проходили несколько водных маршрутов, но во время сильных наводнений паромные и портовые сооружения были почти полностью разрушены и впоследствии не восстановлены. Количество рейсов значительно сократилось, а затем они и вовсе прекратились. В настоящее время озеро Альберт считается основным пунктом переправы беженцев из Демократической Республики Конго в Уганду, которые рискуют жизнью, используя для побега каноэ или старые рыбацкие лодки.
Фото: Елена Хованская
Кибиро (Kibiro) — небольшая рыбацкая деревня, расположенная в нижней части Западной рифтовой долины, на восточном берегу озера Альберт. Климат в Кибиро ветреный и жаркий — ежегодно здесь выпадает значительно меньше осадков, чем в соседних районах, а температура воздуха колеблется от 22 градусов до 33 градусов. Местные жители занимаются рыболовством, производством соли и торговлей.
Фото: Елена Хованская
Производство соли — важная отрасль местного хозяйства, без которой Кибиро, вероятно, был бы неприметной маленькой деревушкой, похожей на другие селения рыбаков на озере Альберт. Вода в источниках соленая, так как она протекает по соленым почвам. Местные жители предпочитают использовать традиционные методы добычи и переработки соли, которые отличаются от способов солепроизводства, описанных еще колонизаторами.
Фото: Елена Хованская
Дороги в Кибиро нет, основной выход — крутая тропинка вниз по склону. Чтобы попасть в соседнюю деревню на рынок, женщинам приходится подниматься в гору с грузом на голове.
Фото: Елена Хованская
Существует мнение, что вода в горячих источниках Кибиро обладает целебными свойствами. Так, некоторые жители деревни полагают, что она способна полностью излечить многие заболевания, например, чесотку или корь. Местные также верят, что горячие источники можно посещать только до семи часов вечера. Более позднее присутствие человека около родников может разгневать их духов и повлечь неприятные последствия.
Фото: Елена Хованская
Процесс производства соли в Кибиро более сложный, чем другие известные способы, и основан на постоянном использовании одной и той же почвы, которую разбрасывают на поверхность влажных соленосных отложений. Вызванное солнечными лучами капиллярное действие вытягивает соленую влагу.
Фото: Елена Хованская
Собранную с солью почву помещают в большой фильтр (сито), установленный на ведре, тазу или иной емкости. В соленую почву наливают воду и оставляют проходить через фильтр в ведро, после чего полученный раствор кипятят. Жидкость выпаривается до тех пор, пока не образуются кристаллы соли. Такой способ добычи соли является уникальным не только для Уганды, но и для всей Африки.
Фото: Елена Хованская
На другом конце Уганды, охватив земли трех государств, включая Кению и Танзанию, раскинулось озеро Виктория — первое по величине в стране. Своей известностью оно обязано британскому исследователю Джону Хеннингу Спику, который обнаружил водоем спустя шесть лет после открытия озера Альберт.
Фото: Елена Хованская
Более 30 миллионов человек заселяют береговую линию водоема. Кроме того, посреди озера расположено множество островов, в том числе Сесе на юге Энтеббе. Экосистема озера Виктория находится под угрозой из-за быстрорастущей популяции жителей, но озеро по-прежнему остается домом для сотен видов рыб, птиц и бегемотов.
Фото: Елена Хованская
Виктория — богатейший источник рыбных трофеев. Здесь обитает более 200 видов рыбы во главе с нильским окунем, вес которого может достигать 200 килограммов, и уникальной рыбой ланг (протоптер), способной дышать жабрами и легкими, жить и в воде, и на суше, зарываясь в грунт.
Фото: Елена Хованская
Касени — небольшая рыбацкая деревушка, расположенная на берегу крупнейшего озера Уганды. Почти 80 процентов населения Касени занимаются рыбным промыслом. В то время как одни выгружают рыбу с лодок, другие чистят, потрошат и коптят ее, а третьи продают на рынке.
Фото: Елена Хованская
Жилой район Касени в основном застроен деревянными и жестяными сооружениями. Численность населения деревни составляет от тысячи до двух тысяч человек. Точное количество неизвестно, так как многие приходят в Касени только ради заработка, а живут неподалеку.
Фото: Елена Хованская
Сегодня в Уганде около 1,4 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией, при этом более 20 тысяч угандийцев ежегодно умирают от болезней, связанных со СПИДом. Согласно статистике, жители рыболовецких селений страны относятся к социальным группам риска поражения вирусом иммунодефицита.
Фото: Елена Хованская
Касени с высокой плотностью населения и плохими санитарно-бытовыми условиями — не исключение. Повышенная уязвимость рыбаков к ВИЧ-инфекции связана с профессиональными факторами и образом жизни.
Фото: Елена Хованская
Многие рыбаки в Касени относятся к угрозе заражения ВИЧ совершенно халатно. Гораздо более существенной опасностью они считают сильный шторм на озере или неожиданную встречу с пиратами. Удовольствия от рискованного досуга (употребление наркотиков, секс) перевешивают риск положительного ВИЧ-статуса.
Фото: Елена Хованская
Несмотря на некоторые недостатки, Касени имеет удобное расположение между двумя мысами, которые защищают селение от сильных ветров и обеспечивают безопасную стоянку лодок даже в сезон дождей. Широкий песчаный пляж позволяет производить загрузку и разгрузку лодок одновременно.
Фото: Елена Хованская
Судоходным сообщением из Касени на острова Сесе и Коме пользуются в основном местные жители. Навигация без опознавательных знаков — не самый безопасный способ переправы.