Туземцы на островах в меланезийской части Океании веками не знали о благах цивилизации, довольствуясь одеждой из соломы и шкур, охотясь и возделывая землю. Все изменилось в XX веке с приходом иностранцев, и в первую очередь, американских военных во времена Второй мировой войны. Но более всего папуасов поразили ящики с вещами, провизией и медикаментами, падающие с небес на белых куполах из шелка. Все их знания об этом чуде уместились в одно слово «карго» (груз), которое произносили странные чужеземцы, забирая «небесные ящики».
Объяснить происходящее логически местные народы не смогли, а потому придумали свои теории: белые люди якобы просто перехватывают дары богов, которые на самом деле им не предназначаются. Именно с этого по всей Меланезии стали появляться так называемые карго-культы — «культы самолетопоклонников». Папуасы начали повторять действия иностранцев — строить деревянные самолеты, проводить подобия маршей — в надежде на появление чудесных грузов. Однако белые ушли, проходили десятилетия, а божественное карго все не приходило.
Постепенно культы стали отмирать, и на сегодняшний день в мире осталось лишь пара десятков таких странных магическо-религиозных практик. Фотограф Влад Сохин отправился на остров Танна в Вануату, где сохранился один из самых известных карго-культов — культ Джона Фрума. Его впечатления — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Влад Сохин
Первые карго-культы зародились в Океании еще с приходом европейцев. Те принялись осваивать Меланезию, прибывая в Папуа — Новую Гвинею, Новую Каледонию, на Соломоновы острова, Фиджи, Новые Гебриды (Вануату) на кораблях и самолетах и привозя с собой необходимые для жизни вещи.
Расцвет этой своеобразной религии пришелся на времена Второй мировой войны: в регионе активно велись боевые действия, строились военные базы. Острова буквально закидывали грузами: они спускались с неба на парашютах, их приносили и гигантские железные птицы — именно так понимало самолеты местное население, жившее практически в условиях каменного века.
Фото: Влад Сохин
Тысячелетиями обрабатывая свои земли и охотясь для пропитания, дикие племена не могли объяснить, как белые люди, вроде бы ничего не делая, привлекают к себе все это добро. Появились идеи, что если просто повторять действия белых, то тогда карго магическим способом само появится у островитян. Меланезийцы стали строить деревянные самолеты и взлетно-посадочные полосы, ежедневно устраивая на них имитацию действий британских и американских солдат.
Карго-культы со странными названиями стали появляться независимо друг от друга по всей Меланезии: в Фиджи это «Движение Тука», на Соломоновых островах — культ Святой Мамы, в Папуа — Новой Гвинее — «Сумасшествие Вайлала», культ Черного Иисуса и «Движение Палиау», в Новых Гебридах (Вануату) — культ Голых. Помимо них были и сотни других, тут и там возникающих в маленьких деревнях и на островах Тихого океана.
Фото: Влад Сохин
Белые пришельцы ушли с островов после Второй мировой, однако культы продолжали существовать. Они даже довели многих аборигенов до крайне бедственного положения: ради призыва божественных грузов те даже практически переставали заниматься земледелием и охотой. Несмотря на все старания, чудесное карго так и не появлялось, а потому постепенно культы стали отмирать.
Фото: Влад Сохин
Один из последних и самых известных карго-культов — культ Джона Фрума на острове Танна (Вануату). 80-летний Айзек Ван — его лидер и старейшина деревни Ламакара, «столицы» культа. У мужчины есть американская военная форма, подаренная туристами из США, но он надевает ее лишь по большим праздникам.
Фото: Влад Сохин
Айзек Ван охотно делится со всеми интересующимися преданием своих дедов. Он рассказывает, что после посещения островов капитаном Джеймсом Куком в регион стали прибывать христианские миссионеры, запрещавшие коренному населению следовать традициям предков. «Закон Танны был попран, мы не могли больше танцевать наши танцы, верить в наших богов и пить каву. Миссионеры продолжали угнетать нас в течение многих десятилетий, пока в 1937 году на Танну не пришел Джон Фрум», — говорит он.
Кава — меланезийский наркотический напиток. Он употребляется только перед заходом солнца в абсолютной тишине. Легкие наркотические свойства растения вводят членов культа в состояния транса, в котором они общаются с духами предков и своим мессией Джоном.
Фото: Влад Сохин
Джон Фрум стал новым мессией для островитян. Он повелел местным старейшинам вернуться в «кастом» — традиции своих предков — и перестать подчиняться колониальным законам. Многие островитяне до сих пор верят, что все богатство белых людей однажды попадет на Танну самолетами из США, как и обещал им мессия. Существовал ли на самом деле Джон Фрум или нет, сейчас трудно сказать.
Фото: Влад Сохин
Старейшины деревни Ламакара описывают Фрума как высокого темнокожего американского морского пехотинца. Есть мнение, что жители Вануату видели несколько чернокожих американских солдат, наравне с белыми пользующихся всеми благами цивилизации, пьющих кока-колу и носящих красивую военную форму. «Если такие же чернокожие, как и мы, смогли получить "карго", значит скоро боги дадут его и жителям Танны», — примерно так думали дикие островитяне.
Фото: Влад Сохин
Имя Джона Фрума, скорее всего, произошло от John from America — «Джон из Америки». Однако местным было и так ясно, откуда родом их «спаситель», поэтому от полного «имени» остались только первые два слова: Джон Фрум.
Фото: Влад Сохин
Улетая из Вануату, Джон Фрум пообещал местным жителям снова вернуться, но не говорил, когда именно. Старики же запомнили дату отлета — 15 февраля. С тех пор в этот день ежегодно проводится фестиваль Джона Фрума, и островитяне ожидают возвращения своего мессии. «Мы знаем день, но не знаем точного года его пришествия, поэтому мы должны быть всегда наготове», — рассказывает Айзек Ван.
Фото: Влад Сохин
Ранним утром в день фестиваля Айзек и его сподвижники надевают американскую военную форму, подаренную американскими волонтерами несколько лет назад. Затем происходит торжественная церемония поднятия американского флага, после которой жители местных деревень маршируют с бамбуковыми ружьями на американский военный манер. Все они одеты в джинсы, у некоторых на голой груди и спинах красной масляной краской выведены три буквы: USA. Для них США — земля обетованная, в которой находятся все богатства мира.
Фото: Влад Сохин
Марши и танцы в Ламакаре продолжаются в течение всего дня. Подражая поведению белых людей, последователи культа Джона Фрума делают из бамбука и прочих древесных материалов не только «ружья», но и объекты, похожие на наушники авиадиспетчеров или бензопилы, с которыми потом танцуют во время фестиваля. Дети же танцуют с бамбуковыми флейтами. Пилотки и «ленты патронов» из бамбука имеют сакральный смысл: привлекают военную мощь США на остров.
Посмотреть на церемонии карго-культа 15 февраля каждого года в деревню съезжаются не только жители всего острова, но и иностранные туристы.
Фото: Влад Сохин
Кроме того, еженедельно по пятницам члены культа проводят ночную церемонию: собравшись на «накамале» — главной площади деревни Ламакара — они поют под гитары ритуальные песни. В своих песнопениях под музыку кантри они восхваляют Фрума и его апостолов-ковбоев Джонсона, Чаела, Джимми и Джерри.
По легенде, через несколько лет после того как чернокожий Джон Фрум вернулся из Вануату в Америку, он завел себе последователей-апостолов, которые стали чем-то вроде посредников, к которым с молитвами обращаются члены культа. Островитяне верят, что ковбои тоже вернутся вместе с Фрумом и доставят меланезийцам карго. Современные исследователи считают, что образы святых-ковбоев были взяты из американских фильмов в стиле вестерн.
Фото: Влад Сохин
В одной из песен, которые поют члены культа, ковбой Джимми обещает ожидающим карго дивный новый мир:
Я Джимми — Джимми-ковбой.
Скоро мы все отдохнем,
Скоро мы все отдохнем,
Когда Джон спустится с небес!
Чтобы взять всех нас с собой
В Новый Мир, о в Новый Мир,
В Новый Мир
Среди больших цветов.
Члены культа ожидают, что совсем скоро весь остров украсится большими цветами, а карго больше никогда не исчезнет из Вануату. Осталось только дождаться появления самого мессии. В 2021 году он так и не пришел, поэтому под вечер жители острова расходятся по домам с надеждой, что в следующем Джон Фрум уж точно появится вместе с долгожданным грузом.
Фото: Влад Сохин
Стоит отметить, что островитяне верят не только в мессию Джона Фрума. На Танне существует секта «Единство Джона во Христе», объединяющая последователей культа Фрума и христиан-протестантов. Она была образована в 2000 году местным пророком Фредом, который хоть и верил в существование Фрума, но считал его за современного Иоанна Крестителя и призывал последователей карго-культа обратиться к Иисусу Христу.
Фото: Влад Сохин
Несмотря на сильное влияние христианства, члены секты в то же время верят, что Бог живет внутри активного вулкана Ясура. Согласно поверью, из пепла, выбрасываемого при постоянных извержениях, бог создает облака, которые потом разносятся ветром по всему миру.
Несколько раз в год верующие поднимаются на кратер Ясура для богослужений. Они также считают, что внутри вулкана находится Святая Дверь — по одной из версий, именно через нее к ним на остров проникает мистический Джон Фрум.
Фото: Влад Сохин
Над последователями карго-культа Джона Фрума подшучивают их соседи — жители деревни Йаохнанен, члены другого религиозного культа под названием «Движение принца Филиппа». Они считают Фрума братом британского принца Филиппа, герцога Эдинбургского, причем гораздо менее могущественным. И с ними трудно поспорить, ведь их мессия достаточно известный человек, который до сих пор жив и сказочно богат.
Фото: Влад Сохин
Согласно легендам, принц Филипп — сын местных богов, когда-то покинувший Танну для того чтобы найти карго в других странах и привлечь его на остров. Для этого он воплотился в человеческом виде и женился на могущественной королеве Великобритании. Очень скоро, после смерти королевы, все ее драгоценности и деньги достанутся ему, и тогда он снова вернется на остров, принеся богатства британской короны жителям Танны.
Фото: Влад Сохин
Сам принц Филипп, не зная о существовании культа, в 1974-м году посетил остров Танна. Члены движения смогли увидеть его издалека, что только укрепило их веру. Годами позже герцог Эдинбургский прислал им в подарок свой портрет, до сих пор хранящийся у старейшин деревни.
Фото: Влад Сохин
По словам некоторых молодых островитян, в реальности карго уже в изобилии поставляется на Танну — каждый день в местный аэропорт прилетает несколько рейсов, которые привозят на остров туристов с деньгами. И пусть сейчас их еще не так много, жители Танны уже научились зарабатывать на белых людях. Предприимчивые гиды и хозяева мини-отелей в джунглях острова давно уже не ждут возвращения Джона Фрума: для них культ и так работает и приносит долгожданное карго.
Фото: Влад Сохин
Однако не все члены культов считают, что их мольбы услышаны. К примеру, дети членов «Движения Палиау» на острове Манус не ходят в обычную школу, как жители соседних деревень. Их обучают по специальной программе: они маршируют с деревянным оружием и готовятся к защите родного дома и прав коренного населения в случае очередной экспансии белых колонизаторов.