Среда обитания

Королева кривой Провокация и море бетона: как выглядят самые яркие проекты Захи Хадид

10 фото

31 марта 2016 года мир потрясла новость о кончине Захи Хадид. Британский архитектор иракского происхождения ушла из жизни в возрасте 65 лет от сердечного приступа в больнице Майами, где проходила лечение от бронхита.

За свою жизнь Хадид прошла большой путь от подающей надежды ученицы знаменитого нидерландского архитектора Рема Колхаса до профессионала с мировым именем, ломавшего устоявшиеся стереотипы. Как представительница деконструктивизма Хадид не боялась самых смелых экспериментов и продвигала свое видение, даже когда окружающие не верили в возможность реализовать задуманное. Благодаря таланту и упорству в 2004 году она стала первой женщиной в истории, награжденной Притцкеровской премией — самой престижной наградой за достижения в области архитектуры, аналога Нобелевской премии.

Шедевры Захи Хадид построены в разных странах мира. Необычные формы, изогнутые линии и схожесть с космическими кораблями делают их легко узнаваемыми. Архитектор с энтузиазмом бралась за создание торговых комплексов, жилых зданий, музеев и частных резиденций, с помощью радикальных приемов пытаясь изменить привычные представления о строительстве. Наследие королевы современной архитектуры — в галерее «Ленты.ру».

Одним из самых масштабных сооружений Хадид считается Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме. Итальянцы задумали его в конце 1990-х годов, когда осознали, что их страна стала единственной в Европе, где нет государственного музея современного искусства. В 1998 году Хадид приступила к исправлению несправедливости истории, разработав амбициозный проект. После окончания работ здание из-за необычной формы стали ассоциировать с макаронами и спагетти.Хадид и ее коллега Патрик Шумахер (Patrik Schumacher) взяли за основу переплетающиеся плавные линии. Архитекторы хотели создать непрерывное текучее пространство без разделения на «внешнее» и «внутреннее». Они добились эффекта с помощью лабиринтов изогнутых стен из бетона, черных лестниц, разбивающих интерьер, и пропускающего свет стеклянного потолка. Одна из особенностей дизайна музея — пространство на третьем этаже, откуда открывается вид на город. Новаторский проект обошелся в 150 миллионов евро. В 2010 году он получил премию Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.

Национальный музей искусств XXI века в Риме, Италия

Фото: Elio Lombardo / Legion-media.ru

Одним из самых масштабных сооружений Хадид считается Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме. Итальянцы задумали его в конце 1990-х годов, когда осознали, что их страна стала единственной в Европе, где нет государственного музея современного искусства. В 1998 году Хадид приступила к исправлению несправедливости истории, разработав амбициозный проект. После окончания работ здание из-за необычной формы стали ассоциировать с макаронами и спагетти.

Хадид и ее коллега Патрик Шумахер (Patrik Schumacher) взяли за основу переплетающиеся плавные линии. Архитекторы хотели создать непрерывное текучее пространство без разделения на «внешнее» и «внутреннее». Они добились эффекта с помощью лабиринтов изогнутых стен из бетона, черных лестниц, разбивающих интерьер, и пропускающего свет стеклянного потолка. Одна из особенностей дизайна музея — пространство на третьем этаже, откуда открывается вид на город. Новаторский проект обошелся в 150 миллионов евро. В 2010 году он получил премию Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.

Один из самых ярких проектов Хадид находится в столице Азербайджана. В 2007 году архитектор разработала для города Центр Гейдара Алиева — третьего президента страны. За несколько лет здание превратилось в современный символ города, а в 2014 году удостоилось премии Design of the Year от Лондонского музея дизайна.Расположенный среди традиционных для Баку жилых высоток центр занимает площадь более 57 тысяч квадратных метров. Он заслужил популярность благодаря новаторской конструкции: Хадид полностью отказалась от прямых линий, сделав акцент на форме волны и слиянии здания с землей. Металлическая конструкция кровли кипенно-белого цвета со стеклянными элементами общей протяженностью 90 километров создает впечатление движения, «перетекая» из треугольника в трапецию и из прямоугольника в параллелограмм. По задумке, дерзкая архитектура символизирует вечную связь прошлого и настоящего.Внутри центра, который создавался для просветительской деятельности в области азербайджанской истории, языка и культуры, расположены музей, концертные, выставочные и конференц-залы, аудитории для собраний и ресторан. Интерьер выполнен в светлых тонах с типичными для Хадид волнообразными переходами из одного помещения в другое. Часть прилегающей к грандиозной постройке территории покрыта белыми панелями, рядом находятся декоративные бассейны и искусственное озеро.

Центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

Фото: David Ramos / Getty Images for BEGOC

Один из самых ярких проектов Хадид находится в столице Азербайджана. В 2007 году архитектор разработала для города Центр Гейдара Алиева — третьего президента страны. За несколько лет здание превратилось в современный символ города, а в 2014 году удостоилось премии Design of the Year от Лондонского музея дизайна.

Расположенный среди традиционных для Баку жилых высоток центр занимает площадь более 57 тысяч квадратных метров. Он заслужил популярность благодаря новаторской конструкции: Хадид полностью отказалась от прямых линий, сделав акцент на форме волны и слиянии здания с землей. Металлическая конструкция кровли кипенно-белого цвета со стеклянными элементами общей протяженностью 90 километров создает впечатление движения, «перетекая» из треугольника в трапецию и из прямоугольника в параллелограмм. По задумке, дерзкая архитектура символизирует вечную связь прошлого и настоящего.

Внутри центра, который создавался для просветительской деятельности в области азербайджанской истории, языка и культуры, расположены музей, концертные, выставочные и конференц-залы, аудитории для собраний и ресторан. Интерьер выполнен в светлых тонах с типичными для Хадид волнообразными переходами из одного помещения в другое. Часть прилегающей к грандиозной постройке территории покрыта белыми панелями, рядом находятся декоративные бассейны и искусственное озеро.

В начале 2000-х Хадид разработала проект оперного театра в китайском городе Гуанчжоу. Строительство длилось с 2003 по 2010 год и обошлось почти в 200 миллионов долларов. Здание со смелым дизайном площадью 70 тысяч квадратных метров быстро превратилось в популярную достопримечательность и подтвердило статус города в качестве одного из культурных центров Азии.Архитектура театра вдохновлена природным ландшафтом региона и изменениями речных долин из-за эрозии почвы. Стремление к познанию геологии Хадид отобразила с помощью конструкции, напоминающей две большие скалы. В качестве главных материалов использовали стекло и плиты из светлого гранита. Внутри здания располагаются два зала — на 1,8 тысячи и на 400 мест. Форма природного рельефа прослеживается и в интерьерах — изгибы и переходы стен напоминают каньоны. Атмосферу дополняет свет, проникающий внутрь через стеклянный фасад.

Оперный театр в Гуанчжоу, Китай

Фото: Hufton+Crow-VIEW / Legion-media.ru

В начале 2000-х Хадид разработала проект оперного театра в китайском городе Гуанчжоу. Строительство длилось с 2003 по 2010 год и обошлось почти в 200 миллионов долларов. Здание со смелым дизайном площадью 70 тысяч квадратных метров быстро превратилось в популярную достопримечательность и подтвердило статус города в качестве одного из культурных центров Азии.

Архитектура театра вдохновлена природным ландшафтом региона и изменениями речных долин из-за эрозии почвы. Стремление к познанию геологии Хадид отобразила с помощью конструкции, напоминающей две большие скалы. В качестве главных материалов использовали стекло и плиты из светлого гранита. Внутри здания располагаются два зала — на 1,8 тысячи и на 400 мест. Форма природного рельефа прослеживается и в интерьерах — изгибы и переходы стен напоминают каньоны. Атмосферу дополняет свет, проникающий внутрь через стеклянный фасад.

Стать владельцем уникального здания от Захи Хадид посчастливилось российскому предпринимателю Владиславу Доронину. Во время встречи с архитектором в ресторане он рассказал о своем желании просыпаться утром и видеть перед собой только голубое небо. Хадид быстро прониклась идеей и тут же нарисовала примерный план резиденции на салфетке. Строительство началось в 2006 году и закончилось через 12 лет. После смерти архитектора работы контролировал директор архитектурной студии Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер.Особняк в подмосковном сосновом лесу выполнен в футуристическом стиле из светлых блоков и стеклянных элементов. Из-за смелой архитектуры его сразу окрестили космическим кораблем. Резиденция разделена на две части. Нижняя расположена под наклоном и прозрачным лифтом соединяется с верхним этажом, который возвышается над деревьями на высоту 22 метра. По словам бизнесмена, некоторые инженеры уверяли его, что невозможно реализовать задуманное, и пытались изменить пропорции здания. Однако Хадид удалось отстоять свою идею.Внутри особняка располагаются две гостиные, столовая, тренажерный зал, сауна, турецкая баня и смотровая площадка. Уникальная резиденция обошлась Доронину в 140 миллионов долларов. Она должна была стать свадебным подарком для возлюбленной предпринимателя, британской супермодели Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell). Однако пара рассталась. Через несколько лет Доронин выставил особняк на продажу.

Резиденция Владислава Доронина Capital Hill в подмосковной Барвихе

Фото: zaha-hadid.com

Стать владельцем уникального здания от Захи Хадид посчастливилось российскому предпринимателю Владиславу Доронину. Во время встречи с архитектором в ресторане он рассказал о своем желании просыпаться утром и видеть перед собой только голубое небо. Хадид быстро прониклась идеей и тут же нарисовала примерный план резиденции на салфетке. Строительство началось в 2006 году и закончилось через 12 лет. После смерти архитектора работы контролировал директор архитектурной студии Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер.

Особняк в подмосковном сосновом лесу выполнен в футуристическом стиле из светлых блоков и стеклянных элементов. Из-за смелой архитектуры его сразу окрестили космическим кораблем. Резиденция разделена на две части. Нижняя расположена под наклоном и прозрачным лифтом соединяется с верхним этажом, который возвышается над деревьями на высоту 22 метра. По словам бизнесмена, некоторые инженеры уверяли его, что невозможно реализовать задуманное, и пытались изменить пропорции здания. Однако Хадид удалось отстоять свою идею.

Внутри особняка располагаются две гостиные, столовая, тренажерный зал, сауна, турецкая баня и смотровая площадка. Уникальная резиденция обошлась Доронину в 140 миллионов долларов. Она должна была стать свадебным подарком для возлюбленной предпринимателя, британской супермодели Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell). Однако пара рассталась. Через несколько лет Доронин выставил особняк на продажу.

В 2009 году Хадид добралась до Пекина — по ее проекту началось строительство 18-этажного торгово-развлекательного комплекса Galaxy Soho площадью около 330 тысяч квадратных метров. За три года в столице Китая строители возвели четыре куполообразных объекта, соединенные между собой мостами. В 2013 году проект высоко оценили в Королевском институте британских архитекторов (RIBA). Однако престижная награда не вызвала восхищения у китайцев — борцы за сохранение наследия написали в RIBA письмо, обвинив Хадид в «разрушении старой части Пекина».При работе над проектом Хадид осталась верна своим принципам: закругленной формы постройки соединяются плавно изгибающимися переходами и платформами, конструкция создает ощущение текучести. «Куполы» образуют подобие глубокого каньона. В Galaxy Soho архитектор хотела переосмыслить «традиционную ткань города» и создать новое видение типичного китайского дворика. В качестве основных материалов фасада использовали каменные плиты и алюминий, интерьер выполнили из стекла, искусственного камня, нержавеющей стали и гипса. В центре располагаются магазины, офисы, бары и рестораны с видом на город.

Торгово-развлекательный центр Galaxy Soho в Пекине, Китай

Фото: Imaginechina-Tuchong / Legion-media.ru

В 2009 году Хадид добралась до Пекина — по ее проекту началось строительство 18-этажного торгово-развлекательного комплекса Galaxy Soho площадью около 330 тысяч квадратных метров. За три года в столице Китая строители возвели четыре куполообразных объекта, соединенные между собой мостами. В 2013 году проект высоко оценили в Королевском институте британских архитекторов (RIBA). Однако престижная награда не вызвала восхищения у китайцев — борцы за сохранение наследия написали в RIBA письмо, обвинив Хадид в «разрушении старой части Пекина».

При работе над проектом Хадид осталась верна своим принципам: закругленной формы постройки соединяются плавно изгибающимися переходами и платформами, конструкция создает ощущение текучести. «Куполы» образуют подобие глубокого каньона. В Galaxy Soho архитектор хотела переосмыслить «традиционную ткань города» и создать новое видение типичного китайского дворика. В качестве основных материалов фасада использовали каменные плиты и алюминий, интерьер выполнили из стекла, искусственного камня, нержавеющей стали и гипса. В центре располагаются магазины, офисы, бары и рестораны с видом на город.

Китайское наследие Хадид не ограничивается лишь театром и торговым центром — в 2013 году она занялась новым проектом в районе Макао, в игорно-гостиничном комплексе City of Dreams. Архитектор создала там отель Morpheus, названный в честь греческого бога сновидений Морфея. Особенность 40-этажной гостиницы — в ее фасаде, покрытом первым в мире высотным экзоскелетом — конструкция из соединенных между собой искривленных балок. Для воздушности в здании сделаны пустоты, которые создают ощущение дырявой постройки.Во время работы над этим объектом Хадид вдохновлялась традиционной для Китая резьбой по нефриту — мастера создают из минерала изящные фигуры животных, растений и целые композиции. Подобная конструкция преломляет попадающий в окна свет, создавая внутри особую атмосферу. Morpheus считается футуристическим оазисом и примером гостеприимства XXI века. В отеле расположены 770 номеров, спа-салон, бассейн, лаундж-зоны, рестораны и конференц-залы. Ночь там обойдется почти в 21 тысячу рублей на двоих.

Отель Morpheus в Макао, Китай

Фото: zaha-hadid.com

Китайское наследие Хадид не ограничивается лишь театром и торговым центром — в 2013 году она занялась новым проектом в районе Макао, в игорно-гостиничном комплексе City of Dreams. Архитектор создала там отель Morpheus, названный в честь греческого бога сновидений Морфея. Особенность 40-этажной гостиницы — в ее фасаде, покрытом первым в мире высотным экзоскелетом — конструкция из соединенных между собой искривленных балок. Для воздушности в здании сделаны пустоты, которые создают ощущение дырявой постройки.

Во время работы над этим объектом Хадид вдохновлялась традиционной для Китая резьбой по нефриту — мастера создают из минерала изящные фигуры животных, растений и целые композиции. Подобная конструкция преломляет попадающий в окна свет, создавая внутри особую атмосферу. Morpheus считается футуристическим оазисом и примером гостеприимства XXI века. В отеле расположены 770 номеров, спа-салон, бассейн, лаундж-зоны, рестораны и конференц-залы. Ночь там обойдется почти в 21 тысячу рублей на двоих.

Проектом от Хадид и архитекторов ее бюро гордится и столица Сербии. В 2011 году на месте заброшенной текстильной фабрики в нескольких метрах от центра Белграда было решено построить многоцелевой центр Beko Masterplan с квартирами, пятизвездочным отелем, конгресс-центром, офисами, галереей, магазинами и подземной парковкой. Однако за десять лет полностью завершить работы специалистам не удалось, а дата открытия центра пока неизвестна.Объекты Beko Masterplan общей площадью в 94 тысячи квадратных метров будут соединены между собой изогнутыми линями в виде белых панелей. Концепция создаст впечатление, что здания сливаются друг с другом. Бесконечные балки разбавят зеленеющими садами и лужайками. По словам Хадид, центр впишется в ландшафт Белграда, а изогнутые конструкции будут символизировать «сложности жизненных моделей двадцать первого века».

Комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Изображение: zaha-hadid.com

Проектом от Хадид и архитекторов ее бюро гордится и столица Сербии. В 2011 году на месте заброшенной текстильной фабрики в нескольких метрах от центра Белграда было решено построить многоцелевой центр Beko Masterplan с квартирами, пятизвездочным отелем, конгресс-центром, офисами, галереей, магазинами и подземной парковкой. Однако за десять лет полностью завершить работы специалистам не удалось, а дата открытия центра пока неизвестна.

Объекты Beko Masterplan общей площадью в 94 тысячи квадратных метров будут соединены между собой изогнутыми линями в виде белых панелей. Концепция создаст впечатление, что здания сливаются друг с другом. Бесконечные балки разбавят зеленеющими садами и лужайками. По словам Хадид, центр впишется в ландшафт Белграда, а изогнутые конструкции будут символизировать «сложности жизненных моделей двадцать первого века».

В 2012 году Хадид завершила проект в небогатом районе французского города Монпелье: она придумала здание Pierresvives, объединяющее региональный архив, мультимедийную библиотеку и спортивный департамент. Вместе с архитектором местные власти хотели создать пространство, которое поспособствовало бы развитию небогатых жителей и связало место с обеспеченными районами.Постройка, напоминающая пришвартовавшийся корабль, стала необычным элементом в панораме города, заполненного старинными зданиями XIX века. В основе концепции лежит метафора и идея ветвления — здание напоминает горизонтально уложенное древо познания. Задумка прослеживается и в плане, и во внешнем виде фасада. Издали можно увидеть «ствол», «крону» и растекающийся «сок». Хадид добилась ассоциации с помощью правильных материалов — массивных бетонных плит, разбавленных вставками из стекла изумрудного цвета, и золотых панелей, выступающих в роли жалюзи.

Комплекс Pierresvives в Монпелье, Франция

Фото: View Pictures / Universal Images Group via Getty Images

В 2012 году Хадид завершила проект в небогатом районе французского города Монпелье: она придумала здание Pierresvives, объединяющее региональный архив, мультимедийную библиотеку и спортивный департамент. Вместе с архитектором местные власти хотели создать пространство, которое поспособствовало бы развитию небогатых жителей и связало место с обеспеченными районами.

Постройка, напоминающая пришвартовавшийся корабль, стала необычным элементом в панораме города, заполненного старинными зданиями XIX века. В основе концепции лежит метафора и идея ветвления — здание напоминает горизонтально уложенное древо познания. Задумка прослеживается и в плане, и во внешнем виде фасада. Издали можно увидеть «ствол», «крону» и растекающийся «сок». Хадид добилась ассоциации с помощью правильных материалов — массивных бетонных плит, разбавленных вставками из стекла изумрудного цвета, и золотых панелей, выступающих в роли жалюзи.

Для летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне Хадид разрабатывала проект Центра водных видов спорта, расположенного в восточной части города. Перед архитектором стояла задача оборудовать внутри здания три бассейна, вмещающих 10 миллионов литров воды. Позже к зданию добавили два крыла, чтобы во время соревнований разместить на трибунах 17,5 тысячи зрителей. Проект Хадид серьезно ударил по бюджету: вместо планируемых 75 миллионов фунтов стерлингов центр обошелся почти в 242 миллиона.Высокая стоимость обусловлена массивной крышей весом более трех тысяч тонн. Она словно вздымается над территорией, напоминая волнообразное движение воды. В качестве основного материала использовали бетон. Строители старались сохранить его натуральный цвет, поэтому по минимуму красили конструкции. Дизайн центра произвел ошеломляющее впечатление на всех. Председатель Международного олимпийского комитета тех лет Жак Рогге (Jacques Rogge) назвал его шедевром: «За свою жизнь я видел так много, но здесь у меня случился визуальный шок. Это уникальное современное искусство!»

Центр водных видов спорта в Лондоне, Великобритания

Фото: Hufton+Crow / View Pictures / Universal Images Group via Getty Images

Для летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне Хадид разрабатывала проект Центра водных видов спорта, расположенного в восточной части города. Перед архитектором стояла задача оборудовать внутри здания три бассейна, вмещающих 10 миллионов литров воды. Позже к зданию добавили два крыла, чтобы во время соревнований разместить на трибунах 17,5 тысячи зрителей. Проект Хадид серьезно ударил по бюджету: вместо планируемых 75 миллионов фунтов стерлингов центр обошелся почти в 242 миллиона.

Высокая стоимость обусловлена массивной крышей весом более трех тысяч тонн. Она словно вздымается над территорией, напоминая волнообразное движение воды. В качестве основного материала использовали бетон. Строители старались сохранить его натуральный цвет, поэтому по минимуму красили конструкции. Дизайн центра произвел ошеломляющее впечатление на всех. Председатель Международного олимпийского комитета тех лет Жак Рогге (Jacques Rogge) назвал его шедевром: «За свою жизнь я видел так много, но здесь у меня случился визуальный шок. Это уникальное современное искусство!»

В 2012 году Заха Хадид решила поработать с альпинистом из Южного Тироля Райнхольдом Месснером (Reinhold Messner), который считается первым человеком, покорившим все 14 восьмитысячников мира. За три года архитектор построила на горе Кронплатц в Италии один из шести музеев спортсмена. Ей достался участок на высоте 2275 метров над уровнем моря, откуда открывается вид на разные стороны света.Во время работы над проектом Хадид стремилась вписать здание в пейзаж и минимально травмировать ландшафт — большая часть музея скрыта под землей, а на поверхность выходят только массивные панорамные окна в виде люков и смотровая площадка, нависающая над обрывом. По той же причине строители использовали бетон — один из материалов, которые лучше всех меняют форму, а его натуральный серый цвет не выглядит инородным на фоне гор. По задумке, подобные элементы должны напоминать обломки скал и льда. За фасадом музея скрываются три этажа экспозиции, соединенные лестницами. Путешественники могут ознакомиться не только с историей Месснера, но и спуститься в пещеры и гроты, а потом выйти на террасу.

Музей альпиниста Райнхольда Месснера на горе Кронплатц, Италия

Фото: Alexander Jung / Legion-media.ru

В 2012 году Заха Хадид решила поработать с альпинистом из Южного Тироля Райнхольдом Месснером (Reinhold Messner), который считается первым человеком, покорившим все 14 восьмитысячников мира. За три года архитектор построила на горе Кронплатц в Италии один из шести музеев спортсмена. Ей достался участок на высоте 2275 метров над уровнем моря, откуда открывается вид на разные стороны света.

Во время работы над проектом Хадид стремилась вписать здание в пейзаж и минимально травмировать ландшафт — большая часть музея скрыта под землей, а на поверхность выходят только массивные панорамные окна в виде люков и смотровая площадка, нависающая над обрывом. По той же причине строители использовали бетон — один из материалов, которые лучше всех меняют форму, а его натуральный серый цвет не выглядит инородным на фоне гор. По задумке, подобные элементы должны напоминать обломки скал и льда. За фасадом музея скрываются три этажа экспозиции, соединенные лестницами. Путешественники могут ознакомиться не только с историей Месснера, но и спуститься в пещеры и гроты, а потом выйти на террасу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше