В московской Pennlab Gallery открылась выставка «Время и место» одного из самых известных российских фотографов, лауреата премий World Press Photo и «Инновация» Александра Гронского. Его часто называют Брейгелем постсоветского пейзажа — прежде всего за странную, парадоксальную одухотворенность, которую на его снимках буквально источают виды типовых спальных районов, неприкаянных окраин и пограничных пространств между городом и природой, прошлым и будущим, явью и сном. В выставку «Время и место», кроме новых работ, вошли проекты «Пастораль», «Схема» (совместно с Ксенией Бабушкиной) и «2018», которые объединяет подход к изображению как головоломке: русский пейзаж здесь буквально умножается сам на себя, двоится в глазах, заставляя присматриваться к объединенным в группы снимкам и обнаруживать, что очень похожие на первый взгляд фотографии на деле может разделять десятилетие. «Лента.ру» показывает некоторые из работ Гронского и рассказывает о его стиле.
![Главная сфера внимания Гронского как фотографа — русский урбанистический пейзаж, социальный ландшафт, запечатленный так, что за фотографиями панельных домов и спальных районов неизбежно видится свидетельство воплощенного в камень и бетон краха советской утопии.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153021929/preview_e45b7f2b282e222fb89f192bbc4c1e55.jpg)
Фото: Александр Гронский
Главная сфера внимания Гронского как фотографа — русский урбанистический пейзаж, социальный ландшафт, запечатленный так, что за фотографиями панельных домов и спальных районов неизбежно видится свидетельство воплощенного в камень и бетон краха советской утопии.
![Об идее комбинировать в одной работе два или несколько на первый взгляд схожих снимков Гронский рассказывал в интервью Arterritory.com: «Мы заметили, что две фотографии, поставленные рядом, могут вступать в какой-то очень странный конфликт. Как будто отменять друг друга. С фотографиями обычно всем все понятно, что там изображено. Есть какая-то изначальная интуитивная понятность фотографии. А я предлагаю — давайте предположим, что фотография вообще непонятна. Непонятно, о чем идет речь и что на самом деле она может выражать. На уровне вот этих самых названных базовых вещей. Это один и тот же момент времени, одно и то же место или нет? Или как?».](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153256903/preview_c1491e730f876e67e80b6ed70bb3c751.jpg)
Фото: Александр Гронский
Об идее комбинировать в одной работе два или несколько на первый взгляд схожих снимков Гронский рассказывал в интервью Arterritory.com: «Мы заметили, что две фотографии, поставленные рядом, могут вступать в какой-то очень странный конфликт. Как будто отменять друг друга. С фотографиями обычно всем все понятно, что там изображено. Есть какая-то изначальная интуитивная понятность фотографии. А я предлагаю — давайте предположим, что фотография вообще непонятна. Непонятно, о чем идет речь и что на самом деле она может выражать. На уровне вот этих самых названных базовых вещей. Это один и тот же момент времени, одно и то же место или нет? Или как?».
![Еще один эффект, который создают композиции Гронского, — привнесение в пространство русского пейзажа такого агента перемен (или их отсутствия), как время. Нередко почти идентичные на первый взгляд фотографии на самом деле разделяет дистанция в несколько лет.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153645848/preview_30712cf70959a12e7b5db87bb01d278a.jpg)
Фото: Александр Гронский
Еще один эффект, который создают композиции Гронского, — привнесение в пространство русского пейзажа такого агента перемен (или их отсутствия), как время. Нередко почти идентичные на первый взгляд фотографии на самом деле разделяет дистанция в несколько лет.
![«Это близкая для меня территория, утопия, берущая за живое. И мне по-прежнему данный опыт кажется очень важным, хотя и печальным. Провалившаяся попытка всех в равной мере осчастливить мне кажется очень интересной», — говорил в интервью Bleek Magazine Гронский о советском социальном проекте, по большей части и породившем те пейзажи, которые он изображает в своих работах.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153808347/preview_a90afc9faa937cf99a41c52268d2a705.jpg)
Фото: Александр Гронский
«Это близкая для меня территория, утопия, берущая за живое. И мне по-прежнему данный опыт кажется очень важным, хотя и печальным. Провалившаяся попытка всех в равной мере осчастливить мне кажется очень интересной», — говорил в интервью Bleek Magazine Гронский о советском социальном проекте, по большей части и породившем те пейзажи, которые он изображает в своих работах.
![Свою карьеру Гронский начинал как журнальный фотограф, причем довольно быстро добился профессионального признания. По его словам, на переход к галерейной, серийной фотографии его вдохновила поездка по Золотому кольцу, определившая русский пейзаж как главный жанр в работе художника.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153830250/preview_15a4547709d1c2afed4ecb0a84bc40d5.jpg)
Фото: Александр Гронский
Свою карьеру Гронский начинал как журнальный фотограф, причем довольно быстро добился профессионального признания. По его словам, на переход к галерейной, серийной фотографии его вдохновила поездка по Золотому кольцу, определившая русский пейзаж как главный жанр в работе художника.
![«Мне действительно сложно снимать за пределами России. Контекстная привязка к месту, которому я могу как-то сопереживать, — она существует. И не в том смысле, что я переживаю, что все так плохо, и было плохо, и будет плохо или, наоборот, хорошо. Это… Ну — родина», — делился Гронский в интервью «Афише».](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610153948332/preview_98b7b1fc658366fa00ca75cc3d095c87.jpg)
Фото: Александр Гронский
«Мне действительно сложно снимать за пределами России. Контекстная привязка к месту, которому я могу как-то сопереживать, — она существует. И не в том смысле, что я переживаю, что все так плохо, и было плохо, и будет плохо или, наоборот, хорошо. Это… Ну — родина», — делился Гронский в интервью «Афише».
![«Среднестатистические окраины и микрорайоны действительно представляют собой самое неартикулированное пространство. На теоретическом уровне все проговорено предельно ясно и прозрачно, а в реальной жизни эта область настолько вытесненная, настолько не замечаемая, никак не описанная», — считает художник.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610154009140/preview_871249d561c00ff35d0bb85de106e596.jpg)
Фото: Александр Гронский
«Среднестатистические окраины и микрорайоны действительно представляют собой самое неартикулированное пространство. На теоретическом уровне все проговорено предельно ясно и прозрачно, а в реальной жизни эта область настолько вытесненная, настолько не замечаемая, никак не описанная», — считает художник.
![По большому счету, своими манипуляциями с репетативными кадрами Гронский исследует саму природу фотоизображения, ставя под вопрос, например, возможность фотографии сообщать некую абсолютную правду. Единственная подлинная документальность любого снимка, по Гронскому, — документальность самой работы фотоаппарата, меняющего свое положение в пространстве и времени.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610154044301/preview_a56ef42c64262d4f3811d0f241456e34.jpg)
Фото: Александр Гронский
По большому счету, своими манипуляциями с репетативными кадрами Гронский исследует саму природу фотоизображения, ставя под вопрос, например, возможность фотографии сообщать некую абсолютную правду. Единственная подлинная документальность любого снимка, по Гронскому, — документальность самой работы фотоаппарата, меняющего свое положение в пространстве и времени.
![Умножая Россию саму на себя в своих работах, возводя ее в визуальный квадрат, Гронский не столько о стране высказывается, сколько призывает своего зрителя сменить перспективу на нее — буквально принять множественность видений мира, возможную даже в такой как будто бы однотипной, шаблонной реальности.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610154256069/preview_6fc21ed06467312f75cc1b53913b0db0.jpg)
Фото: Александр Гронский
Умножая Россию саму на себя в своих работах, возводя ее в визуальный квадрат, Гронский не столько о стране высказывается, сколько призывает своего зрителя сменить перспективу на нее — буквально принять множественность видений мира, возможную даже в такой как будто бы однотипной, шаблонной реальности.
![«Я спокойно живу за пределами России, более того — в этих пейзажах, которые я снимаю, я жить, в общем-то, не хотел бы. Но это для меня и не паноптикум», — признается Гронский.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/06/10/15/20210610154322496/preview_94f3570abfb79956830b063606a8e7e6.jpg)
Фото: Александр Гронский
«Я спокойно живу за пределами России, более того — в этих пейзажах, которые я снимаю, я жить, в общем-то, не хотел бы. Но это для меня и не паноптикум», — признается Гронский.