С характером. Гигантский унитаз, водопад и православие: как выглядят здания самого дерзкого архитектора мира

11 фото

Не первое десятилетие подряд американцы восхищаются творениями Фрэнка Ллойда Райта. Он работал в направлении органической архитектуры и специализировался на «домах-прериях», считая, что здания должны существовать в гармонии с природой, а не выделяться на фоне ландшафта. Со временем его революционная для того времени концепция навсегда изменила отношение американцев к домам и сделала его стиль популярным во всем мире.

Райт был экспрессивным человеком во всех сферах. Однажды клиентка пожаловалась ему на протекающую крышу дома — во время ливня поток воды лился на обеденный стол и мешал трапезе. Однако архитектор не взялся за ремонт, а попросил хозяйку пересесть. Дерзость Райта проявлялась и в работе — своими проектами он бросал вызов стереотипам и в буквальном смысле посягал на святое, меняя традиционные представления о том, как должны выглядеть музеи и церкви.

За свою жизнь Райт создал более тысячи эскизов зданий, его проекты меняли облик городов, становились объектами насмешек и были омрачены убийствами. Однако ни один едкий комментарий не мог помешать признанию таланта Райта, за который его назвали самым влиятельным из всех архитекторов США. Архитектурные заморочки — в галерее «Ленты.ру».

Музей Соломона Гуггенхайма — единственный проект Райта для Нью-Йорка. Архитектор начал работать над ним в 1943 году по заказу художницы Хиллы фон Ребай, которая была директором фонда Гуггенхайма, а позже возглавила музей. В общей сложности Райт создал более 700 набросков, которые положили начало новой эпохе музейной архитектуры.Открытое в 1959 году на Пятой авеню здание быстро стало культовым. Райт разделил его на две части — атриумы, установленные на массивном бетонном основании. Самое большое сделано в виде закрученной в цилиндр ленты со стеклянным куполом наверху. Благодаря прозрачной конструкции в помещение проникает солнечный свет. Форма была выбрана специально — посетители должны осматривать экспозицию с верхнего этажа, спускаясь вниз. Райт оставил внутреннее пространство открытым — любители искусства могли увидеть экспонаты почти из любой точки.Новаторское видение Райта не сразу было принято горожанами, которые привыкли к традиционным зданиям с прямоугольником в основании. Критиковать архитектора начали еще во время строительства. Музей сравнивали с гигантским капкейком, ульем и унитазом. Коллега Райта Роберт Мозес (Robert Moses) назвал здание перевернутым блюдом с овсянкой. Райт не согласился с обвинениями, заявив, что на фоне нового объекта известный во всем мире Метрополитен-музей будет похож на сарай.

Фото: Reno Laithienne / Unsplash

Музей Соломона Гуггенхайма — единственный проект Райта для Нью-Йорка. Архитектор начал работать над ним в 1943 году по заказу художницы Хиллы фон Ребай, которая была директором фонда Гуггенхайма, а позже возглавила музей. В общей сложности Райт создал более 700 набросков, которые положили начало новой эпохе музейной архитектуры.

Открытое в 1959 году на Пятой авеню здание быстро стало культовым. Райт разделил его на две части — атриумы, установленные на массивном бетонном основании. Самое большое сделано в виде закрученной в цилиндр ленты со стеклянным куполом наверху. Благодаря прозрачной конструкции в помещение проникает солнечный свет. Форма была выбрана специально — посетители должны осматривать экспозицию с верхнего этажа, спускаясь вниз. Райт оставил внутреннее пространство открытым — любители искусства могли увидеть экспонаты почти из любой точки.

Новаторское видение Райта не сразу было принято горожанами, которые привыкли к традиционным зданиям с прямоугольником в основании. Критиковать архитектора начали еще во время строительства. Музей сравнивали с гигантским капкейком, ульем и унитазом. Коллега Райта Роберт Мозес (Robert Moses) назвал здание перевернутым блюдом с овсянкой. Райт не согласился с обвинениями, заявив, что на фоне нового объекта известный во всем мире Метрополитен-музей будет похож на сарай.

В 1930-е годы Райт создал эталон органической архитектуры — «Дом над водопадом» на юго-западе американского штата Пенсильвания. Он разрабатывал проект для семьи Кауфман, которая любила проводить время на природе. Супруги приобрели живописный участок со скалистым выступом и хотели возвести дом напротив водопада. Однако Райт смог переубедить хозяев. По его замыслу, в новом доме владельцы должны были не просто любоваться потоком воды, а жить вместе с ним.Вдохновившись дизайном японских домов, архитектор соорудил дом из нескольких бетонных плит и центрального дымохода из песчаника. Внутри поместились гостиная с широкими окнами, компактная кухня, три маленькие спальни и рабочий кабинет. Особенность здания — низкие потолки, дизайнерское решение, которое направляет взгляд горизонтально и заставляет смотреть в окна, на природу. Конструкция нависает над мощным потоком, добраться до воды можно из гостиной, выход из которой оборудован ступеньками. Реализация амбиции Райта обошлась Кауфманам в 2,88 миллиона долларов, хотя изначально они планировали потратить в четыре раза меньше.Семейство Кауфман владело домом на протяжении 26 лет. В 1963 году они передали его в собственность организации The Western Pennsylvania Conservancy, которая занимается сохранением уникальных мест. Спустя год постройка стала музеем. Сегодня дом считается историческим памятником США, его называют лучшим и непревзойденным произведением национальной архитектуры и включают в список мест, которые стоит посетить, прежде чем умереть.

Фото: Richard A. Cooke / CORBIS / Getty

В 1930-е годы Райт создал эталон органической архитектуры — «Дом над водопадом» на юго-западе американского штата Пенсильвания. Он разрабатывал проект для семьи Кауфман, которая любила проводить время на природе. Супруги приобрели живописный участок со скалистым выступом и хотели возвести дом напротив водопада. Однако Райт смог переубедить хозяев. По его замыслу, в новом доме владельцы должны были не просто любоваться потоком воды, а жить вместе с ним.

Вдохновившись дизайном японских домов, архитектор соорудил дом из нескольких бетонных плит и центрального дымохода из песчаника. Внутри поместились гостиная с широкими окнами, компактная кухня, три маленькие спальни и рабочий кабинет. Особенность здания — низкие потолки, дизайнерское решение, которое направляет взгляд горизонтально и заставляет смотреть в окна, на природу. Конструкция нависает над мощным потоком, добраться до воды можно из гостиной, выход из которой оборудован ступеньками. Реализация амбиции Райта обошлась Кауфманам в 2,88 миллиона долларов, хотя изначально они планировали потратить в четыре раза меньше.

Семейство Кауфман владело домом на протяжении 26 лет. В 1963 году они передали его в собственность организации The Western Pennsylvania Conservancy, которая занимается сохранением уникальных мест. Спустя год постройка стала музеем. Сегодня дом считается историческим памятником США, его называют лучшим и непревзойденным произведением национальной архитектуры и включают в список мест, которые стоит посетить, прежде чем умереть.

Почти в одно время Райт работал над музеем в Нью-Йорке и проектом в столице штата Флорида для семьи Джорджа Льюиса — президента банка The Lewis State Bank. Супруга президента встретилась с архитектором в 1950 году и попросила создать для их семьи дом в Таллахасси. Райт сразу принял предложение: «Найдите участок, но небольшой, и дайте мне знать». Архитектор спроектировал объект с помощью фотографий и топографических карт, но участок не посещал. Ходом работ руководил его приятель из Флориды.

Дом был построен в форме фасолины на четырех гектарах земли и получил название «Весенний дом» (Spring House). Из-за закругленного фасада он вызывает ассоциации с кораблем или футбольным мячом. Постройка площадью почти 215 квадратных метров отделана кипарисом, известняком и бетоном. Райт отказался от прямых углов и в дизайне сыграл на контрасте: часть фасада полностью сделана из стекла, через которое проходят массивные балконы.

Семья Льюис заселилась в дом в 1954 году и прожила в нем до 2010 года. Со временем из-за суровых погодных условий здание начало приходить в упадок. В 2014 году его включили в список мест, которые находятся под угрозой исчезновения. Сегодня сохранением дома занимается организация Spring House Institute — сотрудники хотят превратить творение Райта в центр искусств, активно собирают пожертвования и приглашают волонтеров.

Как страстный поклонник японского искусства, в начале 1910-х годов Райт принял предложение построить в Токио отель Imperial — существовавшая до этого деревянная гостиница устарела и не могла справиться с потоком гостей. Владельцы бизнеса выбрали именно американского архитектора, так как хотели отразить в здании связь Востока и Запада. Райт сохранил в дизайне индивидуальные черты японской архитектуры и возвел отель как «дань уважения уникальной нации».В 1923 году в районе Утисайвайте появился отель Н-образной формы на 250 номеров с массивными колоннами и декором, перед входом располагался бассейн. В качестве главных материалов Райт выбрал железобетон и кирпич, декоративные элементы вырезали из камня оя — податливой породы из магмы и пепла. Фундамент сделали из армированной стали, чтобы отель мог противостоять землетрясениям.Стихия проверила творение Райта на прочность в 1923 году: в день открытия отеля Токио пострадал от Великого землетрясения Канто. Однако здание осталось стоять, оно также выдержало бомбардировки города во время Второй мировой войны. Спустя десятилетия гостиница пришла в упадок и в 1968 году была снесена ради нового комплекса. Сохранившиеся части фасада перевезли в музей под открытым небом Мэйдзи-мура в городе Инуяма.

Фото: Getty

Как страстный поклонник японского искусства, в начале 1910-х годов Райт принял предложение построить в Токио отель Imperial — существовавшая до этого деревянная гостиница устарела и не могла справиться с потоком гостей. Владельцы бизнеса выбрали именно американского архитектора, так как хотели отразить в здании связь Востока и Запада. Райт сохранил в дизайне индивидуальные черты японской архитектуры и возвел отель как «дань уважения уникальной нации».

В 1923 году в районе Утисайвайте появился отель Н-образной формы на 250 номеров с массивными колоннами и декором, перед входом располагался бассейн. В качестве главных материалов Райт выбрал железобетон и кирпич, декоративные элементы вырезали из камня оя — податливой породы из магмы и пепла. Фундамент сделали из армированной стали, чтобы отель мог противостоять землетрясениям.

Стихия проверила творение Райта на прочность в 1923 году: в день открытия отеля Токио пострадал от Великого землетрясения Канто. Однако здание осталось стоять, оно также выдержало бомбардировки города во время Второй мировой войны. Спустя десятилетия гостиница пришла в упадок и в 1968 году была снесена ради нового комплекса. Сохранившиеся части фасада перевезли в музей под открытым небом Мэйдзи-мура в городе Инуяма.

В конце 1930-х годов по заказу американского бизнесмена Герберта Джонсона-младшего Райт создал в штате Висконсин дом Wingspread — «Размах крыльев». Архитектор считал его одним из самых сложных проектов, над которыми ему приходилось работать. Здание располагается на 12 гектарах земли недалеко от озера Мичиган и представляет собой центральную постройку в виде восьмиугольника, от которого отходят четыре «крыла»: родительское, детское, служебное и гостевое. В качестве основного материала Райт использовал кирпич, благодаря чему дом выделяется на фоне зеленого газона. В дизайне также применили известняк и дерево.В распоряжении предпринимателя на 20 лет оказались 1,3 тысячи квадратных метров. Однако в 1959 году Джонсон-младший передал объект своему фонду, превратив его в место для международных образовательных конференций. Почти 30 лет спустя знаменитый дом внесли в список исторических достопримечательностей страны, а позже открыли для туристов.

Фото: johnsonfdn.org

В конце 1930-х годов по заказу американского бизнесмена Герберта Джонсона-младшего Райт создал в штате Висконсин дом Wingspread — «Размах крыльев». Архитектор считал его одним из самых сложных проектов, над которыми ему приходилось работать. Здание располагается на 12 гектарах земли недалеко от озера Мичиган и представляет собой центральную постройку в виде восьмиугольника, от которого отходят четыре «крыла»: родительское, детское, служебное и гостевое. В качестве основного материала Райт использовал кирпич, благодаря чему дом выделяется на фоне зеленого газона. В дизайне также применили известняк и дерево.

В распоряжении предпринимателя на 20 лет оказались 1,3 тысячи квадратных метров. Однако в 1959 году Джонсон-младший передал объект своему фонду, превратив его в место для международных образовательных конференций. Почти 30 лет спустя знаменитый дом внесли в список исторических достопримечательностей страны, а позже открыли для туристов.

Райт начал работать для Висконсина еще в 1923 году — архитектор планировал создать в городе Мадисон загородный гольф-клуб Nakoma. Его построили в Калифорнии только спустя восемь десятилетий, когда владельцы гостиничного бизнеса приобрели проект у учеников архитектора. Комплекс открылся в округе Плумас в 2001 году.На 517 гектарах скалистой местности возвели 12 вилл, роскошные коттеджи, рестораны и спа-салон. По замыслу Райта, постройки напоминают вигвамы — традиционное жилище лесных индейцев. В дизайне использовали натуральный камень и дерево, а помещения украсили яркими узорами. На территории оборудовали бассейн, тропы для прогулок и велосипедные маршруты.Сегодня в Nakoma приезжают для отдыха от городского ритма, а иногда празднуют свадьбы — в комплексе есть место для церемонии, фотосессии на фоне скалистой природы, фуршета и праздничного ужина. Однако в отеле не уточняют, во сколько молодоженам обойдется торжество. За сутки в номере с видом на лес придется отдать 254 доллара (более 18 тысяч рублей) на двоих.

Фото: @nakomaresort

Райт начал работать для Висконсина еще в 1923 году — архитектор планировал создать в городе Мадисон загородный гольф-клуб Nakoma. Его построили в Калифорнии только спустя восемь десятилетий, когда владельцы гостиничного бизнеса приобрели проект у учеников архитектора. Комплекс открылся в округе Плумас в 2001 году.

На 517 гектарах скалистой местности возвели 12 вилл, роскошные коттеджи, рестораны и спа-салон. По замыслу Райта, постройки напоминают вигвамы — традиционное жилище лесных индейцев. В дизайне использовали натуральный камень и дерево, а помещения украсили яркими узорами. На территории оборудовали бассейн, тропы для прогулок и велосипедные маршруты.

Сегодня в Nakoma приезжают для отдыха от городского ритма, а иногда празднуют свадьбы — в комплексе есть место для церемонии, фотосессии на фоне скалистой природы, фуршета и праздничного ужина. Однако в отеле не уточняют, во сколько молодоженам обойдется торжество. За сутки в номере с видом на лес придется отдать 254 доллара (более 18 тысяч рублей) на двоих.

Похожая участь ждала конференц-центр Monona Terrace на берегу одноименного озера в Мадисоне: Райт разработал концепцию здания еще в 1938 году, однако власти не поддержали замысел и отложили его реализацию почти на 60 лет. Центр открылся в 1997 году по инициативе мэра города Пола Соглина.Снаружи здание выглядит как на набросках Райта — оно выполнено в форме полукруга, центральная часть почти полностью сделана из стекла и украшена белыми колоннами. По бокам располагаются массивные бетонные конструкции цилиндрической формы. Посетители могут подняться на смотровую площадку на крыше, откуда открывается вид на озеро. В интерьерах строители отошли от плана Райта, современный дизайн разработал ученик архитектора Энтони Паттнэм. Сегодня в центре проводят конференции, концерты, свадьбы и банкеты.

Фото: Jamie Squire / Getty

Похожая участь ждала конференц-центр Monona Terrace на берегу одноименного озера в Мадисоне: Райт разработал концепцию здания еще в 1938 году, однако власти не поддержали замысел и отложили его реализацию почти на 60 лет. Центр открылся в 1997 году по инициативе мэра города Пола Соглина.

Снаружи здание выглядит как на набросках Райта — оно выполнено в форме полукруга, центральная часть почти полностью сделана из стекла и украшена белыми колоннами. По бокам располагаются массивные бетонные конструкции цилиндрической формы. Посетители могут подняться на смотровую площадку на крыше, откуда открывается вид на озеро. В интерьерах строители отошли от плана Райта, современный дизайн разработал ученик архитектора Энтони Паттнэм. Сегодня в центре проводят конференции, концерты, свадьбы и банкеты.

На протяжении 20 лет, до 1958 года, Райт работал над проектом Южного колледжа во Флориде — директор учреждения попросил архитектора создать «образовательный храм», непохожий ни на один другой в мире. Сегодня кампус считается одним из самых красивых университетских городков США и самым большим комплексом, созданным Райтом на одном участке. Архитектор решил возвести на 33 гектарах земли истинно американский кампус. В итоге там появились девять объектов, включая две часовни, библиотеку и аудитории.

Здания выполнены из светлого бетона и камня с яркими акцентами в виде красных ступеней, пандусов и витражей. Оригинальным дизайном отличается часовня: многоуровневая конструкция достигает в высоту почти 20 метров и считается первой в стране часовней колледжа, выполненной в современном стиле. Кампус относится к национальным памятникам и открыт для туристов.

Еще одним сооружением для Висконсина стала православная церковь Благовещения в городе Уоватоса, спроектированная Райтом в 1956 году. Реализация проекта была завершена в 1961 году, через два года после смерти архитектора. Во время работы Райт называл сооружение «маленьким собором Святой Софии».По совету жены, которая воспитывалась в православной традиции, архитектор возвел храм с широкими арками и крестом в основании. Особенность строения — купол диаметром 32 метра, который закреплен на стальном рельсе с тысячами подшипников. Фасад здания выполнен в молочном цвете с позолоченными витражами, для купола из синтетической смолы выбрали благородный голубой оттенок. Спустя 60 лет после открытия храм продолжает работать — ежедневно там проводят службы, в том числе Божественную литургию.

Фото: Bettmann / Getty

Еще одним сооружением для Висконсина стала православная церковь Благовещения в городе Уоватоса, спроектированная Райтом в 1956 году. Реализация проекта была завершена в 1961 году, через два года после смерти архитектора. Во время работы Райт называл сооружение «маленьким собором Святой Софии».

По совету жены, которая воспитывалась в православной традиции, архитектор возвел храм с широкими арками и крестом в основании. Особенность строения — купол диаметром 32 метра, который закреплен на стальном рельсе с тысячами подшипников. Фасад здания выполнен в молочном цвете с позолоченными витражами, для купола из синтетической смолы выбрали благородный голубой оттенок. Спустя 60 лет после открытия храм продолжает работать — ежедневно там проводят службы, в том числе Божественную литургию.

Нетрадиционный взгляд на религиозные сооружения Райт представил еще в 1940 году, когда разработал концепцию новой общинной христианской церкви в штате Миссури — предыдущее сооружение было разрушено пожаром. Архитектор взял за основу параллелограмм. Передовыми для той эпохи были и материалы: Райт использовал бетон и гофрированные стальные пластины. Для освещения выбрали четыре прожектора, получившие название «Шпиль света».Однако замысел архитектора требовал серьезных затрат. Ради экономии денег масштабы строительства пришлось сократить: количество мест уменьшили с 1,2 тысячи до 900 и отказались от некоторых элементов декора. Сооружение «Шпиля» завершили только в 1994 году. Сегодня из церкви в YouTube и Facebook транслируют службы, а туристы могут прийти в храм на экскурсию.

Фото: Raymond Boyd / Getty

Нетрадиционный взгляд на религиозные сооружения Райт представил еще в 1940 году, когда разработал концепцию новой общинной христианской церкви в штате Миссури — предыдущее сооружение было разрушено пожаром. Архитектор взял за основу параллелограмм. Передовыми для той эпохи были и материалы: Райт использовал бетон и гофрированные стальные пластины. Для освещения выбрали четыре прожектора, получившие название «Шпиль света».

Однако замысел архитектора требовал серьезных затрат. Ради экономии денег масштабы строительства пришлось сократить: количество мест уменьшили с 1,2 тысячи до 900 и отказались от некоторых элементов декора. Сооружение «Шпиля» завершили только в 1994 году. Сегодня из церкви в YouTube и Facebook транслируют службы, а туристы могут прийти в храм на экскурсию.

Последнее творение Райта, которое он спроектировал незадолго до смерти в 1959 году, — дом для семьи Лайкс недалеко от города Финикс в американской Аризоне. Строительство уникального особняка на горе в 1967 году завершил ученик архитектора Джон Рэттенбери (John Rattenbury).Дом состоит из нескольких конструкций цилиндрической формы и занимает более 287 квадратных метров. Постройка словно вырастает из горного массива, а цвет фасада не сильно выделяется на фоне ландшафта. Внутри размещались пять маленьких спален, три ванные комнаты, кухня и другие помещения. Спустя время новые владельцы провели в доме масштабный ремонт — из имеющихся комнат они оборудовали три большие спальни и просторную гостиную с видом на каньон. На территории также есть бассейн и терраса.Здание неоднократно выставляли на продажу. В 2016 году за него попросили 3,6 миллиона долларов, однако покупатель не нашелся. Год спустя дом продали на аукционе за 1,7 миллиона долларов. Новый владелец сохранил имя в тайне и поделился планами приезжать в дом на отдых. В 2020 году постройку решили сдавать в аренду почти за 16 тысяч долларов в месяц, а спустя некоторое время снова вернули на рынок почти за 8 миллионов долларов.

Кадр: Architectural Digest / YouTube

Последнее творение Райта, которое он спроектировал незадолго до смерти в 1959 году, — дом для семьи Лайкс недалеко от города Финикс в американской Аризоне. Строительство уникального особняка на горе в 1967 году завершил ученик архитектора Джон Рэттенбери (John Rattenbury).

Дом состоит из нескольких конструкций цилиндрической формы и занимает более 287 квадратных метров. Постройка словно вырастает из горного массива, а цвет фасада не сильно выделяется на фоне ландшафта. Внутри размещались пять маленьких спален, три ванные комнаты, кухня и другие помещения. Спустя время новые владельцы провели в доме масштабный ремонт — из имеющихся комнат они оборудовали три большие спальни и просторную гостиную с видом на каньон. На территории также есть бассейн и терраса.

Здание неоднократно выставляли на продажу. В 2016 году за него попросили 3,6 миллиона долларов, однако покупатель не нашелся. Год спустя дом продали на аукционе за 1,7 миллиона долларов. Новый владелец сохранил имя в тайне и поделился планами приезжать в дом на отдых. В 2020 году постройку решили сдавать в аренду почти за 16 тысяч долларов в месяц, а спустя некоторое время снова вернули на рынок почти за 8 миллионов долларов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.