В российский прокат вышел фильм «Эйфель» французского режиссера Мартена Бурбулона. Драма рассказывает историю знаменитого инженера Гюстава Эйфеля, построившего самую известную достопримечательность Франции — Эйфелеву башню. Творец не побоялся бросить вызов консервативным представлениям об архитектуре, создав одно из самых популярных мест в мире.
Париж, как и Франция в целом, на протяжении десятилетий ассоциируется с Эйфелевой башней. Однако в конце XIX века общественность не ликовала по поводу ее строительства, а власти Парижа планировали демонтировать объект. Простые горожане и видные деятели архитектуры критиковали Эйфеля в прессе и отпускали нелестные комментарии в адрес сооружения. Однако критика не остановила инженера в реализации задуманного, а всемирный успех башни подарил ему почетную награду страны. Драма по-французски — в галерее «Ленты.ру».
![Строительство башни было приурочено к Всемирной выставке 1889 года, на которой страны должны были продемонстрировать технологические и инженерные достижения. Властям представили 107 проектов возможных сооружений, однако право на реализацию получила амбициозная для того времени задумка французского инженера Гюстава Эйфеля и его коллег. Они решили возвести 300-метровую башню из металлических балок на каменных постаментах. Массивные колонны должны были сужаться к вершине, образовывая подобие луковицы. Перед началом работ Эйфель вместе с городскими властями договорился, что через 25 лет башню демонтируют.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144823055/preview_0951a4e1b53f8cd76f66d370cf5e1bdb.jpg)
Фото: SSPL / Getty Images
Строительство башни было приурочено к Всемирной выставке 1889 года, на которой страны должны были продемонстрировать технологические и инженерные достижения. Властям представили 107 проектов возможных сооружений, однако право на реализацию получила амбициозная для того времени задумка французского инженера Гюстава Эйфеля и его коллег. Они решили возвести 300-метровую башню из металлических балок на каменных постаментах. Массивные колонны должны были сужаться к вершине, образовывая подобие луковицы. Перед началом работ Эйфель вместе с городскими властями договорился, что через 25 лет башню демонтируют.
![Строительство башни началось в январе 1887 года, в нем приняли участие около 300 специалистов. Работы начались с возведения фундамента, было подготовлено каменное основание, на котором затем устанавливали колонны. Его расположили на утрамбованном гравии чуть ниже уровня земли. Первый этап завершился через пять месяцев. В июле 1887 года рабочие начали монтировать четыре столба.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144826469/preview_ca2c2d1e62b21e2f179154e8f799ba58.jpg)
Фото: AP
Строительство башни началось в январе 1887 года, в нем приняли участие около 300 специалистов. Работы начались с возведения фундамента, было подготовлено каменное основание, на котором затем устанавливали колонны. Его расположили на утрамбованном гравии чуть ниже уровня земли. Первый этап завершился через пять месяцев. В июле 1887 года рабочие начали монтировать четыре столба.
![На монтаж металлических частей понадобились рекордные для подобного сооружения 22 месяца. Процесс ускорили точные расчеты до десятых долей миллиметра. Процесс облегчило и то, что все детали были заранее изготовлены на заводе Эйфеля в городе Леваллуа-Перре. В общей сложности было сделано 18 тысяч элементов, ни один из них для удобства работ не весил более трех тонн. Части соединялись крепежами-заклепками, которые обеспечили прочность конструкции.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144831677/preview_88048284d6934eee04b44cbe4d903aa7.jpg)
Фото: Getty Images
На монтаж металлических частей понадобились рекордные для подобного сооружения 22 месяца. Процесс ускорили точные расчеты до десятых долей миллиметра. Процесс облегчило и то, что все детали были заранее изготовлены на заводе Эйфеля в городе Леваллуа-Перре. В общей сложности было сделано 18 тысяч элементов, ни один из них для удобства работ не весил более трех тонн. Части соединялись крепежами-заклепками, которые обеспечили прочность конструкции.
![К апрелю 1888 года строители возвели первый уровень башни. Этап был одним из самых сложных, так как от прочности наклона нижнего этажа зависела устойчивость всей конструкции. Для работ потребовались 30-метровые деревянные леса. Через несколько месяцев рабочие приступили к строительству второго уровня и уже не могли обходиться только лесами. Тогда в качестве подъемных устройств были придуманы мобильные краны, которые двигались по рельсам — установку балок можно было регулировать с точностью до миллиметра. Спустя время в башне появились лифты.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144835105/preview_a19fc8f942c4b235a589379e042b9227.jpg)
Фото: Getty Images
К апрелю 1888 года строители возвели первый уровень башни. Этап был одним из самых сложных, так как от прочности наклона нижнего этажа зависела устойчивость всей конструкции. Для работ потребовались 30-метровые деревянные леса. Через несколько месяцев рабочие приступили к строительству второго уровня и уже не могли обходиться только лесами. Тогда в качестве подъемных устройств были придуманы мобильные краны, которые двигались по рельсам — установку балок можно было регулировать с точностью до миллиметра. Спустя время в башне появились лифты.
![Работы полностью завершились в конце марта 1889 года за несколько месяцев до выставки. В общей сложности строители использовали 2,5 миллиона заклепок, 7,3 тысячи тонн чугуна и 60 тонн краски. Эйфель уделял большое внимание вопросам безопасности — за время строительства, длившегося больше двух лет, на площадке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом. Вскоре башня обрела широкую известность и стала местом притяжения. За возведение объекта Эйфель был удостоен Ордена Почетного легиона — награда считается во Франции высшим знаком признания особых заслуг.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144909642/preview_5cd3058536879cf928dd7510f06a6fdf.jpg)
Фото: London Stereoscopic Company / Hulton Archive / Getty Images
Работы полностью завершились в конце марта 1889 года за несколько месяцев до выставки. В общей сложности строители использовали 2,5 миллиона заклепок, 7,3 тысячи тонн чугуна и 60 тонн краски. Эйфель уделял большое внимание вопросам безопасности — за время строительства, длившегося больше двух лет, на площадке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом. Вскоре башня обрела широкую известность и стала местом притяжения. За возведение объекта Эйфель был удостоен Ордена Почетного легиона — награда считается во Франции высшим знаком признания особых заслуг.
![Строительство, а в дальнейшем и широкая популярность Эйфелевой башни были восприняты неоднозначно, а в определенных кругах вызывали ожесточенную критику. Еще на этапе проектирования создателей обвиняли в неэлегантности формы сооружения. В 1887 году в известной парижской газете Le Temps было опубликовано послание «Комитета трехсот», который получил такое название из-за высоты башни. Выдающиеся деятели культуры обратились к местным властям со словами: «Мы протестуем, что есть сил, со всем негодованием от имени попранного французского вкуса против установки этой бесполезной и монструозной Эйфелевой башни». В прессе стали появляться карикатурные изображения Эйфеля и едкие стихотворения.Однако работы не были прекращены, а башня продолжила получать нелестные отзывы и после завершения строительства. Во Франции стали рассказывать историю про знаменитого новеллиста и поэта Ги де Мопассана, который, несмотря на неприязнь к сооружению, часто обедал в ресторане башни. В ответ на язвительные замечания Мопассан говорил, что посещает башню, потому что «это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144915678/preview_4f586f19f7c779013e54f1d42039efa1.jpg)
Фото: ND / Roger Viollet Collection / Getty Images
Строительство, а в дальнейшем и широкая популярность Эйфелевой башни были восприняты неоднозначно, а в определенных кругах вызывали ожесточенную критику. Еще на этапе проектирования создателей обвиняли в неэлегантности формы сооружения. В 1887 году в известной парижской газете Le Temps было опубликовано послание «Комитета трехсот», который получил такое название из-за высоты башни. Выдающиеся деятели культуры обратились к местным властям со словами: «Мы протестуем, что есть сил, со всем негодованием от имени попранного французского вкуса против установки этой бесполезной и монструозной Эйфелевой башни». В прессе стали появляться карикатурные изображения Эйфеля и едкие стихотворения.
Однако работы не были прекращены, а башня продолжила получать нелестные отзывы и после завершения строительства. Во Франции стали рассказывать историю про знаменитого новеллиста и поэта Ги де Мопассана, который, несмотря на неприязнь к сооружению, часто обедал в ресторане башни. В ответ на язвительные замечания Мопассан говорил, что посещает башню, потому что «это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».
![С начала XX века на перилах первого уровня башни Эйфель выгравировал имена выдающихся ученых и инженеров Франции, а также тех, кто помогал в возведении сооружения. В числе 72 имен оказались фамилии знаменитого математика Жозеф Луи Лагранжа, создателя первых французских линий железных дорог Жюля Петье, изобретателя тросовых мостов Марка Сегена и других. При выполнении задачи Эйфель был ограничен длиной слов — имя должно было содержать максимум 12 символов. В итоге инженеру пришлось отказаться от части имен, среди 72 фамилий также не увековечена ни одна женщина.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144951577/preview_8627dc2abfe644e90f6848aee997c25b.jpg)
Фото: Juan Garcia Hinojosa / Shutterstock
С начала XX века на перилах первого уровня башни Эйфель выгравировал имена выдающихся ученых и инженеров Франции, а также тех, кто помогал в возведении сооружения. В числе 72 имен оказались фамилии знаменитого математика Жозеф Луи Лагранжа, создателя первых французских линий железных дорог Жюля Петье, изобретателя тросовых мостов Марка Сегена и других. При выполнении задачи Эйфель был ограничен длиной слов — имя должно было содержать максимум 12 символов. В итоге инженеру пришлось отказаться от части имен, среди 72 фамилий также не увековечена ни одна женщина.
![Изначально власти Парижа не планировали оставлять башню навсегда, а только хотели продемонстрировать прогресс страны. Эксперты считают, что от демонтажа башню спасла установка на ней радиоантенны в 1908 году. Оттуда можно было передавать сигнал на шесть тысяч километров. Во время Первой мировой войны сооружение стало важным пунктом перехвата сообщений о наступлении немецких солдат.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144935450/preview_78d18a52d6c49d5fb01a76e70decf004.jpg)
Фото: Science photo library / Legion-media.ru
Изначально власти Парижа не планировали оставлять башню навсегда, а только хотели продемонстрировать прогресс страны. Эксперты считают, что от демонтажа башню спасла установка на ней радиоантенны в 1908 году. Оттуда можно было передавать сигнал на шесть тысяч километров. Во время Первой мировой войны сооружение стало важным пунктом перехвата сообщений о наступлении немецких солдат.
![Башня частично пострадала, когда Париж был оккупирован фашистами во время Второй мировой войны, — нацисты перерезали кабели лифтов. В июле 1940 года в Париж приехал Адольф Гитлер. Тогда же он сделал знаменитый кадр на фоне достопримечательности. Французская столица поразила диктатора, поездку он назвал «лучшим моментом» в своей жизни.Спустя четыре года после путешествия Гитлер приказал генералу Дитриху фон Хольтицу, который считался комендантом Парижа, в случае приближения противников уничтожить знаменитые места столицы — Хольтицу необходимо было взорвать и Эйфелеву башню. Однако военный ослушался Гитлера и не выполнил приказ, сохранив наследие Франции. Позже генерал получил неофициальное прозвище спасителя Парижа.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015144947113/preview_85dba40c423e8d49a9e9bd1fb45ae5dc.jpg)
Фото: Heinrich Hoffmann / Universal History Archive / Getty Images
Башня частично пострадала, когда Париж был оккупирован фашистами во время Второй мировой войны, — нацисты перерезали кабели лифтов. В июле 1940 года в Париж приехал Адольф Гитлер. Тогда же он сделал знаменитый кадр на фоне достопримечательности. Французская столица поразила диктатора, поездку он назвал «лучшим моментом» в своей жизни.
Спустя четыре года после путешествия Гитлер приказал генералу Дитриху фон Хольтицу, который считался комендантом Парижа, в случае приближения противников уничтожить знаменитые места столицы — Хольтицу необходимо было взорвать и Эйфелеву башню. Однако военный ослушался Гитлера и не выполнил приказ, сохранив наследие Франции. Позже генерал получил неофициальное прозвище спасителя Парижа.
![Особая атмосфера вокруг башни возникает в вечернее время суток, когда на ней с помощью датчиков наступления темноты загораются 336 проекторов с лампами высокого давления. Их периодически заменяют более технологичными вариантами, чтобы снизить потребление электроэнергии. Освещение башни начало работать с 1985 года, традиционно огни светятся золотистым светом. Однако оттенки могут менять, символизируя важные события. Каждый октябрь сооружение светится розовым цветом в рамках месяца борьбы с раком молочной железы — акция проходит, чтобы поддержать тех, кто борется с заболеванием, и повысить осведомленность людей. В июне 2016 года на башне появилась иллюминация радужного флага в поддержку ЛГБТ после массового убийства в гей-клубе в американском Орландо. Во время Чемпионата Европы по Футболу 2016 года на башне появлялись иллюминации в виде флагов стран-участниц.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015145019741/preview_b27b63eb9c0d9cc15658fefba8ebfe70.jpg)
Фото: Jorge Fernández / LightRocket / Getty Images
Особая атмосфера вокруг башни возникает в вечернее время суток, когда на ней с помощью датчиков наступления темноты загораются 336 проекторов с лампами высокого давления. Их периодически заменяют более технологичными вариантами, чтобы снизить потребление электроэнергии. Освещение башни начало работать с 1985 года, традиционно огни светятся золотистым светом. Однако оттенки могут менять, символизируя важные события. Каждый октябрь сооружение светится розовым цветом в рамках месяца борьбы с раком молочной железы — акция проходит, чтобы поддержать тех, кто борется с заболеванием, и повысить осведомленность людей. В июне 2016 года на башне появилась иллюминация радужного флага в поддержку ЛГБТ после массового убийства в гей-клубе в американском Орландо. Во время Чемпионата Европы по Футболу 2016 года на башне появлялись иллюминации в виде флагов стран-участниц.
![Сегодня Эйфелева башня — символ Парижа и одна из самых популярных достопримечательностей в мире. Ежегодно ее посещают более шести миллионов человек, однако впечатляющую статистику подпортила пандемия коронавируса — в 2020 году сооружение увидели только 1,16 миллиона туристов. Посетителям предлагают погулять по соседним садам, подняться на разные уровни, насладиться панорамным видом на город и пообедать в ресторане. Самый дорогой билет обойдется в 26,1 евро (чуть более двух тысяч рублей). Сэкономить можно, если перемещаться между уровнями по лестнице, а не на лифтах. Башня стала излюбленным атрибутом для фотосессий — туристы «держат» ее на ладони, пытаются ухватить за вершину или ищут по всему Парижу удачные ракурсы, чтобы сооружение оказалось в кадре.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015145034304/preview_cf3a3ea40c969cd1c8c2b80256be5de8.jpg)
Фото: Mal Langsdon / Reuters
Сегодня Эйфелева башня — символ Парижа и одна из самых популярных достопримечательностей в мире. Ежегодно ее посещают более шести миллионов человек, однако впечатляющую статистику подпортила пандемия коронавируса — в 2020 году сооружение увидели только 1,16 миллиона туристов. Посетителям предлагают погулять по соседним садам, подняться на разные уровни, насладиться панорамным видом на город и пообедать в ресторане. Самый дорогой билет обойдется в 26,1 евро (чуть более двух тысяч рублей). Сэкономить можно, если перемещаться между уровнями по лестнице, а не на лифтах. Башня стала излюбленным атрибутом для фотосессий — туристы «держат» ее на ладони, пытаются ухватить за вершину или ищут по всему Парижу удачные ракурсы, чтобы сооружение оказалось в кадре.
![Эйфелева башня со временем превратилась в мировое наследие, появившись в сотнях фильмов. По словам кинокритиков, сооружение всегда виднеется где-нибудь на заднем фоне, если сцена снимается во французской столице. В фильме «Под Эйфелевой башней», что видно из названия, ракурс немного изменили. Башня засветилась и в российском кинематографе — напротив достопримечательности устраивают романтический пикник герои Елены Подкаминской и Венсана Переса в фильме «Кухня в Париже».Сооружение Эйфеля появилось не только в полном метре, но и в сериалах. Блэр Уолдорф из «Сплетницы» предпочитала прогуливаться вместе с покупками мимо башни или завтракать в ресторане с видом на нее. Достопримечательность постоянно мелькает в недавнем сериале от Netflix «Эмили в Париже» — кадр, где героиня Лили Коллинз стоит в черном платье с бокалом шампанского в руке, разлетелся по всему миру.](https://icdn.lenta.ru/images/2021/10/15/14/20211015145041658/preview_8bc7912a93989116753faa6a923b032d.jpg)
Фото: Carole Bethuel / Netflix / The Hollywood Archive / Legion-media.ru
Эйфелева башня со временем превратилась в мировое наследие, появившись в сотнях фильмов. По словам кинокритиков, сооружение всегда виднеется где-нибудь на заднем фоне, если сцена снимается во французской столице. В фильме «Под Эйфелевой башней», что видно из названия, ракурс немного изменили. Башня засветилась и в российском кинематографе — напротив достопримечательности устраивают романтический пикник герои Елены Подкаминской и Венсана Переса в фильме «Кухня в Париже».
Сооружение Эйфеля появилось не только в полном метре, но и в сериалах. Блэр Уолдорф из «Сплетницы» предпочитала прогуливаться вместе с покупками мимо башни или завтракать в ресторане с видом на нее. Достопримечательность постоянно мелькает в недавнем сериале от Netflix «Эмили в Париже» — кадр, где героиня Лили Коллинз стоит в черном платье с бокалом шампанского в руке, разлетелся по всему миру.