Строительство судов и модернизацию существующего флота для использования в северных широтах обсудили участники Международного семинара по судостроению и судоремонту в Арктике, который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума. Мероприятие вошло в план председательства России в Арктическом совете, оператором событий является Фонд Росконгресс.
Одним из основных вызовов в сфере судостроения и судоремонта является выполнение поставленной президентом Российской Федерации Владимиром Путиным задачи по обеспечению перевозки не менее 80 миллионов тонн грузов по Северному морскому пути к 2024 году и 150 миллионов тонн — к 2030 году, отметил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. Такие объемы требуют больших инвестиций и строительства флота, отметил он.
«На сегодняшний день мы ощущаем дефицит судоремонтных мощностей, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, здесь нам предстоит решить ряд принципиальных задач», — отметил Гаджимагомед Гусейнов.
По его словам, в регионе действуют преференциальные режимы. В частности, для компаний доступны льготы на страховые взносы: вместо 30 процентов резиденты арктической зоны выплачивают 7,5 процентов. Кроме того, действуют преференции по налогу на прибыль, а также существует возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, предусматривающей 0 процентов НДС на товары, помещенные под процедуру СТЗ. Однако в дополнение к имеющимся льготам для судоремонтных предприятий необходимо предусмотреть 0 процентов НДС, подчеркнул первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Владельцы предпочитали проводить ремонт судов в зарубежных странах. Одна из причин — принадлежность кораблей иностранной юрисдикции, отметил председатель правления и генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов.
«Мы должны сделать российский флаг удобным для целей судоходства, что в свою очередь будет способствовать развитию отечественного судоремонта», — подчеркнул он.
Обнуление НДС позволит судовладельцам получать 20 процентов выгоды при ремонте в России по сравнению с норвежскими верфями, резюмировал Алексей Рахманов.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил, что на сегодняшний день порядка половины зарубежных портов являются закрытыми для ремонта российских судов, в то время как Индонезия и Турция существенно повысили стоимость работ в этой сфере.
«Наши цены становятся не только конкурентными, но и мы уже можем это делать дешевле», — сказал Александр Цыбульский.
В международном семинаре по судостроению и судоремонту также участвовали заместитель председателя правления «НОВАТЭКа», Председатель Арктического экономического совета Евгений Амбросов, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Борис Кабаков, заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова, а также заместитель генерального директора Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Вячеслав Рукша и генеральный директор, председатель правления «Совкомфлота» Игорь Тонковидов.
Развитие безопасного судоходства в Арктике, включая Северный морской путь, является одним из приоритетов российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 годах. Россия считает важным сделать судоходные маршруты в высоких широтах безопасными, а также экологически и экономически эффективными. Российская сторона поддерживает сотрудничество в области подготовки высококвалифицированных морских кадров для работы в Арктике и выработки унифицированных образовательных стандартов в этой области, а также обеспечения готовности аварийно-спасательных служб и подразделений, развития средств связи и навигации.