США решили снять санкции с Афганистана, несмотря на то, что там по-прежнему массово выращивают наркотики.
Президент Буш отметил, что в прошлом году Афганистан не принял должного участия в международной борьбе с наркотиками, однако заявил, что эта страна продолжит получать американскую помощь, ибо этого требуют национальные интересы США.
В период смуты 1990 годов Афганистан сделался главным производителем опиума в мире. На него приходилось более 70% мирового производства опиума, из которого делаются морфин и героин.
Наркотики превратились в главный источник дохода как для Афганистана, так и для его южной провинции Гельманд, где посевы опиумного мака занимают десятки тысяч гектаров.
Придя к власти, талибы запретили возделывание этой культуры, в связи с чем к прошлому году производство опиума сократилось почти до ноля.
Исламистский режим отличался драконовскими, но вполне эффективными методами: иностранные эксперты характеризовали его усилия по искоренению наркотиков как самые успешные в мире.
Последний раз, и больше не будут...
Однако прошлой осенью, когда США и их афганские союзники начали войну с талибами, местные декхане немедленно воспользовались этим обстоятельством и посадили опиумный мак заново.
Временное афганское правительство Хамида Карзая, пришедшее к власти два месяца назад, вняло призывам ООН и тоже запретило возделывание этой культуры.
Крестьяне тогда отправили ходоков к губернатору Гельманда Шеру Мохаммеду и призвали его пощадить их посевы.
"Это бедные люди, - заметил помощник губернатора Пир Мохаммед в интервью агентству АП. - Они уже потратились на то, чтобы посадить и возделывать мак. Они предложили, чтобы ООН купила у них опиум и сожгла его или пустила на лекарства, а они обещают больше не сажать мак в будущем году".
Но мак - выгоднее
При нынешних ценах закупки опиумного сырья в одном только Гельманде обойдутся более чем в 200 миллионов долларов.
Если мировое сообщество всерьез хочет искоренить производство наркотиков в провинции, заметил Пир Мохаммед, ему следует снабдить местных крестьян сельхозинвентарем, построить новые линии электропередач и привести в порядок оросительные системы, без чего крестьянам будет сложно отказаться от опиумного мака, который приносит как минимум в 10 раз больше дохода на гектар, чем пшеница и другие культуры.
Методы, практиковавшиеся талибами, были гораздо дешевле, но ушли вместе с ними.
Часто иллюзорная власть
Единственный конкретный шаг по части борьбы с наркотиками, который предприняло на данный момент правительство Карзая, заключался в закрытии торговавших опиумом лавок в Кандагаре. Однако в столице Гельманда эта торговля идет по-прежнему.
По словам Пира Мохаммеда, о том, чтобы просто запретить крестьянам собирать опиумный урожай, речи в этой провинции быть не может. "Наше правительство пока еще нестабильно", - объясняет он.
"Вашингтон пост" только что посвятила последнему обстоятельству пространную статью под заголовком "Власть Карзая часто иллюзорна".
Как пишет газета, не имея армии, которая бы ликвидировала распри между соперничающими военачальниками, Карзай ходит по проволоке между ними и, к примеру, назначил на пост замминистра обороны одного из самых кровожадных полевых командиров Абдуррашида Дустума.
Некоторые помощники главы правительства сетовали корреспонденту американской газеты, что Карзай, который, по их словам, "честный человек и патриот", является форменным заложником противоборствующих сил.
По их словам, требования Северного альянса выполняются правительством практически беспрекословно, а неподготовленные люди назначаются на важные посты лишь потому, что они "джихади" - участники священных войн, бушевавших в последние годы в Афганистане.
В свете этого администрация Буша, желающая успеха своему афганскому союзнику, не может отказать ему в помощи и поэтому решила закрыть глаза на посевы, которые скоро взойдут в высокогорных долинах.