Этот День победы порохом пропах Несмотря на гибель ключевых фигур из числа чеченских террористов, крупные теракты на территории России не прекращаются

Взорванный парад

Утром 9 мая, в разгар парада в честь праздника Дня победы, на улице Ленина в дагестанском городе Каспийск произошел очередной крупный теракт. Взрывное устройство - а им, по-видимому, была противопехотная мина направленного действия мощностью от трех до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте, - взорвалась в тот момент, когда рядом находилось множество людей - военный оркестр одной из частей морской пехоты, дислоцированной в Каспийске, собравшиеся вокруг музыкантов дети, колонна ветеранов, направлявшихся для возложения венков к мемориалу в честь павших в ходе Великой Отечественной войны.

Очевидно, преступники были опытными подрывниками. Как утверждают специалисты республиканского МЧС, мина была заложена в кустах рядом с дорогой, по которой шла колонна, слева, почти возле самого бордюра, и направлена таким образом, что взрывная волна прошла на уровне человеческого роста. Этим объясняется чудовищный масштаб потерь: более тридцати человек убиты, в том числе 12 детей и 15 военнослужащих-музыкантов, еще почти полторы сотни ранены. Причем, по словам врачей, большинство повреждений - крайне тяжелые: рваные раны, множество перебитых и отсеченных конечностей. Сразу после теракта раненых принимали больницы как в самом Каспийске, так и в Махачкале. Власти Дагестана обратились к населению с призывом сдавать кровь, спецмашина с грузом медикаментов, перевязочных средств, запасом донорской крови и кровезаменителей направилась в Махачкалу со Ставрополья.

На настоящий момент выдвинута всего одна версия произошедшего - теракт. Именно по этой статье - 205-й - дагестанская прокуратура возбудила уголовное дело. В Махачкале был развернут штаб по ликвидации последствий теракта. Председатель республиканского госсовета связался по телефону с Москвой и заверил президента, что дагестанские власти сделают все необходимое для пострадавших и членов их семей.

Реакция Москвы

В Москве на Красной площади в это время проходил свой парад Победы. Владимир Путин выслушал доклад министра обороны Сергея Иванова и в ответном слове стал говорить не только о славных подвигах минувшего, но и о насущных задачах по борьбе с терроризмом. Неизвестно, знал ли он уже в это время о случившемся в Каспийске. По словам пресс-секретаря Путина Алексея Громова, о теракте президенту было доложено немедленно: взрыв в Дагестане произошел примерно в 9:50 по московскому времени, парад в Москве начался в 10:00. Так или иначе, Путин не стал портить торжественную церемонию, зато сразу после нее уединился для срочного совещания с силовиками - Сергеем Ивановым, главой МВД Борисом Грызловым, директором ФСБ Николаем Патрушевым. Кроме того, в совещании участвовали начальник Геншатаба ВС России и Главком ВМФ.

О чем и как разговаривал верховный главнокомандующий со своими подчиненными, можно только догадываться. Но нетрудно предположить, что разговор был крайне неприятный, потому что неизвестные устроители теракта как нарочно нанесли Путину удар по двум очень болезненным точкам: мало того, что взорвали парад в честь праздника, символизирующего - на официальном уровне - мощь советского оружия, так еще и сделали это почти сразу же после того, как Кремль официально объявил о гибели главных чеченских террористов, на которых в последние годы взваливали вину за все крупные терракты на территории России - иорданца Хаттаба и Шамиля Басаева.

Видимо, не надеясь больше на милиционеров и работников прокуратуры, Путин поставил во главе межведомственной комиссии, которой предстоит "в кратчайшие сроки выявить, изобличить и наказать преступников", главу ФСБ Патрушева и приказал ему немедленно отправляться в Дагестан и оттуда докладывать о ходе расследования лично ему, президенту. Одновременно с Патрушевым на место событий стала съезжаться целая когорта высокопоставленных чиновников: начальник Управления Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе Владимир Кравченко, начальник ГУБОП СКМ МВД России Овчинников, заместитель Генпрокурора России Сергей Фридинский, полномочный представитель президента в Южном Федеральном округе Виктор Казанцев.

По сведениям Газеты.Ру, которая ссылается на источники в МВД Дагестана, у комиссии уже есть доказательства причастности чеченских экстремистов к теракту в Каспийске. Прокурор Дагестана Имам Яралиев также высказал осторожное предположение, что это варварское преступление могли организовать лидеры незаконных вооруженных формирований в отместку за арест группы боевиков, виновных в серии терактов на территории Дагестана.

Сам Владимир Путин вынужден был публично отчитаться о случившемся сразу же - по плану праздничных мероприятий ему предстояло провести торжественный прием в Кремле в честь праздника Победы. Молчать о теракте было нельзя - о нем уже вовсю говорили все средства массовой информации. Поэтому, появившись перед ветеранами и другими почетными гостями (среди которых был и первый президент России Борис Ельцин), Путин сразу заговорил о Каспийске и даже провел историческую параллель, сравнив нынешних врагов россиийской власти с гитлеровскими нацистами: "Это преступление совершили подонки, для которых нет ничего святого. И у нас есть полное право относиться к ним так же, как к нацистам, единственная цель которых - нести смерть, сеять страх, убивать", - сказал он. Заканчивая свою речь в праздничный день, президент предложил собравшимся почтить память погибших в Каспийске минутой молчания.

Остальная Москва так же серьезно отнеслась к взрыву в далеком Дагестане. Срочно были усилены милицейские наряды в местах скопления людей, на станциях метро, на вокзалах, аэропортах. На въездах и выездах из города были выставлены дополнительные посты ГИБДД. На Манежной площади, которую днем открыли для свободного посещения, дежурили подразделения ОМОН, конная милиция, отряд кинологов с собаками. Чтобы не портить москвичам праздник, Путин распорядился не отменять традиционный салют, который должен состояться в честь "тех, кто эту победу принес, тех, кто боролся и пал в борьбе с фашизмом", а также "тех, кто сегодня погиб в Каспийске".

Каспийск и террористы

Нынешний теракт - не первый в Каспийске. В 1996 году, в ночь на 16 ноября, в этом городе, расположенном в 14 километрах к юго-востоку от Махачкалы и фактически являющимся городом-спутником дагестанской столицы, был взорван девятиэтажный жилой дом, под обломками которого погибли 68 человек, из которых 55 были пограничниками или членами их семей. В тот раз среди погибших был 21 ребенок.

В это утро пограничников среди погибших и раненых после взрыва на улице Ленина не оказалось. Но на всякий случай все пограничные части, дислоцированные в Дагестане, были переведены на усиленный режим службы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше