Мулла Мухаммад Омар Моджахед ибн Аль Малави родился в 1959 году (по другим данным, в начале 1960-х) в одном из предместий афганского города Кандагар в семье бедных сельских священников. Все его предки были имамами в мечетях. Отец Омара умер, когда мальчику было 3 года. Когда советские войска вторглись в Афганистан, будущему руководителю страны исполнилось 19 лет. Он присоединился к ополчению, состоявшему, в основном, из таких же школьников, как и он сам. Мухаммад был трижды ранен. Коллеги узнавали Омара по двум признакам - неизменному противотанковому ружью на плече и по глазу (точнее, отсутствию оного), потерянному в одном из боев. В 1992 году после вывода советских войск Омар вернулся в школу, которую вынужден был бросить 13 лет назад, и стал муллой в сельской мечети.
Но обстановка в родных краях не располагала к безмятежной жизни. Война закончилась, но покой не наступил - группировки боролись за власть и безнаказанно грабили, убивали, насиловали. Торговля практически прекратилась, а чиновники либо не могли ничего поделать, либо просили за свои услуги непомерную мзду. Летом 1994 года мулла Омар сколотил группу из трех десятков студентов медресе (религиозных школ). Политическую программу мулла Омар сформулировал просто - в стране нет порядка, а мы построим исламское государство, наведем порядок и дадим стране покой. Не стоит думать, что все афганцы мечтали лишь о том, чтобы надеть на женщин паранджу и отказаться от телевидения, но люди так устали от беспредела, что были готовы поддержать человека с любой идеологией, лишь бы он прекратил смуту.
Талибы (что в переводе означает - студенты) начали с того, что убили местного лидера моджахедов и его людей, захватив при этом склад с боеприпасами. Поводом для акции стало очередное изнасилование моджахедами местных женщин, но от этих бандитов провинция стонала уже не первый день. Долгое время талибы были всего лишь одной из подобных группировок, но ее популярность росла. В марте 1996-го к движению присоединились еще полторы тысячи студентов, которые объявили джихад правительству Бурхануддина Раббани, избрали Омара повелителем правоверных, главой Исламского Эмирата Афганистана, и двинулись на Кабул. С самого начал ходили слухи, что "Талибан" создан пакистанской разведкой и сам Омар лишь марионетка в руках Исламабада. Неизвестно, так ли это, но как только талибы набрали силу, их военной подготовкой и снабжением современным оружием занялся пакистанский Корпус пограничной стражи.
Перед штурмом столицы мулла прибыл в Большую мечеть Кандагара, приказал достать одну из главных мусульманских реликвий - одежду пророка Магомета - и, размахивая ею, произнес перед войсками речь с крыши мечети. 2 сентября 1996 года Кабул был взят. Весь Афганистан, за исключением северной части (менее 10% территории, контролируемые Северным альянсом), перешел под его контроль. Мир дивился афганским студентам - суровым бородачам в тюрбанах и с автоматами наперевес, за два года создавшим с нуля собственное государство.
Мухаммад Омар - непубличный политик. Он почти не общается с прессой и иностранными дипломатами, редко выступает на митингах, даже фотографий талибского лидера мало. О его личной жизни известно, что он был три раза женат, у него пятеро детей, причем известны имена лишь двоих сыновей - Якуб и Идрис. До взятия Кабула мулла жил очень просто, но после того, как Омар стал правителем неспокойной страны, он обосновался в резиденции, напоминающей крепость, и стал выезжать из офиса только в бронированном автомобиле с тонированными стеклами, окруженный охранниками на джипах.
Создание исламского Афганистана продолжилось. Телевидение, музыка, фотографии в газетах и прочие тлетворные западные штучки были запрещены. Женщинам нельзя было получать светское образование, работать, выходить на улицу без паранджи и вообще появляться вне дома без крайней необходимости. По всей стране уничтожались статуи Будды, в том числе экстремисты взорвали два самых больших в мире (55 метров) изваяния, высеченных в скале в V веке нашей эры в провинции Бамиан. Талибское государство признали только Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Узбекистан. Пакистан остался единственной страной, не разорвавшей дипотношения с исламским государством после терактов 11 сентября 2001 года.
Продолжалась и война с Северным альянсом. Если на захват 90% территории страны талибам потребовалось 2 года, то оставшиеся 10% держались целых 5 лет. Это личная заслуга лидера Северного альянса полевого командира Ахмада Шах Масуда. Масуд прославился еще во время советской оккупации, когда превратил Пянджское ущелье в крепость, неприступную для войск СССР. У альянса оставались старые советские самолеты и танки. Также вооружение ему поставляли Иран с Россией. 20-летний боевой опыт и дипломатические способности Масуда мешали талибам, поэтому в сентябре 2001 года лазутчики, переодевшиеся тележурналистами, убили военачальника. Однако планам Омара не суждено было сбыться. Враг США N 1 Осама бин Ладен скрывался в Афганистане. Поэтому для его поимки США в декабре 2001 года вторглись в Афганистан, заручившись поддержкой Северного альянса.
Судя по всему, бин Ладен, скрывавшийся в стране с 1996 года, был не особенно нужен талибам. В сентябре 2001 года мулла Омар так объяснил корреспонденту "Голоса Америки", почему он не хочет выдавать террориста Соединенным Штатам: "Дело не в Осаме бин Ладене. Дело в исламе. Престиж ислама поставлен на карту. И к тому же такова афганская традиция гостеприимства… Мне известны два обещания. Первое - обещание Аллаха. Второе - Буша. Обещание Аллаха гласит, что моя земля - обширна. Если ты предпримешь путешествие по пути Аллаха, то сможешь обосноваться в любом месте на этой земле и везде будешь защищен. Обещание Буша заключается в том, что на земле не осталось места, где ты мог бы спрятаться и где тебя не найдут. Посмотрим, чье из этих двух обещаний будет выполнено… Выслушайте нашу точку зрения. Если мы сейчас выдадим Осаму, то те же люди, что сегодня требуют его сдать, уже завтра будут поносить нас за это предательство. Те же самые люди будут спрашивать: "Почему вы пожертвовали престижем ислама? Почему вы навлекли позор на мусульман?"
Итак, бин Ладен остался в Афганистане, и антитеррористическая коалиция вторглась в страну. Операция прошла быстро. 7 декабря 2001 года последний оплот талибов город Кандагар пал. Сами талибы вместе с боевиками "Аль-Каеды" укрылись в горах на афгано-пакистанской границе. Американский спецназ пытался выкурить их из ущелий в начале операции и пытается сделать это до сих пор. Однако скоро стало ясно, что жить там и совершать вылазки против американских войск террористы смогут десятилетиями, поэтому решено было пойти путем переговоров.
Еще в сентябре 2001-го американский специалист по терроризму Питер Берген утверждал, что "Талибан" разделен на противников компромиссов с американцами во главе с Омаром и сторонников переговоров. Даже во время осады Кандагара "посаженный на царство" американцами глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай планировал амнистировать Омара, если тот отречется от "Аль-Каеды", однако был приструнен Штатами.
До октября 2003 года мулла Омар был столь же неуловим, как и его коллеги-подпольщики Саддам и Осама. Через своих ближайших соратников он делал агрессивные заявления, призывал вести войну со Штатами и реорганизовывал "Талибан". Однако 5 ноября произошло подряд сразу несколько странных событий. Газета Washington Times сообщила о том, что Пакистан решил поддержать США в Ираке и собирается послать туда военный контингент. Возможно, в обмен на это американцы собираются закрыть глаза на готовящуюся сделку между Пакистаном и Саудовской Аравией - по данным той же статьи, саудиты заручились обещанием Исламабада в случае необходимости предоставить им свои силы ядерного сдерживания. В тот же день в интервью газете Daily Times экономический советник муллы Омара Ахтер Мухаммад заявил, что глава Пакистана Первез Мушарраф и ряд других генералов предали "Талибан". Вслед за этим официальный представитель талибов Хамид Ага заявил межарабской газете "Аль-Хаят": "Мы уже не поддерживаем никаких связей с "Аль-Каедой. У нас больше нет и арабских моджахедов". И, наконец, 10 ноября радио Тегерана сообщило (на момент написания статьи эта информация никем не подтверждена), что Омар отстранен талибами от руководства, а его место занял мулла Мумин Сабир, назначенный Омаром в июле 2003-го ответственным за военные операции талибов в Афганистане. По данным журналистов, в обмен на этот шаг США должны вывести свои войска из региона.
Таким образом, созданный и выпестованный Пакистаном лидер "Талибана" стал ненужным в новой политической обстановке. Исламабад решил подружиться с Вашингтоном и поучаствовать в "восстановлении" Ирака. Контролировать Афганистан с помощью Омара теперь тоже не надо, так как страна находится под присмотром нового друга - Штатов. Теперь нельзя исключать, что покаявшиеся талибы войдут в новое правительство Афганистана, а несгибаемому одноглазому харизматику уготована судьба изгоя.
Другие материалы по теме:
Хамид Карзай как зеркало афганской демократии
Афганистан становится американской Чечней
Ночь перед штурмом: "Аль-Каида" окружена, бин Ладен в бегах
Николай Дзись-Войнаровский