Армии охватила эпидемия реформ. Вслед за доктриной модернизации российской армии и планами сокращения бундесвера реструктуризация постучалась в двери вооруженных сил Соединенных Штатов. Той организационной неразберихе, несмотря на которую американские войска все-таки оккупировали Ирак, придет на смену новая армейская иерархия - боевые единицы и модули заменят бригады и батальоны. Новые структуры будут включать в себя дополнительные подразделения из разных родов войск вплоть до военной полиции.
XXI век потребовал новой армии. Дело не только в новых видах вооружения, что само собой разумеется. После завершения Холодной войны структура ни одной крупной армии мира серьезно не модернизировалась. Например, российская армия, конечно же, реформировалась (то есть в переводе на русский язык перестраивалась), но о модернизации говорить не приходилось. Наконец, 2 октября 2003 года министр оброны РФ Сергей Иванов представил Открытую доктрину модернизации Вооруженных сил. Уже подведены первые итоги ее реализации.
Министр обороны объяснил необходимость принятия новой доктрины тем, что "прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Это означает необходимость готовиться и к обычным боевым действиям, и к противопартизанским, и к борьбе с разными формами терроризма. Большинство конфликтов последнего времени развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Это требует от нас готовности к тому, чтобы не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и перенести боевые действия тем или иным способом на территорию противника".
В свою очередь 14 января 2004 года министерство обороны ФРГ объявило о предстоящем сокращении расходов на армию, уменьшении количества военных баз и числа военнослужащих. В то же время на вооружение Бундесвера поставят 180 новейших истребителей "Еврофайтер" и 410 танков "Пума". Министр обороны ФРГ Петер Штрук заявил: "Наши действия направлены на то, чтобы повысить эффективность бундесвера и привести его в соответствие с изменившимися в XXI веке задачами: не столько традиционной защитой своей территории, сколько международными задачами по поддержанию мира и предотвращению конфликтов".
Германия и РФ решили учиться на ошибках Америки, которая в последнее время чаще других стран ведет боевые действия на чужой территории. Америке пришлось учиться на своих собственных ошибках.
Иракские уроки
Почти два месяца длится скандал с американской компанией Halliburton, которую обвиняют в том, что она завысила стоимость поставленного в Ирак продовольствия для армии на 27,4 миллиона долларов и топлива - на 61 миллион долларов. Пикантность скандалу придает то, что фирмой ранее управлял нынешний вице-президент США Дик Чейни, в свое время активно поддерживавший идею о военном вторжении в Ирак. Однако Halliburton не сдается: во-первых, доказывает ее руководство, в цену включена плата за риск, ведь товар поставлялся в зону боевых действий, а во-вторых, в регионе царила неразбериха, в связи с чем было трудно как точно оценить потребности армии, так и проследить за тщательным исполнением всех контрактов.
Правоту Halliburton косвенно подтвердило само военное ведомство. Журналистам New York Times попалась копия доклада, подготовленного для бывшего начштаба сухопутных войск США генерала Эрика Шинсеки, в котором описываются трудности, возникшие во время броска на Багдад.
Вот неприглядные детали этой картины. Танковые двигатели лежали в Кувейте на складах, поскольку не хватало водителей для грузовиков, чтобы отвезти двигатели войскам на север. Сломанные грузовики сразу же разбирались на запчасти для других машин. Та же участь постигла иракскую артиллерию, части которой использовались американцами вместо "родных" запчастей. Из-за того, что офицерам-снабженцам так и не удалось эффективно организовать поставки техники боевым частям, продвижение на Багдад Третьей пехотной дивизии - основной ударной силы США - было задержано приблизительно на две недели. Командирам высшего ранга удавалось общаться без проблем, но вот офицеры уровнем пониже испытывали постоянные проблемы со связью. Наступающие подразделения быстро выходили из зоны действия полевых раций, и военным приходилось импровизировать - координировать свои действия по сотовым телефонам и электронной почте. Чтобы получить новую технику, приходилось заполнять множество бумаг, а процедура одобрения текста пропагандистских листовок оказалась столь сложна, что ответственные за их распространение офицеры решили вообще не разбрасывать агитки, а ограничиться использованием громкоговорителей.
Быть может, именно этот доклад стал причиной того, что в августе 2003 года начальником штаба стал генерал Питер Шумейкер, орденоносный спецназовец, умудрившийся при этом окончить такое количество университетов, что их простое перечисление занимает целый абзац в официальной биографии.
По странному стечению обстоятельств 3 февраля 2004 года, то есть в тот же день, в который New York Times напечатала доклад о неразберихе в Ираке, в газете Washington Times были опубликованы утечки из оборонного ведомства о докладе Шумейкера по реформированию армии, подготовленном специального для министра обороны США Дональда Рамсфелда.
Суть идеи Шумейкера такова. Стремясь воспользоваться эффектом внезапности, войска США напали на Ирак еще до того, как были должным образом развернуты вспомогательные службы. Однако, по мнению Шумейкера, даже если бы у США в запасе было сколь угодно времени, это не помогло бы избежать неразберихи. Организационная структура американской армии не отвечает современным военным задачам. Боевая единица XXI века должна быть организована по принципу "все в одном". Если пехота, танки, вертолеты и даже военная полиция будут находиться в единой структуре под общим командованием, это позволит избежать ненужных согласований и быстрее развертываться, не ожидая подхода других видов войск. Сам генерал выразился так: "Мы сейчас очень серьезно настроены на разбиение армии на модули и их стандартизацию, чтобы сделать наши войска более смертоносными и мобильными". Полигоном для экспериментов Шумейкера станет образцово-показательная Третья пехотная дивизия, вернувшаяся недавно из Ирака на место своей постоянной дислокации в штате Джорджия.
Реформирование Третьей пехотной дивизии приведет к увеличению ее численности - вместо трех бригад дивизию поделят на четыре "бригадоподобные маневренные боевые единицы" ("brigade-like maneuver units of action"), которым придадут танки "Абрамс M-1A", бронемашины "Брэдли" и вертолеты "Апач". Батальоны, из которых будут состоять эти самые "units of action", переименуют в модули. Такие функции, как ПВО, разведка, обеспечение порядка (военная полиция), инженерное обеспечение, обслуживание техники и связь, тоже будут переданы с уровня дивизии на уровень бригады (маневренной боевой единицы). Обновленная дивизия отправится обратно в Ирак в 2005 году. Если эксперимент закончится успешно, то аналогичные изменения ждут все десять боевых американских дивизий.
План Шумейкера вписывается в концепцию "Имперской армии", разработанную в исследовательском центре American Enterprise Institute. Документ под названием "Глобальная борьба с восстаниями" гласит: "Не нужны большие армии, которые быстро перебрасываются на поле боя для ведения традиционной войны и возвращаются назад. Напротив, нужны хорошо подготовленные в профессиональном отношении войска, которые длительное время находятся на территории и противостоят восстаниям, гарантируя таким образом политическую стабильность".
Новая военная концепция утверждает: теперь не менее важно хорошо подготовить солдата, чем иметь авианосец или бомбардировщик-невидимку. Высокоточное оружие и авиация не теряют своей значимости, что было доказано в ходе афганской и иракской кампаний, но наряду с ними армии США настоятельно требуются войска специального назначения и пехота, "переформатированная" по образу и подобию спецназа.
Глубоко эшелонированный джихад
Впрочем, в США есть сторонники прямо противоположной военной концепции. Они полагают, что джихад состоит из трех эшелонов. Первый - "Аль-Каеда" и другие террористические организации, непосредственно наносящие удары по США. Второй - страны, снабжающие боевиков оружием, разворачивающие на своих территориях тренировочные лагеря, обеспечивающие дипломатическое прикрытие (Пакистан, Иран, Сирия, Ливан, Судан, недавно Афганистан и Ирак). Третий - идеологи и спонсоры (Саудовская Аравия и ОАЭ). Администрация Буша наносит мощные удары по второму эшелоны, оставив страну беззащитной перед первым и забыв про третий.
Меры, предлагаемые сторонниками альтернативной концепции:
Квинтэссенция представления противников Буша о том, как надо обеспечивать безопасность США, содержится в словах члена Конгрессе Джеральда Надлера: "Иракская кампания уже обошлась нам в 160 миллиардов долларов, однако Буш и его соратники не намерены увеличивать расходы на непосредственную защиту страны и наших сограждан. Вместо того чтобы лишить Иран и "Аль-Каеду" возможности вооружиться атомной бомбой, мы тратим силы и деньги на обустройство Ирака. Сейчас террористическая вылазка может потрясти нашу страну в любом месте и в любое время. Зачем обстреливать Америку ракетами с ядерными боеголовками, если ядерную бомбу можно отправить морем в обычном торговом контейнере? Мы должны добиться того, чтобы ни один контейнер не приходил в наш порт без досмотра нашими инспекторами в пункте его загрузки. Вторжение в Ирак - большая стратегическая ошибка Вашингтона".
Количество и качество
Пока в армии США не произошли качественные изменения, ее ждут изменения в количестве. 28 января 2004 года генерал Шумейкер информировал Конгресс, что численность личного состава американской армии будет временно увеличена на 30 тысяч человек. Сейчас в войсках служит 482 400 человек. В настоящий момент происходит плановая ротация - 80 тысяч военнослужащих разворачиваются в Ираке, а 130 тысяч возвращаются из Ирака и Афганистана на свои базы в США и Германии. Следующая ротация произойдет в 2005 году. Шумейкер сказал, что 5 тысяч из требуемых тридцати уже "набраны" - их просто не уволят из армии по причине военного времени. Остальных же переведут в боевые части из гражданского обслуживающего персонала. Увеличение численности армии обойдется Соединенным Штатам в 87 миллиардов долларов.
Но сколько ни увеличивай количество солдат и как ни перестраивай структуру дивизий, такую страну, как Соединенные Штаты, одними военными средствами защитить невозможно. Армия способна решать конкретные тактические задачи на поле боя, но выступать в роли "мирового жандарма" она не может. В конечном итоге, армией управляют политики, и именно от их шагов будет зависеть, насколько эффективными окажутся планы генерала Шумейкера и его последователей. Опыт последнего десятилетия доказывает, что чем настойчивей США прибегают к силовым методам защиты своих национальных интересов, тем более упорное сопротивление они встречают в различных регионах мира. Армия США на сегодняшний день бесспорно считается самой сильной на планете, и реструктуризация, помноженная на боевой опыт, приобретенный в Афганистане и Ираке, несомненно, пойдет ей на пользу. Беда лишь в том, что политика нынешней администрации Белого дома заранее обрекает ее на перманентную войну едва ли не со всем миром. А какая армия это выдержит? История положительных примеров такого рода не знает.
Предыдущие материалы по теме:
Проданный "Адмирал" [29.01.2004]
Какую технику российская армия покупает и какую продает
Вооруженные силы Европы [25.11.2003]
НАТО боится создания общеевропейской армии
Непобедимость России обеспечена [02.10.2003]
Президент и министр обороны представили доктрину модернизации Вооруженных сил
Америка работает на гусеницы [15.09.2003]
Washington Post подсчитала, на что уйдут 87 "иракских" миллиардов
Ошибки в бомбометании [30.03.2003]
Имея полное превосходство в воздухе, авиация союзников до сих пор не выполнила ни одной из поставленных перед ней стратегических задач