ЕГЭ
Все помнят, как это бывает. В июне по всей России в школах проходят выпускные экзамены. Первый - сочинение. В ночь с 31 мая на 1 июня одиннадцатиклассники, заранее зная от учителей, какие темы будут предложены на экзамене, пишут свои работы на черновик, а на следующий день приходят в школу и переписывают сочинение с заготовки на чистовик. Вечером после экзамена потенциальные отличники исправляют найденные учителем описки и переписывают все еще раз. Каждый выпускник получает ту оценку, о которой договорился накануне.
Это, конечно, запредельная ситуация. Такое случается не со всеми и не в каждой школе. Но проблема существует везде - знания выпускников оценивают те же люди, что им эти знания предоставляли. То есть, ставят оценку не только детям, но и собственной работе. Кроме того, о каком именно уровне освоения материала говорит школьная "пятерка" или "тройка" - неизвестно никому. Критерии были и остаются достаточно субъективными.
На уровне поступления в ВУЗ объективности не прибавляется. Лучший способ стать студентом - пройти курс платных занятий с преподавателем, заседающим в приемной комиссии. Главный недостаток такой системы состоит в том, что она делает границу между школой и ВУЗом фактически непроницаемой для тех, кому не повезло с кошельком или родительскими связями. И почти не оставляет возможности для одаренного, но необеспеченного ребенка из Сыктывкара поступить в МГУ. Не говоря уже о том, что отсутствие объективных критериев качества полученного образования привносит во всю школьную систему элемент легкого абсурда.
Вот для чего было решено ввести ЕГЭ. Когда эксперимент по внедрению Единого госэкзамена завершится, а произойдет это к 2005 году, ученики будут прощаться со школой следующим образом: весной все одиннадцатиклассники будут обязаны явиться в центры тестирования (которые появятся в ВУЗах или школах) для сдачи ЕГЭ. Госэкзамен по русскому языку и математике станет обязательным. Еще несколько предметов для сдачи ЕГЭ ученик будет выбирать самостоятельно, в зависимости от специальности, которой планирует обучаться в будущем.
Единый госэкзамен по каждому предмету будет проходить в один день на всей территории РФ. Организацией его проведения будут заниматься Государственные региональные экзаменационные комиссии. Экзамен будет организован таким образом, чтобы в каждом кабинете сидели ученики из разных школ. Проводить экзамен будут незнакомые детям преподаватели, которые ни в коем случае не должны быть специалистами по предмету, который сдают ученики. То есть, в кабинете, где проходит ЕГЭ по химии, будут находиться два учителя, например, литературы.
Задания для ЕГЭ уже сегодня доставлются в центры тестирования в обстановке строгой секретности. Даже разработчики не имеют доступа ко всем вариантам заданий. На этапе распространения варианты рассылаются в запечатанных пакетах, которые должны вскрываться на местах в дни экзаменов в присутствии членов ГЭК и общественных наблюдателей. На каждом листе задания есть особый штрих-код. В будущем, когда везде появятся скоростные принтеры, задания будут передаваться в регион по сети в зашифрованных файлах. Сейчас также рассматривается предложение о внедрении специальной компьютерной программы, которая при помощи генератора случайных чисел будет формировать пакет заданий для каждого ученика.
ЕГЭ по любому предмету состоит из трех частей. В части "А" ученик должен выбрать один из четырех вариантов ответа, в части "B" - вписать недостающее слово или цифру, в части "C" - дать развернутый ответ на вопросы. Кстати, для получения балла, эквивалентного "тройке", необходимо всего лишь правильно ответить на 60 процентов вопросов части "А" и оставить незаполненными остальные части задания.
Больше всего вопросов в части "А". В частях "В" и "С" - чуть меньше. Общее число вопросов по каждому предмету разное и колеблется от 30 (математика) до 80 (география). После тестирования закодированные экзаменационные листы каждого ученика будет обрабатывать компьютер. Таким образом, результат выполнения первых двух частей экзамена будет вычисляться автоматически. Развернутые же ответы на вопросы будут оценивать два независимых эксперта. В конце концов, каждый ученик получит общий результат своего экзамена. Оцениваться ЕГЭ будет по 100-балльной шкале. Соответствие баллов ЕГЭ школьным оценкам определяется каждый год заново на основе статистики результатов экзамена по всей России. Например, в 2003 году для получения оценки "пять" по математике нужно было получить 67 баллов на госэкзамене.
Будучи переведенными в "тройки" и "четверки", результаты ЕГЭ появятся в школьных аттестатах. Если годовая отметка ученика окажется на один балл выше или ниже, чем его результат ЕГЭ, школа имеет право поставить ему более высокую итоговую оценку. Если разница превышает один балл, вычисляется среднее арифметическое и результат округляется опять-таки в сторону более высокого балла. Однако желающим поступить в ВУЗ это повышение, на самом деле, ничего не даст.
Дело в том, что сдавший ЕГЭ школьник получает свидетельство, в котором указаны его результаты по 100-балльной шкале. Копии этого свидетельства он рассылает вместе с другими необходимыми документами в приемные комиссии ВУЗов. ВУЗы обязаны учитывать результаты ЕГЭ. Каждый ВУЗ обрабатывает все поступившие заявления и обязан принять абитуриентов с более высоким баллом ЕГЭ в первую очередь. Таким образом, после обработки всех заявлений становится ясно, какой балл ЕГЭ будет "проходным" для данного ВУЗа. Абитуриенты, набравшие более низкий балл, могут пройти по конкурсу в другие ВУЗы, куда также подали заявление.
1 августа ВУЗы будут размещать на своих сайтах проходной балл и рейтинг всех подавших заявление абитуриентов. В период с 1 по 15 августа каждый будущий студент должен будет принять решение о поступлении в тот или иной ВУЗ. После 15 августа ВУЗы будут обновлять информацию с учетом отказавшихся от поступления студентов, что даст возможность тем, кто стоит на первых местах в рейтинге непоступивших, все же попасть в желанное учебное заведение.
Это дает возможность проводить заочное зачисление школьников в ВУЗы и позволяет абитуриентам подавать заявку хоть во все учебные заведения РФ, чтобы потом отправиться учиться в одно из тех, которые его примут. К тому же в будущем ВУЗ, в который попадут студенты с более высокими результатами ЕГЭ, станет получать большее госфинансирование, чем менее популярные учебные заведения.
Выглядит эта система просто идиллически. Однако число критиков ЕГЭ пока что превышает число его сторонников. У противников гостестирования есть на вооружении достаточно конструктивные аргументы. Главная претензия касается самих заданий ЕГЭ. В их разработке принимали участие все, кроме сотрудников ВУЗов. Поэтому знания, которые проверяются тестом, не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым ВУЗами к абитуриентам. Кроме того, использующиеся в данный момент задания ЕГЭ фактически консервируют раскритикованный "советский" подход к образованию как приобретению суммы знаний. Например, выпускникам предлагают сообщить, в каком порядке расположены повести в романе Лермонтова "Герой нашего времени". И наконец, сама система тестирования лишает оцениваемого ученика возможности проявить свою индивидуальность в беседе с экзаменатором.
Однако немалая часть заинтересованных лиц пополняет ряды врагов ЕГЭ вовсе не поэтому. Учителя чаще всего недовольны перспективой полной потери контроля над итоговыми оценками своих подопечных. Чиновники из системы образования боятся, что средний результат во вверенном им регионе (районе, области) окажется гораздо ниже ожидаемого, что отразит плачевное положение в школах. Дети и родители понимают, что много лет их готовили к одной форме оценки знаний, а в аттестат войдут результаты другой. Сотрудники ВУЗов не хотят лишиться "кормушки" в виде занятий репетиторством с абитуриентами.
Тем не менее, эксперимент по внедрению ЕГЭ идет в РФ с 2001 года. Тогда в нем приняли участие всего четыре региона РФ. В 2004 году ЕГЭ будут сдавать 75 процентов всех российских выпускников в 65 регионах страны. ВУЗы этих регионов будут обязаны зачислять абитуриентов на основании результатов единого экзамена. Кстати, в прошлом году к эксперименту присоединились такие престижные учебные заведения, как ГУ ВШЭ, МГИМО и Университет дружбы народов. Однако у московских школьников возможностей сдать экзамен немного. После долгого конфликта между Минобразования и подчиненными Лужкова, экзамен в Москве проводиться будет, но не для всех. Столичные школьники будут сдавать ЕГЭ только если захотят это сделать и успеют до конца февраля написать заявление на имя директора школы. Причем, по неофициальным сведениям, директора не особенно поощряют подобные решения и вообще всячески саботируют эксперимент. Зато все столичные ВУЗы, кроме МГУ имени Ломоносова, обязались отвести 50 процентов бюджетных мест для приема абитуриентов по результатам госэкзамена.
Профильное обучение
В принципе, профильное обучение существует в России уже давно. Так называемые спецшколы (математические, языковые, спортивные) возникли еще при СССР. Правда, чтобы попасть, например, в школу с углубленным изучением английского языка, часто было необходимо иметь "правильных родителей", а преподавание "непрофильных" предметов оставалось на таком же высоком уровне, как и в обычных школах. В 90-е годы школы получили возможность открывать профильные классы и отводить от 9 до 12 часов в неделю на изучение профильных предметов. Однако проблема заключалась в том, что экзамен по математике "гуманитариям" приходилось сдавать наравне с "технарями", а программы российской школы известны своей перегруженностью.
Введение с 1 сентября 2006 года во всех российских школах обязательного профильного образования должно изменить ситуацию кардинально. После девятого класса каждый школьник должен будет выбрать для себя один из четырех профилей - естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный или технологический. В 10 и 11 классах он будет изучать профильные предметы на углубленном уровне, а остальные - на базовом. Содержание этих уровней будет определяться принятым недавно Государственным образовательным стандартом. ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский язык) будет сдаваться также на двух уровнях - базовом и профильном.
Таким образом, "лирики" будут изучать физику в облегченном варианте, а освободившееся время тратить на знакомство с тонкостями синтаксиса и поэтики. При этом по своему профилю школьники будут изучать не только традиционные предметы типа истории или химии. Реформа предусматривает появление в программе 4-5 часов в неделю, отведенных на элективные курсы (то есть курсы по выбору). Благодаря этому образование может сделаться еще более специализированным - в какой-то школе технологический профиль будет готовить ветеринаров, а в какой-то - дизайнеров.
Понятно, все это разнообразие вряд ли появится в рамках одной школы. Скорее всего, в каждом городе будет несколько школ, работающих только по одному из профилей. Еще несколько школ будут предлагать обучение по двум или трем направлениям. Кроме того, школы имеют право оставить один непрофильный класс для неопределившихся учеников.
В 2003/2004 учебном году 10 регионов России участвуют в эксперименте по внедрению предпрофильной подготовки. Она проходит в девятых классах и призвана помочь ученику определиться с выбором профиля. В течение трех часов в неделю каждый школьник сможет посещать профильные курсы (например, "основы генетики" или "издательское дело"), знакомиться с работой учебных заведений, уже работающих по тому или иному профилю, общаться с психологом. Результатом такой подготовки станет появление у ученика "портфолио" - набора свидетельств его достижений в работе по определенному направлению. В портфолио могут входить данные об участии в олимпиадах, сдаче TOEFL, работе в кружках и секциях, а также результаты прохождения предпрофильных курсов. В регионах разрабатываются стандартизированные способы оценки содержания портфолио. Общий балл, полученный в результате такой оценки, будет учитываться при приеме в профильную школу или класс.
Первые профильные школы и классы откроются 1 сентября 2004 года в 55 регионах Российской Федерации. В Москве в эксперименте будут участвовать 75 школ. Однако пока неясно, каким образом программа сможет заработать во всей стране к 2006 году. Хотя бы потому, что для преподавания элективных курсов необходимо достаточное количество квалифицированных учителей, а заставить преподавателей признать необходимость сокращения программ для непрофильных классов будет тоже непросто.
Среди инициатив Министерства образования есть и менее масшатбные. Часть из них не получили общественной поддержки. Например, планы увеличить срок школьного образования до 12 лет (что позволило бы добиться призания российского аттестата за границей) столкнулись с беспокойством родителей, чьим детям пришлось бы отправляться в армию, едва сдав выпускные экзамены. А московский эксперимент, в рамках которого 219 школ перешли на полный день, оказался провальным потому, что занять детей в течение 8 часов оказалось нечем. Зато после того, как громкая дискуссия по поводу изучения православия утихла и общественность отвлеклась на выборы, министр образования "под шумок" все-таки заставил школьников изучать "основы православной культуры".
Утешает лишь то, что о введении ЕГЭ по этому предмету пока ничего не слышно.
Предыдущие материалы по теме:
Что-то пить не хочется [02.02.2004]Пенсионный фонд отчитался о результатах проваленной им реформы
Путин трудоустроил миллион чиновников [10.10.2003]
Новый закон о местном самоуправлении превращает Россию в унитарное государство
"Газпром" нерушимый [30.09.2003]Реформа "Газпрома" от Миллера до Грефа
Несокрушимая и легендарная. На армию наступают реформы [24.04.2003]В ней будут служить иностранцы, женщины и призывники
Проект Федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" [07.06.2002]Рассмотрен в первом чтении 7 июня 2002 года