Ту-22М3 поперхнулся топливом Возможной причиной катастрофы стратегического бомбардировщика стала неисправность в топливной системе двигателя

В ночь на пятницу под Новгородом потерпел катастрофу российский тактический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 (по натовской классификации - Backfire - "встречный огонь"). Все четыре члена экипажа погибли. Точные причины аварии пока неизвестны. Как всегда в подобных случаях, их может быть две - ошибка экипажа и техническая неисправность. Специальная комиссия начала работу прошедшей ночью, поэтому о выводах говорить пока рано - "черные ящики" бомбардировщика, по данным на момент написания этого материала, уже нашли, но пока не вывезли с места падения Ту-22М (этого нельзя делать, пока не будет сделана подробная опись места происшествия).

В настоящее время члены комиссии склоняются к версии о неисправности. По их мнению, у самолета возникли проблемы с подачей топлива в один из двигателей - в воздушно-топливной смеси оказалось слишком много керосина, который не успевал сгорать. Левый двигатель как бы стал "захлебываться" и, в конце концов, остановился. Второй двигатель продолжал работать на прежней тяге, и машину начало разворачивать - возник большой крен. Справиться с ним и совершить успешную посадку пилоты уже не смогли. Это, повторим, предварительная версия - окончательные выводы будут сделаны позднее, после того, как будут расшифрованы "черные ящики".

Как заявил начальник пресс-службы ВВС России Александр Дробышевский, связь с самолетом прервалась 8 июля в 23:40. Уже в 23:45 в воздух были подняты самолеты поиска, которые в 00:30 обнаружили разбившийся ТУ-22М3 в пяти километрах от населенного пункта Велебицы около города Сольцы. "На месте катастрофы также были обнаружены тела четырех погибших пилотов", - добавил Дробышевский. Позднее было объявлено, что в составе экипажа находились командир майор Олег Тяпкин, помощник командира капитан Илья Ласков, штурман майор Николай Толстов и штурман-оператор капитан Александр Иванов.

  • Оборонительное вооружение - 1 х 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л (на Ту-22М2 - 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л) в универсальной кормовой установке УК-9А-802. Управление пушечным огнем - дистанционное, по телевизионному и радиолокационному каналам
  • Ракетный комплекс К-22М: от одной (Ту-22М1) до трех (Ту-22М3, в перегрузочном варианте) ракет Х-22М с осколочно-фугасной, кумулятивной или ядерной боевой частью; стартовая масса ракеты Х-22 составляет 5800 кг, дальность полета до 500 км, максимальная скорость полета - до М=4
  • Модернизированный комплекс вооружения - многозарядная катапультная установка барабанного типа на 6 крылатых ракет Х-15 в бомбоотсеке и 4 подкрыльевых узла подвески ракет
  • Бомбовое вооружение - ядерные и обычные авиабомбы в бомбоотсеке на держателях КД-3-22Р и КД-4-105А (бомбы калибром до 3000 кг) и на наружных держателях МБДЗ-У9-68 (по 9 х 500-кг бомб каждый)
  • Авиационные морские мины в бомбоотсеке
    По материалам сайта fio.novgorod.ru
  • Найти остатки самолета было довольно просто - во-первых, на месте падения возник пожар, который удалось быстро потушить, а во-вторых - площадь, на которой были разбросаны обломки, составляла примерно квадратный километр. Бомбардировщик не дотянул до взлетно-посадочной полосы всего семь километров, уклонившись на два километра влево.

    Авария произошла во время самого опасного этапа полета, когда самолет пытался зайти на посадку. В этот момент с ним в паре летел еще один Ту-22М3. Свидетели происшествия рассказывают, что в какой-то момент у самолета, который уже включил посадочные фары и выпустил шасси, внезапно погасли все огни, и он стал крениться влево. Некоторые отчетливо видели вспышку, но бомбардировщик после этого не загорелся. В этот момент он находился примерно на полукилометровой высоте.

    Упал Ту-22М3 не сразу - он продолжал некоторое время лететь, но потом все-таки рухнул на землю с 90-градусным креном. За несколько секунд до падения от него отделилась черная точка - представители комиссии подтвердили, что один из членов экипажа попытался катапультироваться, но парашют раскрыться не успел, и летчик погиб.

    Как утверждают представители ВВС, оружия на борту бомбардировщика не было - он выполнял тренировочное задание и, в лучшем случае, в специальном отсеке мог находиться лишь муляж ракеты или бомбы. Местные жители, правда, утверждают, что слышали какие-то взрывы, но, во-первых, Ту-22М вооружен кормовой сдвоенной пушкой, боекомплект которой вполне мог быть боевым, а во-вторых, это могли взрываться остатки топлива или его пары.

    Уже сейчас комиссия, анализируя переговоры экипажа с землей, сделала вывод о том, что летчики пытались спасти самолет. На пресс-конференции, организованной в городе Сольцы, командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов заявил: "Экипаж действовал в условиях крайне жесткого лимита времени по схеме "Спасти самолет и затем уже - свои жизни", однако им не хватило времени и высоты". "Мы будем работать и определим динамику развития аварийной ситуации и, самое главное, ее объективные причины... После вскрытия самописцев и обработки записей, я думаю, средства объединенного контроля прольют свет на причину этого происшествия", - добавил Хворов. Проверка самописцев будет проводиться на месте, в Солецком гарнизоне.

  • Размах крыльев, м
    максимальный (65 град) - 34,28
    минимальный (20 град) - 23,30
  • Длина, м - 41,46
  • Высота, м - 11,05
  • Площадь крыла, м2
    максимальная (65 град) - 183,57
    минимальная (20 град) - 175,80
  • Масса, кг
    пустого - 78000
    нормальная взлетная - 112000
    максимальная взлетная - 126000
  • Масса топлива, кг - 53550
  • Тип двигателя - 2 ДТРДФ НК-25
  • Тяга, кгс
    бесфорсажная - 2 х 14500
    форсажная - 2 х 25000
  • Максимальная скорость, км/ч
    на высоте - 2300
    у земли - 1050
  • Крейсерская скорость, км/ч - 930
  • Практическая дальность, км - 7000
  • Боевой радиус действий, км
    на сверхзвуковой скорости - 1500-1850
    на дозвуковой скорости у земли - 1500-1650
    на дозвуковой скорости по смешанному профилю - 2410
  • Практический потолок, м - 13300
  • Экипаж, чел - 4
    По материалам сайта airwar.ru
  • Ту-22 был своего рода плодом самодеятельности конструкторов Туполевского КБ - в 1965 году на вооружении ВВС СССР находился бомбардировщик Ту-22, который оказался довольно ненадежной машиной. В ходе его "доводки" произошло несколько катастроф, да и схема с жестко фиксированным крылом была не совсем удобной для самолета, который выполнял полет на сверхзвуковой скорости.

    По замыслу создателей, новый бомбардировщик должен был избавиться от недостатков Ту-22, а также получить несколько нововведений, в числе которых было и новое для советских бомбардировщиков крыло изменяемой геометрии.

    Однако в ходе работ изменения, которые были внесены в базовую модель, оказались настолько серьезными, что получился новый самолет, который с его предшественником объединяла лишь сфера применения - уничтожение вражеских кораблей, а также наземных объектов при помощи ракет и бомб, которые могли иметь ядерные боеголовки.

    Как сообщается на неофициальном сайте авиабазы "Сольцы", в октябре-ноябре 1967 года проект Ту-22М прошел макетную комиссию, по результатам которой было решено построить на Казанском авиационном заводе имени Горбунова первую небольшую серию Ту-22М0. Первый полет состоялся 30 августа 1969 года. После начала первых полетов Ту-22М0 выявились некоторые недостатки, и поэтому к созданию модификаций Ту-22М приступили сразу после начала его эксплуатации. Ту-22М1, спроектированный в 1971 году, серийно не строился. В 1973 году на испытания поступил следующий вариант - Ту-22М2, оснащенный новыми двигателями. В августе 1976 года бомбардировщик поступил на вооружение Дальней авиации и ВМФ СССР.

    В 1974 году началось проектирование Ту-22М3. Он был оборудован двигателями НК-25 с увеличенной тягой, была заметно снижена масса конструкции и улучшена аэродинамика. Первый полет состоялся 20 июня 1977 года. В серийное производство Ту-22М3 поступил в 1978 году. Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году, но официально он был принят на вооружение в марте 1989 года. До 1983 года на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 выпускались параллельно, с 1984 года предприятие перешло только на Ту-22М3. Всего с 1978 года по 1993 год было построено 268 Ту-22М3.

    В настоящее время ВВС России располагают 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В настоящее время ОКБ Туполева продолжает работы по модернизации Ту-22М. Самолет должен получить высокоточное вооружение, предусматривается совершенствование БРЭО, снижение радиолокационной заметности.

    Схема радиуса действия сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, дислоцированных на советских авиабазах. Внешняя красная линия - предельная дальность полета Ту-160 без дозаправки. Рядом с ней - граница, в которой может действовать Ту-22М с одной дозаправкой

    Схема радиуса действия сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, дислоцированных на советских авиабазах. Внешняя красная линия - предельная дальность полета Ту-160 без дозаправки. Рядом с ней - граница, в которой может действовать Ту-22М с одной дозаправкой

    Lenta.ru

    Семейство самолетов Ту-22М включает в себя разведывательный самолет Ту-22МР, созданный в 1985 году и вступивший в строй в 1989 году. На нем был установлен комплекс аппаратуры, включающий РЛС бокового обзора, размещенную в гондоле под фюзеляжем, систему радиоэлектронной разведки, тепловизионную разведывательную систему, а также средства фоторазведки. Этот разведчик в составе боевой группы должен был искать цель (например - крупное военно-морское соединение противника), а также наводить на нее бомбардировщики. Они, в свою очередь, подлетают к цели на расстояние около 300 километров на небольшой высоте и расстреливают противника ракетами.

    Был создан также самолет радиоэлектронного противодействия Ту-22МП, являющийся развитием Ту-22М-2, который должен участвовать в вышеописанной атаке, устанавливая радиопомехи.

    Бомбардировщики Ту-22М применялись во время боевых действий в Афганистане - в 1984 году в ходе Панджерской операции 40-й армии, а также в 1988 году. В первом случае они наносили удары по позициям и базам моджахедов, а во втором - прикрывали выход 40-й армии из Афганистана. В ходе операций Ту-22М от пакистанской ПВО их прикрывали постановщики помех Ту-22ПД. Ни один Ту-22М не был сбит во время боевого полета.

    Павел Аксенов

    Лента добра деактивирована.
    Добро пожаловать в реальный мир.
    Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
    Как это работает?
    Читайте
    Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
    Оценивайте
    Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
    Получайте бонусы
    Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
    Узнать больше