В ночь на пятницу под Новгородом потерпел катастрофу российский тактический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 (по натовской классификации - Backfire - "встречный огонь"). Все четыре члена экипажа погибли. Точные причины аварии пока неизвестны. Как всегда в подобных случаях, их может быть две - ошибка экипажа и техническая неисправность. Специальная комиссия начала работу прошедшей ночью, поэтому о выводах говорить пока рано - "черные ящики" бомбардировщика, по данным на момент написания этого материала, уже нашли, но пока не вывезли с места падения Ту-22М (этого нельзя делать, пока не будет сделана подробная опись места происшествия).
В настоящее время члены комиссии склоняются к версии о неисправности. По их мнению, у самолета возникли проблемы с подачей топлива в один из двигателей - в воздушно-топливной смеси оказалось слишком много керосина, который не успевал сгорать. Левый двигатель как бы стал "захлебываться" и, в конце концов, остановился. Второй двигатель продолжал работать на прежней тяге, и машину начало разворачивать - возник большой крен. Справиться с ним и совершить успешную посадку пилоты уже не смогли. Это, повторим, предварительная версия - окончательные выводы будут сделаны позднее, после того, как будут расшифрованы "черные ящики".
Как заявил начальник пресс-службы ВВС России Александр Дробышевский, связь с самолетом прервалась 8 июля в 23:40. Уже в 23:45 в воздух были подняты самолеты поиска, которые в 00:30 обнаружили разбившийся ТУ-22М3 в пяти километрах от населенного пункта Велебицы около города Сольцы. "На месте катастрофы также были обнаружены тела четырех погибших пилотов", - добавил Дробышевский. Позднее было объявлено, что в составе экипажа находились командир майор Олег Тяпкин, помощник командира капитан Илья Ласков, штурман майор Николай Толстов и штурман-оператор капитан Александр Иванов.
Найти остатки самолета было довольно просто - во-первых, на месте падения возник пожар, который удалось быстро потушить, а во-вторых - площадь, на которой были разбросаны обломки, составляла примерно квадратный километр. Бомбардировщик не дотянул до взлетно-посадочной полосы всего семь километров, уклонившись на два километра влево.
Авария произошла во время самого опасного этапа полета, когда самолет пытался зайти на посадку. В этот момент с ним в паре летел еще один Ту-22М3. Свидетели происшествия рассказывают, что в какой-то момент у самолета, который уже включил посадочные фары и выпустил шасси, внезапно погасли все огни, и он стал крениться влево. Некоторые отчетливо видели вспышку, но бомбардировщик после этого не загорелся. В этот момент он находился примерно на полукилометровой высоте.
Упал Ту-22М3 не сразу - он продолжал некоторое время лететь, но потом все-таки рухнул на землю с 90-градусным креном. За несколько секунд до падения от него отделилась черная точка - представители комиссии подтвердили, что один из членов экипажа попытался катапультироваться, но парашют раскрыться не успел, и летчик погиб.
Как утверждают представители ВВС, оружия на борту бомбардировщика не было - он выполнял тренировочное задание и, в лучшем случае, в специальном отсеке мог находиться лишь муляж ракеты или бомбы. Местные жители, правда, утверждают, что слышали какие-то взрывы, но, во-первых, Ту-22М вооружен кормовой сдвоенной пушкой, боекомплект которой вполне мог быть боевым, а во-вторых, это могли взрываться остатки топлива или его пары.
Уже сейчас комиссия, анализируя переговоры экипажа с землей, сделала вывод о том, что летчики пытались спасти самолет. На пресс-конференции, организованной в городе Сольцы, командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов заявил: "Экипаж действовал в условиях крайне жесткого лимита времени по схеме "Спасти самолет и затем уже - свои жизни", однако им не хватило времени и высоты". "Мы будем работать и определим динамику развития аварийной ситуации и, самое главное, ее объективные причины... После вскрытия самописцев и обработки записей, я думаю, средства объединенного контроля прольют свет на причину этого происшествия", - добавил Хворов. Проверка самописцев будет проводиться на месте, в Солецком гарнизоне.
максимальный (65 град) - 34,28
минимальный (20 град) - 23,30
максимальная (65 град) - 183,57
минимальная (20 град) - 175,80
пустого - 78000
нормальная взлетная - 112000
максимальная взлетная - 126000
бесфорсажная - 2 х 14500
форсажная - 2 х 25000
на высоте - 2300
у земли - 1050
на сверхзвуковой скорости - 1500-1850
на дозвуковой скорости у земли - 1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю - 2410
Ту-22 был своего рода плодом самодеятельности конструкторов Туполевского КБ - в 1965 году на вооружении ВВС СССР находился бомбардировщик Ту-22, который оказался довольно ненадежной машиной. В ходе его "доводки" произошло несколько катастроф, да и схема с жестко фиксированным крылом была не совсем удобной для самолета, который выполнял полет на сверхзвуковой скорости.
По замыслу создателей, новый бомбардировщик должен был избавиться от недостатков Ту-22, а также получить несколько нововведений, в числе которых было и новое для советских бомбардировщиков крыло изменяемой геометрии.
Однако в ходе работ изменения, которые были внесены в базовую модель, оказались настолько серьезными, что получился новый самолет, который с его предшественником объединяла лишь сфера применения - уничтожение вражеских кораблей, а также наземных объектов при помощи ракет и бомб, которые могли иметь ядерные боеголовки.
Как сообщается на неофициальном сайте авиабазы "Сольцы", в октябре-ноябре 1967 года проект Ту-22М прошел макетную комиссию, по результатам которой было решено построить на Казанском авиационном заводе имени Горбунова первую небольшую серию Ту-22М0. Первый полет состоялся 30 августа 1969 года. После начала первых полетов Ту-22М0 выявились некоторые недостатки, и поэтому к созданию модификаций Ту-22М приступили сразу после начала его эксплуатации. Ту-22М1, спроектированный в 1971 году, серийно не строился. В 1973 году на испытания поступил следующий вариант - Ту-22М2, оснащенный новыми двигателями. В августе 1976 года бомбардировщик поступил на вооружение Дальней авиации и ВМФ СССР.
В 1974 году началось проектирование Ту-22М3. Он был оборудован двигателями НК-25 с увеличенной тягой, была заметно снижена масса конструкции и улучшена аэродинамика. Первый полет состоялся 20 июня 1977 года. В серийное производство Ту-22М3 поступил в 1978 году. Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году, но официально он был принят на вооружение в марте 1989 года. До 1983 года на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 выпускались параллельно, с 1984 года предприятие перешло только на Ту-22М3. Всего с 1978 года по 1993 год было построено 268 Ту-22М3.
В настоящее время ВВС России располагают 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В настоящее время ОКБ Туполева продолжает работы по модернизации Ту-22М. Самолет должен получить высокоточное вооружение, предусматривается совершенствование БРЭО, снижение радиолокационной заметности.
Семейство самолетов Ту-22М включает в себя разведывательный самолет Ту-22МР, созданный в 1985 году и вступивший в строй в 1989 году. На нем был установлен комплекс аппаратуры, включающий РЛС бокового обзора, размещенную в гондоле под фюзеляжем, систему радиоэлектронной разведки, тепловизионную разведывательную систему, а также средства фоторазведки. Этот разведчик в составе боевой группы должен был искать цель (например - крупное военно-морское соединение противника), а также наводить на нее бомбардировщики. Они, в свою очередь, подлетают к цели на расстояние около 300 километров на небольшой высоте и расстреливают противника ракетами.
Был создан также самолет радиоэлектронного противодействия Ту-22МП, являющийся развитием Ту-22М-2, который должен участвовать в вышеописанной атаке, устанавливая радиопомехи.
Бомбардировщики Ту-22М применялись во время боевых действий в Афганистане - в 1984 году в ходе Панджерской операции 40-й армии, а также в 1988 году. В первом случае они наносили удары по позициям и базам моджахедов, а во втором - прикрывали выход 40-й армии из Афганистана. В ходе операций Ту-22М от пакистанской ПВО их прикрывали постановщики помех Ту-22ПД. Ни один Ту-22М не был сбит во время боевого полета.
Павел Аксенов