Иногда хорошие новости - лучший сигнал скорого прихода плохих новостей. По крайней мере, это правило обычно работает в случае нефтяной компании "ЮКОС". 28 октября несколько далеко не судьбоносных сообщений подняли котировки акций этой компании на 4,11 процента только за первые часы работы ММВБ. Причем случилось это на фоне низкого общего роста рынка. Весь предыдущий опыт наблюдения за делом "ЮКОСа" говорит, что сегодня кто-нибудь успел выгодно продать некоторое количество акций этой компании, заранее готовясь к будущим падениям котировок под влиянием негативной информации.
Первая хорошая новость появилась на страницах газеты "Ведомости". В сегодняшнем выпуске газета сообщила, что Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам №1 разрешила ЗАО "КБ "Ситибанк" и другим обслуживающим НК "ЮКОС" банкам списывать со счетов компании деньги, предназначенные для выплаты долгов налоговым органам. Эта новость действительно является сенсационной, так как еще в сентябре счета "ЮКОСа" были заблокированы, компания не могла выплачивать свой долг, что и дало судебным приставам возможность выставить на продажу "Юганскнефтегаз" - главное месторождение "ЮКОСа".
При этом все протесты менеджмента компании, настаивавшего на том, что "Юганскнефтегаз" можно будет продавать только после того, как исчерпаются денежные ресурсы компании, которые накапливались на заблокированных счетах, не смогли повлиять на действия власти. "Юганскнефтегаз" был оценен, а его продажа запланирована на ближайшее время. При этом еще 14 октября стало известно, что государство собралось выставить 76,8 процента акций этой компании и запросить за них около 4 миллиардов долларов. Эта оценка вызвала недоумение аналитиков, считавших, что общая стоимость юганского месторождения может достигать 17 миллиардов.
Однако никто не сомневался, что "Юганскнефтегаз" будет продан, так как в качестве возможного покупателя назывались в первую очередь компании, аффилированные с "Газпромом", и приобретение ими одного из самых богатых российских месторождений должно было положить начало созданию государственной нефтяной монополии. Сообщение же "Ведомостей" значило, что уже в ближайшие дни "ЮКОС" сможет полностью погасить налоговый долг за 2000 год в размере 3,7 миллиардов долларов. Пока что суд подтвердил законность только этих претензий ФСНС. Налоги же за 2001 год (еще чуть более 3 миллиардов) ФСНС начала списывать со счетов "ЮКОСа" в бесспорном порядке, доказав в суде лишь сумму штрафов в размере $1,3 миллиарда.
Таким образом, из сообщения "Ведомостей" следовало, что "ЮКОС" может расплатиться наличными, и продажа "Юганскнефтегаза" если не отменяется, то откладывается на неопределенный срок. Впрочем, срок этот, в любом случае, мог бы стать недолгим, так как ФСНС как раз недавно закончило проверку налоговых выплат "ЮКОСа" за 2002 год, и сумма претензий, по словам налоговиков, оказалась также сопоставима с тремя миллиардами.
В любом случае, сама мысль о возможном отказе государства от продажи "Юганскнефтегаза" звучала, как мысль о чуде. Тем более что на этом чудеса не закончились. 28 октября сразу три российских чиновника самого высокого ранга высказались в том духе, что "дело "ЮКОСа" нас позорит, а "Юганскнефтегаз" лучше не продавать".
Самым чудесным стало, конечно, заявление помощника президента Игоря Шувалова. Его значение в глазах общественности огромно хотя бы потому, что он - не какой-нибудь жалкий министр или судья Верховного суда, а сотрудник президентской канцелярии, то есть - человек, приближенный к власти настолько, насколько это вообще возможно.
Сегодня этот человек выступал на конференции "Инвестиции в будущее России: новые рынки и возможности". Во время выступления он подробно коснулся дела "ЮКОСа". Сначала он заявил, что исход этого дела в любом случае будет негативным, так как оно связано имиджем России. Думается, одной этой фразы было бы достаточно, чтобы поднять котировки акций НК на пару пунктов. Однако Шувалов этим не ограничился. "Надеюсь, что у "ЮКОСа" хватит возможности разобраться со своими налоговыми требованиями до того периода, когда их активы начнут в принудительном порядке продавать", - заявил он. Прозвучало это странно в условиях, когда продажа "Юганскнефтегаза" казалась делом уже решенным. "Однако Шувалову лучше знать, что будет с "ЮКОСом", - подумали биржевые игроки и решили купить еще немного акций этой НК.
Потом уже масла в огонь подлил глава МЭРТ Герман Греф. Его высказывание не выглядело настолько чудесным, так как он иногда поддерживал "ЮКОС" и в прошлом. В любом случае, Греф сказал, что о банкротстве "ЮКОСа" речи не идет, что если "Юганскнефтегаз" продадут, то сделано это будет максимально прозрачно, и что "дальнейший сценарий "дела ЮКОСа" задан процессуальными процедурами, и никто не сможет этот сценарий изменить". После этого глава МЭРТ с грустью добавил, что ему и всем остальным следует попытаться не допустить повторения подобной ситуации в будущем. Сколь двусмысленно не прозвучало это утверждение, ясно, что оно могло вызвать у сочувствующих "ЮКОСу" некоторое умиление. В конце концов, о "ЮКОСе" поговорил и премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Он также сказал, что ситуация с этой компанией негативно влияет на инвестиционный имидж России.
27 октября рейтинговое агентство Fitch опубликовало пресс-релиз, в котором, были названы вероятные покупатели "Юганскнефтегаза: консорциум "Газпрома" и "Роснефти", и немецкая энергетическая компания E.ON.
Пытаясь понять, что же заставило троих столь высокопоставленных лиц одновременно высказать столь похожие мысли, наблюдатели вспомнили о госсекретаре США Колине Пауэлле, который заявил вчера в эфире телекомпании CNBC, что следит за ситуацией в "ЮКОСе", постоянно обсуждает ее с Москвой и старается дать понять, что она небезразлична мировому сообществу. Вспомнили и о заявлении председателя совета директоров "ЮКОСа" Виктора Геращенко, сообщившего о том, что в числе миноритариев "ЮКОСа" - множество западных организаций, в том числе и пенсионный фонд Пентагона, и пригрозившего, что продажа "Юганскнефтегаза" по дешевке может вызвать бунт миноритариев. О возможности такого бунта говорит и письмо бывшего посла Швеции в России Свена Хирдмана. Недавно этот человек написал Грефу и предупредил о возможных исках шведских инвесторов в адрес правительства России в связи с делом "ЮКОСа".
Однако трудно себе представить, что именно все эти заявления стали причиной сегодняшнего "дня чудес". Впрочем, биржевые спекулянты об этом не задумывались. Они просто учли возможность пересмотра продажной цены "Юганскнефтегаза" и соответственным образом отреагировали на рынке. И если завтра акции "ЮКОСа" опять упадут, как это случилось спустя несколько дней после заявления Путина, не собиравшегося "банкротить "ЮКОС", никто уже не удивится. А поводов для этого может найтись предостаточно, так как битва вокруг будущей стоимости "Юганскенефтегаза" только начинается.
Елена Любарская