Со 2 декабря Россия прекратила железнодорожное сообщение между Москвой и Сухуми. Накануне об этом объявил помощник премьер-министра России Геннадий Букаев. По его словам, это сделано в связи с "возросшей напряженностью в республике". В дополнение к этой мере он пообещал, что режим охраны государственной границы на абхазском участке будет усилен. Как поспешил заверить журналистов Букаев, эти меры "не направлены против народа Абхазии и будут немедленно прекращены при условии стабилизации обстановки". Но в случае, если стабилизации не произойдет, граница с Абхазией будет полностью закрыта.
Понятно, что чиновник уровня Букаева вряд ли позволил бы себе делать подобные заявления, если бы на то не было санкций сверху. Фигура Букаева достаточно удобна - он не сотрудник МИДа или Совета Безопасности РФ, а всего лишь помощник главы правительства. Поэтому его устами можно озвучить не слишком приятные для наших южных соседей новости, автором которых выступает Кремль.
Тем более что одновременно с сообщением о прекращении движения поездов российские власти приняли решение приостановить ввоз в нашу страну сельскохозяйственной продукции из Абхазии, в первую очередь мандаринов. Согласно официальной версии, причины запрета - исключительно санитарные: сообщается, что в мандаринах найдена какая-то "личинка".
Далее, остановив поезда и запретив ввоз мандаринов, Россия поспешила выполнить угрозу Букаева. Президент Путин подписал указ о мерах по обеспечению пограничной безопасности в Северо-Кавказском регионе, и эти меры напрямую коснулись Абхазии - Москва заявила, что усилила режим охраны госграницы на абхазском участке.
Неожиданными все эти шаги выглядят только на первый взгляд. Ведь еще 23 ноября губернатор Кубани Александр Ткачев заявил в интервью местным и абхазским СМИ, что Россия пересмотрит свою позицию по отношению к Абхазии, если абхазцы позволят Сергею Багапшу вступить в должность президента республики. За резкими словам губернатора откровенно читалось - в случае чего, не видать вам российских пенсий.
И все же такой поворот в отношениях между Россией и непризнанной республикой выглядит слишком уж резким. Ведь не далее как 11 сентября этого года стороны с большой помпой открыли прямое пассажирское сообщение по маршруту Сухуми - Москва. Восстановление железнодорожного сообщения с Россией было воспринято в Сухуми как настоящий праздник. Как сказал президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, этот шаг стал проявлением заботы о простых гражданах Абхазии, на протяжении многих лет не имевших возможности общаться с родственниками и друзьями в России. По его словам, общая сумма затрат на реконструкцию пути составила 200 миллионов рублей. Не останавливаясь на достигнутом, через несколько дней российские железнодорожники ввели в обращение ежедневный пригородный поезд Сочи - Сухуми - Сочи.
Грузия тогда заявила резкий протест по поводу активности российских транспортников, указав, что открытие железнодорожного сообщения между Абхазией и Россией является нарушением норм международного права. Фадеев же прокомментировал заявление грузинской стороны несколько недипломатично: "Что можно сказать о тех, кто выступает против свободного передвижения людей?".
Нынешние шаги российского руководства были предприняты в полном соответствии с Конституцией РФ, предусматривающей защиту государством своих граждан - именно так их объяснил представитель правительства России в Госдуме Андрей Логинов депутатам, заинтересовавшимся нововведениями. По мнению правительства, на территории непризнанной республики может разгореться кровопролитный конфликт, а это, дескать, ставит под угрозу безопасность российских граждан.
.title Досье VIP.LENTA.RU
Политическая жизнь несуществующей республики
Действительно, политическая ситуация в непризнанной республике далека от стабильной. Там - почти как на Украине, только чуть раньше - выборы раскололи население на две части, уполномоченные органы запутались в результатах голосования, и ни один из кандидатов - ни Рауль Хаджимба, ни Сергей Багапш - не желали признать свой проигрыш. В конце концов действующий президент Владислав Ардзинба издал указ о проведении повторного голосования, но Сергей Багапш, которого абхазский ЦИК последним назвал победителем на выборах, ни о каком переголосовании слышать не хочет и заявляет, что он - законный абхазский президент. И все же истинная причина российских маневров на абхазской границе, очевидно, объясняется не столько заботой о собственных гражданах, сколько желанием повлиять на строптивых абхазцев.
В ходе предвыборной президентской кампании в Абхазии Россия с самого начала поддерживала бывшего в то время премьер-министром непризнаной республики Рауля Хаджимбу. Однако события последних двух месяцев заставили наблюдателей усомниться в столь явной поддержке Кремлем именно этого кандидата. Непонятная ситуация с подсчетом голосов в ЦИК и поведение обоих претендентов на президентское кресло позволяет говорить о том, что в какой-то момент Россия отказалась от Хаджимбы и решила присмотреться к его сопернику Сергею Багапшу.
Это тяжелое и вынужденное решение российское руководство примет для предотвращения эскалации насилия и обеспечения безопасности граждан России в приграничной зоне.
Но, видимо, и Багапш по каким-то причинам российские власти не устроил. И теперь, после осенних беспорядков в Сухуми, когда сторонники Хаджимбы сначала захватили здание Верховного суда, а потом сторонники Багапша взяли под свой контроль Дом правительства, Москва спохватилась и решила, что раз в Абхазии намеков не понимают, пора вмешаться в происходящее непосредственно. И вмешалась - с изяществом слона в посудной лавке или, что уместнее в данном случае, на мандариновой плантации.
Устами Букаева Москва заявила, что поддерживает усилия действующего президента Абхазии Владислава Ардзинбы по стабилизации общественно-политической обстановки в республике, а заодно и его решение о повторных выборах главы Абхазии. Что же касается Багапша, то Букаев сравнил его команду с кликой политиканов, ведущих республику к гражданской войне, и выразил опасение, что за кандидатом стоят криминальные структуры, желающие вооруженным путем захватить власть.
Сам Багапш, кстати, отреагировал на слова Букаева с видимым удивлением. Он заявил, что ситуация в Абхазии стабильная и ни о каком вооруженном мятеже речи быть не может, выразив надежду, что "заявления отдельных российских чиновников не повлияют на положительное отношение народа Абхазии к России". Фактически, Багапш уже считает себя президентом Абхазии. Он даже заявил, что, несмотря на оказываемое на него и его сторонников давление, намерен пройти процедуру инаугурации 6 декабря, так как ЦИК Абхазии объявил его победителем на выборах главы республики. Правда, это идет вразрез с указом Ардзинбы о проведении повторных выборов, но Багапш считает, что президент республики может говорить все, что угодно, но существует закон, которому все должны подчиняться.
Нынешняя позиция России свидетельствует об одном - она готова пойти на любые меры, чтобы не допустить прихода Багапша к власти. Если же церемония инаугурации Багапша все же состоится, то Россия окончательно закроет границу, а далее рассмотрит вопрос о прекращении выплаты абхазцам российских пенсий.
В одном Кремлю не откажешь - меры приняты комплексные. Удар нанесен по всем фронтам: транспортному, мандариновому и социальному. Но если закрытие железнодорожного сообщения проходит по ведомству "серьезных неприятностей" (в конце концов, курортный сезон уже закончился), то запрет на ввоз мандаринов для Абхазии равносилен удару под дых. Мандарины - это главный источник благосостояния абхазцев, курортный бизнес стоит на втором месте. На этих двух китах и держится экономика Абхазии. И закрытая граница автоматически отсекает как курортников, так и цитрусовые. Все это очень похоже на блокаду Абхазии со стороны России.
Но итоги такой политики в отношении Сухуми могут оказаться совсем не теми, на которые рассчитывают в Москве. Прежде всего, пострадает ее собственный престиж, как в глазах абхазцев, которые с недоумением взирают на непоследовательные и откровенно недружественные действия своего главного союзника, так и посторонних наблюдателей, у которых есть повод обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела соседней республики и, главное, еще раз констатировать, что Кремль сам не знает, чего хочет от Кавказа.
Во-первых, это граница не с Абхазией, а с Грузией. Во-вторых, она и так закрыта. Если она когда-то была открытой, то это беззаконие с российской стороны. Российские официальные лица должны быть тактичнее, высказываясь по Абхазии. Все-таки это другая страна.
Сама Абхазия столкнется с серьезными трудностями. Жизнь в непризнанной республике и в настоящий-то момент далека от идиллии, а после российских мер и вовсе станет безрадостной - безработица высока, курортников нет, российских пенсий не будет, а торговля с Россией окажется заморожена.
И наконец, лучшего подарка для Грузии не стоит и желать. Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава уже заявил, что Тбилиси не оставит жителей Абхазии в той трудной ситуации, которая возникла из-за действий Москвы. Более того, министр намекнул, что Грузия рассчитывает на обоюдное взаимодействие с Абхазией и на восстановление традиционных связей.
Правда, не очень понятно, чем именно Грузия может сейчас помочь Абхазии и примут ли абхазцы такую помощь. Но в самом Сухуми сейчас все чаще высказывается мнение, что Москва решила пожертвовать Абхазией ради восстановления отношений с Тбилиси.
Сергей Карамаев