В январе 2003 года Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова организовал выставку "Осторожно - религия!", на которой были выставлены работы художников, представляющих так называемое "актуальное искусство". Выставка проработала недолго - через несколько дней ее посетила группа людей, которые, возмутившись, по их словам, глумлением над православием, уничтожили все экспонаты. Происшествием занялась прокуратура, которой предстояло квалифицировать случившееся либо как погром, и в этом случае обвинить посетителей выставки, либо как разжигание религиозной розни, и тогда уже выдвинуть обвинения против ее организаторов.
На выставке "Осторожно - религия!" экспонировались работы около 40 художников. Произведения были, мягко говоря, эксцентричными: это и изображение лика Христа на фоне логотипа "Кока-кола" и надписи на английском языке This is my blood ("Это кровь моя"); водочные бутылки с надетыми на них луковицами, символизирующими купола; экспонат под названием "Не сотвори себе кумира", имитирующий оклад православной иконы, с прорезью на месте лика (каждый мог вставить свое лицо в отверстие и сфотографироваться). Имелась там и распятая на кресте кукла обнаженной женщины с иконой на животе.
Организаторы выставки с самого начала пытались заверить общественность, что цель данного мероприятия - призыв к диалогу. Хотя при этом они не уточняли, с кем именно собираются вести диалог, все работы деятелей актуального искусства почему-то касались исключительно христианства, а точнее - православия. Экспонатов, заставляющих задуматься над мракобесием, например, мусульманским или иудейским, на выставке "Осторожно - религия!" представлено не было.
Столь пристальное внимание деятелей искусства к одному конкретному вероисповеданию понравилось далеко не всем. 18 января на выставку пришли алтарники и прихожане храма Святого Николая в Пыжах. Они уничтожили ряд выставленных экспонатов и вдобавок в гневном порыве облили красками стены выставочного зала и откровенно написали на стенах все, что думают о художниках: "Вы - бесы", "Вы ненавидите православие - вы прокляты".
Действия директора и сотрудницы музея носили открытый и публичный характер, подсудимые осознавали последствия своей деятельности… организованная музеем выставка носила откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер… картины, представленные на выставке, унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство… Подбор картин сознательно провоцировал зрителя на неприятие христианской веры, оскорблял религиозные чувства.
Сотрудники музея вызвали милицию, которая задержала рассерженных посетителей. Против двух участников этой акции, Михаила Люкшина и Анатолия Зякина, прокуратура возбудила уголовное дело по статье о хулиганстве. Но летом 2003 года Замоскворецкий суд столицы не нашел в действиях алтарников состава преступления, и их дело было закрыто. После этого прокуратура обратила внимание на самих организаторов выставки "Осторожно - религия!".
В результате против директора Музея имени Сахарова Юрия Самодурова, сотрудницы центра Людмилы Василовской и художницы Анны Михальчук были возбуждены уголовные дела по пункту "б" части 2-й статьи 282-й УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды").
Следователям удалось установить, что Самодуров оказывал техническую поддержку в обеспечении и размещении экспозиции, Василовская принимала участие в отборе работ и помогала в организации выставки, а Михальчук сообщила художникам о намечающемся мероприятии и тем самым обеспечила выставку экспонатами. Обвинение просило приговорить Самодурова к 3 годам лишения свободы, Василовскую и Михальчук - к 2 годам каждую. Но одновременно обвинитель попросил освободить Михальчук от наказания за истечением срока давности.
Безобразный, возмутительный и абсолютно незаконный приговор. Наверняка он стал результатом оказания давления на суд как со стороны православной церкви, так и со стороны светской власти. То, что судья в своем приговоре написал, что выставка носила богохульный характер, - юридически не допустимая формулировка. Что касается приговора, то я могу поручиться, что оно обернется позором для нашей страны в Европейском суде по правам человека.
28 марта 2005 года федеральный судья Владимир Прощенко в Таганском районном суде города Москвы огласил приговор: "Сотрудников Музея Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую признать виновными". Лишать свободы их не стали, а приговорили к уплате штрафа в 100 тысяч рублей. Художница Анна Михальчук была признана судом невиновной.
Несложно догадаться, что представители правозащитной общественности и либеральной интеллигенции были глубоко возмущены этим приговором. В их комментариях алтарники именуются "погромщиками", разрушение экспонатов - "вандализмом", а уголовное преследование сотрудников музея - "мракобесием". Противники приговора заявили, что Россия превращается (или уже превратилась) в тоталитарное религиозно-фундаменталистское государство, что свобода слова в нашей стране жестко подавляется цензурой, что в Росси начали судить за искусство, что вскоре появятся штурмовики, сжигающие книги, и так далее. Сюда же можно отнести рассуждения о появлении в России полноценной инквизиции, намеки на грядущее сжигание на кострах и прочие ужасы мрачного средневековья.
Я считаю справедливым решение суда. И уверен, что со мной солидарны от 70 до 80 процентов населения России, исповедующих православие. Церковь не считает себя институтом, лежащим вне критики, но все же находится в зоне, свободной от глумлений и унижений.
Аргументы этой стороны сводятся к нескольким тезисам. Во-первых, по закону Россия является светским государством, в котором свобода слова законодательно защищена. Во-вторых, алтарники из храма Святого Николая в Пыжах могли спокойно пройти себе мимо, поскольку у них был выбор, ходить на выставку или не ходить. В-третьих, погромщики, даже если и почувствовали себя оскорбленными, должны были обратиться в суд, чтобы решить дело исключительно цивилизованными методами.
Чем же руководствовался суд, когда выносил приговор, и насколько правы те, кто утверждает, будто наша страна и вправду стоит на пороге нового средневековья?
Безусловно, Россия, согласно принятым в ней законам, является светским государством. Но не менее очевиден и тот факт, что православие в России является традиционной религией, которую исповедует большинство населения. Пусть и, так сказать, на любительском уровне - далеко не все верующие регулярно ходят в церковь и соблюдают пост, ограничиваясь ношением нательного креста, чтобы называть себя православными. И все равно, не учитывать тот факт, что в России существуют сильные православные традиции, нельзя.
Не нужно было сажать этих людей в тюрьму и делать из них мучеников, но в тоже самое время очень важно, что этой выставке дана правовая оценка.
Спрашивается, учитывали ли этот факт устроители выставки "Осторожно - религия!", равно как и художники, представившие свои экспонаты? Судя по тому, что объектом их внимания стало именно самое распространенное в России вероисповедание - православное христианство, а не, допустим, ислам, несомненно, учитывали. Тогда уместно задать другой вопрос: чем были продиктованы их действия - стремлением к диалогу или стремлением к провокации?
Трудно представить себе приглашение к диалогу, которое начинается с оскорбления оппонента. Конечно, хочется, чтобы оппонент, получив нравственную оплеуху, сразу же задумался - а не за дело ли ему досталось? А далее, продемонстрировав недюжинные способности к самокритике, исправился бы и изжил в себе все следы религиозного фундаментализма и мракобесия. Однако даже если это произойдет, диалогом такой способ общения между художником и его аудиторией назвать трудно, скорее уж - замаскированной формой проповеди, то есть формой весьма авторитарного способа высказывания, при котором один участник общения присваивает себе право свысока поучать другого.
Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак "Внимание, опасность!", когда дело касается религиозного фундаментализма (не важно, мусульманский он или православный), сращения религии с государством и мракобесия
Но в данном случае речь ни о диалоге, ни о проповеди, скорее всего, не шла. Тут как раз уместно вспомнить, что актуальное искусство в течение нескольких предыдущих десятилетий завоевало себе репутацию скандального и провокационного, рассчитанного на то, чтобы раздразнить благополучного обывателя. Вот и авторы выставки "Осторожно - религия!", похоже, прежде всего рассчитывали именно на откровенный эпатаж. А значит, аргумент защитников Юрия Самодурова "не нравится - не ходи, силком никто не тянет", не просто не "срабатывает", но и противоречит самому духу этого действа - выставку, по замыслу ее устроителей, непременно должны были заметить, вокруг нее непременно должен был вспыхнуть скандал. Ничем иным такой подбор экспонатов объяснить нельзя.
Проведи музей Сахарова мероприятия, в которых в корректной форме ставились бы вопросы о том, является ли Россия светским государством, хорошо ли, что христианский праздник Рождества является государственным, и так далее - вероятно, что обуреваемые праведным гневом алтарники туда бы не пришли и не начали громить все вокруг. Правда, в этом случае и дискуссия не стала бы провокативной и должного освещения не получила бы.
Но вот на что сторонники актуального искусства, наверное, не рассчитывали, так это на то, что их провокация вызовет такой отклик и приведет к столь плачевным для них лично последствиям. То есть не рассчитывали, что подвергнув чувства верующих оскорблению, вынуждены будут понести за это наказание. Ведь свобода слова, в конце концов. И эти погромщики с краской - нет бы им обратиться в суд...
От имени суда современное искусство признано преступным. Теперь для всех музейщиков и галерейщиков определена зона несвободы. Одновременно приговор создал зону - церковь - закрытую для критики. Безусловно, вынесенное решение будет обжаловано.
Но для человека верующего прямое и явное оскорбление церкви и веры может быть крайне обидным. Порой более обидным, чем, например, оскорбление его родных. Представим себе, что один человек публично изругал, как говорится, "лаем матерным", родителей другого. Пойдет ли второй в суд? Скорее всего, банально даст первому по морде. С точки зрения формального закона, он будет неправ, но подавляющее большинство людей этого человека оправдает. К тому же публичный суд - это паблисити, продолжение той самой актуальной провокации.
Бывший деятель шоу-бизнеса, а ныне православный священник Иван Охлобыстин, комментируя события вокруг выставки, привел интересный пример: "Есть некие морально-нравственные пределы, которые можно переступить только в состоянии одержимости. Вот вы позволили бы себе публичное оскорбление по отношению к родителям своего друга, приятеля, соседа? Нет? А если он вам ничего не сделает? Его может не быть просто. Он уехал. Умер. Они - два беззащитных старика, смелее! Что вас останавливает? Этический запрет? Да, но он имеет истоки. Его истоки - в Боге. А если вы все же это делаете, то истоки вашего поступка в другом. Атеисты называют их нелюдями, люди верующие говорят, что они одержимы бесом".
Что же касается аргумента, что у атеистов тоже есть чувства, которые требуют не меньшего уважения, чем чувства верующих, то между выражением чувств и прямым оскорблением существует разница. Порой ее трудно разглядеть, порой она не прописана и не кодифицирована, но большинство людей способно отличить одно от другого. Проще говоря, язык оскорбления понятен всем.
"С теми, кто просто не видит в кощунствах ничего неподобающего, спорить вообще затруднительно... Что делать тому, кто оскорблен кощунством - вопрос вправду сложный и мучительный, но тому, кто не желает быть взятым в дреколье, всего лишь надо воздерживаться от кощунств, что, в сущности, не так уж и сложно", - пишет по этому поводу известный журналист Максим Соколов. А в "Энциклопедическом словаре Павленкова", изданном в 1905 году, есть даже специальная статья: "Hравственное помешательство - психическая болезнь, при которой моральные представления теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения. При нравственном помешательстве (нравственная слепота, нравственный дальтонизм) человек становится безразличным к добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретического, формального между ними различения. Hеизлечимо".
Остается спросить, как в этой ситуации должен был повести себя гражданский суд. Его решение - освободить от ответственности погромщиков и наказать устроителей выставки "Осторожно, религия!" - и вправду может показаться предвзятым. Но это только если смотреть на внешнюю сторону дела - мракобесы, мол, наказали свободных художников. Но если разглядеть, что "свободные художники" пошли на сознательную провокацию, которая, к тому же, удалась, а "мракобесы" поставили их на место, наглядно объяснив, как не следует вести себя в обществе людей, то, возможно, приговор Юрию Самодурову и Людмиле Василовской не покажется таким уж несправедливым.
В конце концов, искусство требует жертв.
Сергей Карамаев