17 апреля в Красноярском крае, Таймырском автономном округе и Эвенкийском автономном округе состоится грандиозное действо - референдум по вопросу объединения этих регионов. Особой интриги вокруг этого голосовании нет, ведь результат его в значительной степени предсказуем.
Сценарий события таков: осознав свою роль в жизни государства, большинство жителей регионов приходят в местные избирательные комиссии и голосуют - в основном за объединение. ЦИК подсчитывает голоса и дает стартовый сигнал: народ выразил свое мнение, и его следует срочно учесть! Власть тотчас принимает меры, в результате чего на свет появляется новый субъект Федерации - и самым демократическим образом. Точь-в-точь как некогда вышло с Пермским краем.
Из истории вопроса
Референдум по поводу создания Пермского края - он должен был возникнуть из слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа - в декабре 2003 года прошел на ура. Сообщалось, что в обоих регионах на выборы пришли более 60 процентов избирателей - и подавляющее большинство из них поддержали идею объединения. В Коми-Пермяцком АО за это проголосовали свыше 90 (!) процентов участников выборов, а в Пермской области - около 84 процентов.
Сходных цифр можно ожидать и в случае с Красноярским краем - как-никак, а опыт успешной подготовки подобных референдумов уже есть. А тот факт, что референдумы эти подготавливаются заранее самым серьезным образом, не является секретом. Ведь идея укрупнения территориальных объединений была выдвинута российскими властями вполне официально и является естественным продолжением "укрепления вертикали власти", происходящего в стране.
В самом деле, очевидно: чем больше в стране регионов - тем больше число их руководителей. И каждый из этих руководителей стремится проводить свою политику, не всегда совпадающую с политикой федерального центра. Вот они, издержки демократии! Как заявил Владимир Путин на московской сессии Всемирного экономического форума в октябре 2003 года, это мешает государству работать эффективно. Путин пообещал исправить положение с помощью административной реформы.
В ее рамках президенту было дано право самому назначать глав регионов, а число этих регионов решено было сократить. Ибо чем меньше региональных начальников, тем легче ими управлять. Вскоре был составлен список регионов-кандидатов на укрупнение. Из 21 вошедшего в список субъекта федерации предполагалось образовать восемь новых. В частности, предполагалось объединить Чечню с Ингушетией, Санкт-Петербург с Ленобластью, Архангельскую, Мурманскую области с Ненецким АО и Республикой Коми, а Красноярский край с Таймыром и Эвенкией.
Кому выгодно
Проект с участием Красноярского края под рабочим названием "Сибирская республика" получил поддержку со стороны губернаторов чуть ли не на стадии разработки. Правда, поначалу предполагалось, что регионам потребуется несколько лет для поэтапного сближения экономик. Однако успешно проведенный референдум по поводу создания Пермского края подтолкнул власти к мысли, что еще один новый регион можно создать и раньше. Но, разумеется, объединение было необходимо хорошенько подготовить.
Подготовка прошла самая тщательная. Во-первых, заинтересованные стороны следовало убедить, что от объединения они выиграют. Во-вторых - что отказавшись от него, проиграют. Рычаги воздействия на губернаторов у власти были: когда глав регионов назначает президент, им следует придерживаться той политической линии, которую диктует Москва. Будешь послушным - можешь рассчитывать на новый срок пребывания у власти (многие губернаторы уже попали в путинский список и были переизбраны), а то и на дотации из федерального бюджета.
Оценив и кнут, и пряник, руководители северных регионов единодушно согласились с необходимостью объединения. В результате наиболее вероятной кандидатурой на пост главы "Сибирской республики" стал считаться нынешний красноярский губернатор Александр Хлопонин. Главы Таймырского и Эвенкийского автономных округов также получили шанс сохранить свои посты, так как эти округа должны были стать "административно-территориальными единицами с особым статусом" в составе нового края.
Что же касается населения, которому предстояло выразить свою волю к вступлению в союз с соседями, то ему также пообещали выгоды. Сперва в пользе объединения людей убеждали представители местной власти, потом, за месяц по назначенной даты референдума, за дело взялись агитаторы, а затем подключилась и Москва. В самом деле, ведь если жители регионов проголосуют за объединение, то появится не только более удобный для управления регион, но и подтверждение демократичности курса властей.
Что скажет народ
12 апреля 2005 года президент России во время встречи с главами трех регионов заявил, что поддерживает идею объединения, поскольку оно имеет своей целью "улучшение жизни людей", и подписал указ о социально-экономическом развитии нового субъекта Федерации, если таковой будет создан. Указ предусматривает, что новый регион получит из бюджета до 7 миллиардов рублей - на строительство и завершение важнейших проектов, в том числе дорог, аэропортов и жилья для переселяемых из построенных на вечной мерзлоте и разрушающихся домов.
Для рядовых жителей регионов это может стать еще одним аргументом в пользу объединения. Кроме того, многие сибиряки еще помнят, что до перестройки Красноярский край, Таймыр и Эвенкия составляли единое целое. Так что председатель Центризбиркома Александр Вешняков уже заявил, что референдум явно закончится "с положительным результатом".
По прогнозам председателей местных избиркомов, явка на референдум в Эвенкии (где к коренному населению и тем, кто работает на добыче полезных ископаемых, представители избиркома выезжают сами) составит более 70 процентов. Высокую активность избирателей ожидают и на Таймыре. Так, 15 апреля стало известно, что по итогам досрочного голосования на одном из участков Таймырского автономного округа референдум уже состоялся - там проголосовали 64 процента избирателей.
А вот Красноярский край, по словам главы ЦИК, может быть менее активным. "Есть три проблемных территории - Красноярск, Ачинск и Канск, но здесь трудности больше связаны с выборами в органы местного самоуправления", - пояснил Вешняков. Сходными сомнениями по поводу этих городов поделился с журналистами и Александр Хлопонин. Основное опасение, которое мучило губернатора - это захотят ли граждане вообще идти на референдум, совмещенный с выборами в органы местного самоуправления.
Агитация за и против
В целях борьбы с несознательностью граждан в Красноярске, Канске и Ачинске велась активная и разнообразная агитация. Помимо плакатов, которые, как сообщал телеканал НТВ, обещали красноярцам, что объединение состоится и без них (но тогда они, разумеется, лишатся обещанных федеральным центром благ), в этих городах действовала некая молодежная группа поддержки референдума.
В частности, как сообщило информационное агентство "REGNUM", по ее инициативе 14 марта тысячи красноярцев повязали ленточки на свои автомобили в знак поддержки объединения. Такие же акции проходили в течение нескольких дней в Ачинске, Канске, Шарыпово, Назарово, Бородино, Железногорске, Дивногорске, Минусинске, Лесосибирске и Енисейске. На молодежь это должно подействовать: массово и ярко.
Идея объединения регионов вкладывалась в умы граждан и старшего возраста. Здесь действовали более тонко: как сообщило Независимое информационное агентство, утром 15 апреля группа ветеранов войны привезла в Красноярск из Москвы Вечный огонь с могилы Неизвестного солдата. После церемонии торжественной встречи этот огонь в символических лампах "летучая мышь" был передан не только территориальным ветеранским ассоциациям края, но и делегациям Таймыра и Эвенкии.
Что же касается агитации против объединения, то избиркомы, действуя в подлинно демократическом духе, не мешали и этому. 14 апреля красноярская избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу жителей Норильска "Единый Север" (21 человек), желавшую агитировать против укрупнения. А так как никто из членов группы за документами о регистрации в Красноярск не приехал, бумаги решили направить в Норильск заказным письмом. Следует ожидать, что оно будет доставлено адресатам не ранее чем за сутки до голосования, когда любая агитация уже будет запрещена.
Бесценный опыт
Картину дополняет заявление Вешнякова о том, что первоначально "Единый Север" намеревался агитировать за объединение, однако неверно оформил документы. А когда кандидатам в агитаторы на это указали, они, сочтя, что избирком затягивает регистрацию, решили не оспаривать решение комиссии в суде, а отозвать документы, исправить их и снова представить на регистрацию. В общем, они сами виноваты и сами себя высекли.
Кроме того, Вешняков сделал еще одно важное заявление. На пресс-конференции в Красноярске он объявил, что опыт организации и проведения объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии будет тщательно изучен и доведен до сведения избиркомов других субъектов федерации. По словам Вешнякова, сделать это необходимо потому, что уже в 2005 году "в группе субъектов на Дальнем Востоке может созреть инициатива по проведению референдума".
Данный вопрос уже обсуждают Камчатская область и Корякский АО, Иркутская область и Усть-Ордынский автономный округ, а также Краснодарский край и Республика Адыгея, сказал глава ЦИК.
Итак, если в Красноярске, Эвенкии и на Таймыре народ скажет объединению "да", то уже к 2007 году в России появится новый субъект Федерации. А то и еще парочка.
Мария Мстиславская