Конечно, президент Узбекистана Ислам Каримов - тиран, а его режим виновен в массовых нарушениях прав человека. Однако за годы независимости республики в ней (возможно, не без помощи властей) сложилась такая ситуация, что "оранжевой революции" в Узбекистане не хотят не только США и Россия, но даже многие представители оппозиции. Очередная глава проекта "1/6 часть суши" посвящена Узбекистану.
Общая информация
Территория Узбекистана - 447,4 тысяч квадратных километров. Узбекистан граничит с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Афганистаном. 26 миллионов человек, проживающих в республике, принадлежат к 130 различным национальностям. Из них узбеков - 72 процента, русских - 8 процентов, таджиков - 5 процентов, казахов - 4 процента, татар - 2 процента. В состав республики входят Автономная республика Каракалпакстан и 12 вилоятов (областей).
Государственный язык Узбекистана - узбекский. Большая часть территории Узбекистана вошла в состав Российской Империи в 60-х - 70-х годах XIX века. С 1917 года на территории республики существовало басмаческое движение, члены которого боролись за независимость от России. Узбекская ССР была образована в 1924 году и первоначально включала в себя Таджикскую автономную республику. Узбекистан получил фактическую независимость от СССР в конце декабря 1991 года.
Основные города: Ташкент (столица, почти 2,5 миллионов жителей), Наманган (более 400 тысяч жителей), Самарканд ("сердце таджикской культуры", более 370 тысяч жителей), Андижан (более 340 тысяч жителей).
Узбекистан входит в СНГ и ОИК.
Политическая система
Как считают специалисты, узбекская нация находится в процессе своего формирования. Поэтому в жизни Узбекистана, как и в жизни других республик Средней Азии, не последнюю роль играют кланы и территориальные общности, например - самаркандский клан, джизакский клан, ферганский клан. Несмотря на то, что в Узбекистане проживает относительно немного таджиков, их влияние на политику традиционно велико, и самаркандский клан в какой-то степени представляет интересы таджикского населения страны.
Хотя конституция Узбекистана предполагает разделение властей, законодательная и судебная ветви власти находятся под контролем исполнительной, а точнее - президента республики, который обладает в том числе и законодательными полномочиями. Парламент ("Олий Маджлис") состоит из двух палат. Депутаты нижней палаты (120 человек) избираются по партийным спискам. Депутаты верхней палаты представляют области республики, Ташкент и Каракалпакскую республику (по шесть человек от территориального образования). При этом, согласно узбекскому законодательству, сессии Олий Маджлиса проходят не постоянно, а "по мере необходимости, но не менее трех раз в год".
Политическая система Узбекистана основана на представлении о том, что в восточной стране демократия не может выглядеть так, как она выглядит в западных странах. Президент страны Ислам Каримов является идеологом узбекского "демократического коллективизма". Традиционной главной ячейкой узбекского общества всегда являлась "махалля" (община). При этом принятый в апреле 1999 года закон об органах местного самоуправления, с одной стороны, поставил махалли в зависимость от органов исполнительной власти, а с другой - наделил глав махаллей столь широкими полномочиями, что они вмешиваются в частную жизнь граждан и полностью контролируют все аспекты их жизни.
Закон "О стражах махалли" узаконил институт "посбонов" - членов махалли, информирующих правоохранительные органы о жизни своих соседей. Помимо этого, в Узбекистане процветают и другие виды нарушений прав человека. Так, в период сбора урожая хлопка жителей Узбекистана, вне зависимости от их основной профессии, заставляют выезжать на поля, а узбекские правоохранительные органы, по информации Human Rights Watch, широко используют пытки, включая такие экзотические, как угроза заражения СПИДом.
В январе 2001 года представители известной правозащитной организации Human Rights Watch обвинили правительства целого ряда государств в том, что они пытаются использовать войну с международным терроризмом как предлог для ущемления прав своих граждан и способ оправдать внутриполитические репрессии. В список этих стран вошел и Узбекистан.
С 1992 года власти страны пытаются искоренить "исламский фундаментализм". Граждане имеют право отправлять мусульманские обряды только в рамках, указанных государством. По сообщению правозащитников, за 10 лет около 7 тысяч человек были осуждены в связи с их религиозными пристрастиями. Правительство Узбекистана оправдывает свои действия необходимостью "войны с терроризмом".
Само собой, власти Узбекистана ограничивают деятельность негосударственных организаций (в 2004 году в республике было закрыто представительство Фонда Сороса) и СМИ (в республике журналисты регулярно оказываются на скамье подсудимых по обвинению в "посягательстве на конституционный строй Узбекистана").
В настоящий момент власти Узбекистана заняты партстроительством, несколько напоминающим аналогичные процессы в России. В январе 2005 года пропрезидентская Народно-демократическая партия, получившая 28 мест в парламенте, заявила, что собирается играть роль оппозиции. Второй партии, лояльной власти, - Либерально-демократической, получившей 41 место, была отведена роль парламентского большинства.
Лидер: Ислам Каримов
Демократические институты должны отражать менталитет, особенности культуры нашего народа. Известно, что западный образец демократии основан на философии индивидуализма, чрезмерной политизации масс. Восток же предполагает демократию, основанную на идее коллективизма, патернализма, приоритете общественного мнения.
Ислам Каримов родился в 1938 году в Самарканде в семье служащего. Работал на заводе инженером, а в 1966 году перешел на работу в Госплан Узбекской ССР. Административная карьера Каримова развивалась весьма успешно, и 1989 году он был назначен первым секретарем ЦК Компартии УССР вместо ушедшего на работу в ВС СССР Рафика Нишанова. С точки зрения расстановки сил в тогдашней Компартии, Каримов был человеком Горбачева. Кроме этого, он, являясь представителем самаркандско-джизакского клана, был многим обязан будущему главе этого клана Исмаилу Джурабекову и способствовал продвижению самаркандцев. В Узбекистане распространено представление о том, что в правление Каримова самаркандский клан заключил пакт с другими кланами против ферганцев. Действительно, главная угроза режиму Каримова всегда исходила от выходцев из Ферганской долины.
Каримов был избран президентом Узбекистана на заседании ВС УССР, а после распада Союза - и путем всенародного голосования. На выборах 1991 года Каримов получил 86 процентов голосов и победил Мухаммада Салиха, лидера демократической, "интеллигентской" партии "Эрк". Вскоре после выборов в стране начались репрессии против представителей оппозиции. Были запрещены оппозиционные партии "Бирлик" и "Эрк", начались гонения на ислам. В 1995 году полномочия Каримова были продлены на пять лет на всенародном референдуме, который, по словам Госдепа США и других источников, не был справедливым. Такие же комментарии звучали и по поводу президентских выборов 2000 года. Второй кандидат на тех выборах - Абдулхафиз Джалалов - сам признавался, что мечтал только о победе Каримова. В 2002 году Ислам Каримов провел еще один референдум, в результате которого срок его правления был увеличен до 7 лет, поэтому следующие выборы главы государства ожидаются в Узбекистане не ранее 2007 года.
СПЕЦПРОЕКТ"1/6 часть суши". Предыдущие главыLenta.Ru в поисках "оранжевых факторов"
Ислам Каримов является сторонником представления об Узбекистане как о "сердце" Средней Азии и в течение долгого времени претендовал на ведущую роль в регионе. В республике широко распространены слухи о взрывном характере Каримова, для которого якобы обычной практикой является собственноручное избиение подчиненных, то есть высокопоставленных узбекских чиновников. Ислам Каримов женат. Дочь Каримова Гульнара владеет крупными пакетами акций ведущей телекоммуникационной компании страны, цементного завода и нескольких торговых и риэлторских компаний и считается возможной преемницей отца на президентском посту.
Оппозиция
В феврале 1999 году у ташкентских правительственных зданий произошло пять взрывов, в результате которых погибли 16 и были ранены более ста человек. Власти Узбекистана квалифицировали теракты как покушения на Ислама Каримова и возложили ответственность за произошедшее на Исламское движение Узбекистана и оппозиционную партию "Эрк". После терактов сотни жителей Ферганской долины были задержаны и осуждены по подозрению в членстве в запрещенных исламских организациях.
Все пять партий, принявших участие в парламентских выборах в конце 2004 года, были лояльны президенту и властям Узбекистана. Традиционно вне избирательной игры оказались партии "Бирлик" (националистическая партия, лидер - Абдурахим Пулат, находится в эмиграции) и "Эрк" (демократическая партия, лидер - Мухаммад Салих, также живет за пределами страны), не сумевшие получить регистрацию. Сложно сказать, какой поддержкой пользуются эти партии среди населения Узбекистана, так как в выборах они не участвуют, а жители страны не склонны к публичному проявлению оппозиционных настроений, так как инакомыслие в стране до сих пор карается властями.
При этом в Узбекистане периодически происходят стихийные акции протеста, в которых принимают участие в основном сельские жители (а их в стране большинство). Например, в марте 2005 года в городе Джизак около 500 фермеров захватили отделение милиции и сожгли две милицейские машины. Они протестовали против решения властей ликвидировать мелкие частные земельные наделы и пытались защитить местного оппозиционного лидера Эгамназара Шайманова. В прошлом году народные волнения происходили также в Ферганской области, Кашкадарьинской области, Сырдарьинской области, Андижанской области и Ташкенте. В апреле 2005 года незарегистрированная "Партия свободных фермеров" объявила о создании "Солнечной коалиции" для координации протестного движения. При этом лидеры коалиции заявили, что будут бороться не за революцию, а за предоставление оппозиции политических прав.
Власти Узбекистана склонны объяснять действия оппозиции влиянием исламистов. Хотя такая позиция выгодна Каримову, она не может считаться абсолютно необоснованной. Влияние исламистов на население особенно велико в Ферганской долине. С момента получения Узбекистаном суверенитета в стране существовали силы, настаивавшие на превращении ее в исламское государство, подобное талибскому Афганистану. Сейчас наиболее влиятельными являются Исламское движения Узбекистана (лидер - Тахир Юлдашев, находится за границей) и "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" (Исламская партия освобождения, целью которого является построение всемирного халифата). Обе организации действуют подпольно, но имеют немало сторонников в Ферганской долине и Узбекистане в целом. На протяжении 1999-2001 года неоднократно возникала угроза вторжения боевиков-исламистов на территорию Узбекистана из Таджикистана. Считается, что организованные властями Узбекистана гонения на неофициальный ислам лишь усиливают фундаменталистские настроения.
Выборы
Единственными по-настоящему альтернативными выборами в истории республики были выборы президента в 1991 году. С тех пор представителям оппозиции ни разу не удалось попасть в избирательные бюллетени. В декабре 2004 года в республике прошли выборы в нижнюю палату парламента, которые ОБСЕ признала несоответствующими международным демократическим стандартам.
Экономика
60 процентов населения заняты в сельском хозяйстве, при этом в республике фактически сохранена советская кабальная система. Частные фермеры не владеют землей, а арендуют ее у государства. При этом фермер обязан вырастить определенное количество хлопка или зерна под госзаказ и сдать урожай государству по низким фиксированным ценам. В последнее время распространение получила практика передачи наделов от бесправных декхан крупным влиятельным арендаторам.
Главными статьями экспорта для Узбекистана являются хлопок (республика занимает третье место в мире по объему хлопкового экспорта), сельскохозяйственная продукция и золото. После распада СССР власти Узбекистана не решились на резкий переход к рыночной экономике, и хотя часть предприятий страны была приватизирована после 1994 года, государство до сих пор является ведущим экономическим игроком. ВВП Узбекистана растет поразительно медленно для развивающейся экономики. По прогнозу МВФ, реальный рост валового продукта составит в 2005 году около 3,5 процентов.
Процесс конвертации узбекского сома начался по настоянию МВФ в 2003 году. Финансовый рынок страны неразвит, банки постоянно задерживают выдачу наличных частным лицам и компаниям. Власти постоянно повышают таможенные пошлины и налоги, что в условиях коррумпированности чиновников (в рейтинге Transparency International, состоящем из 146 стран, Узбекистан занимает 119 место по уровню прозрачности экономики) не дает развиваться малому бизнесу. По данным Всемирного Банка за 2003 год, 37 процентов городского и 62 процента сельского населения страны проживают за чертой бедности. Средняя заработная плата в Узбекистане находится в диапазоне от 30 до 60 долларов в месяц.
Силовые структуры
Весной и летом 2004 года Узбекистан накрыла волна террористических актов. В течение трех последних дней марта в Ташкенте, а по некоторым данным, и в других городах Узбекистана, произошла серия взрывов (на ташкентском рынке "Чорси", у столичного магазина "Детский мир", в частном доме в кишлаке Кархамон, и так далее). Также сообщалось о нападениях боевиков на блокпосты милиции и просто уличных боях, а в столичном пригороде Ялангач правоохранительным органам пришлось провести настоящую спецоперацию против как минимум 20 человек. Минимальное число жертв весенних терактов 2004 года - 42 человека. Еще как минимум шесть человек погибли в результате взрывов у американского и израильского посольств в Ташкенте в июле 2004 года.
Численность армии Узбекистана составляет около 65 тысяч человек. В республике проходит процесс перехода армии на контрактную основу. Министр обороны Узбекистана Кадыр Гулямов - по образованию физик и человек, практически не имеющий военного опыта, - стал первым в Содружестве Независимых Государств гражданским лицом, которому поручено осуществлять контроль над вооруженными силами. Это назначение было сделано в связи с активизацией военного сотрудничества Узбекистана с США и НАТО и соответствующей перестройкой всей системы администрирования вооруженных сил.
СНБ Узбекистана сохранила структуру КГБ. Как СНБ, так и МВД страны имеют собственные независимые и хорошо вооруженные военные части. Кроме того, СНБ и МВД имеют собственные отделы расследования и наблюдения, а также полагаются на независимые устройства связи, транспорта и другую инфраструктуру. Рустам Иноятов, председатель Службы национальной безопасности, и Закир Алматов, министр внутренних дел, являются чуть ли не самыми влиятельными узбекскими политиками, и оба претендуют на ведущую роль в определении курса развития страны после ухода Каримова. Поэтому между самими СНБ и МВД, как и между их руководителями, существует вполне естественная конкуренция. Согласно сообщениям, поддержку Иноятову оказывает некий ташкентский политический клан, тогда как Алматова поддерживает самаркандский клан. Как Иноятов, так и Алматов являются сторонниками авторитарной системы Узбекистана.
Позиция США и РФ
США на протяжении многих лет являлись основным стратегическим партнером Узбекистана. Республика охотно позволила США использовать свою территорию для проведения военной операции в Афганистане, узбекская армия и другие силовые структуры ежегодно получают от Соединенных Штатов многомиллионную помощь, а власти страны называют борьбу с терроризмом своим основным приоритетом. Как бы ни возмущались американские и европейские правозащитники нарушениями прав человека в Узбекистане, в США бытует созданное не без помощи Каримова мнение, согласно которому только нынешний режим способен спасти республику от перехода под контроль исламистов и превращения ее в еще один очаг мирового терроризма.
Правда, на протяжении 2004 года Конгресс США, Европейский банк реконструкции и развития и ОБСЕ предложили перекрыть помощь республике, пока Каримов не займется демократизацией страны. Об определенном охлаждении отношений узбекских властей с Западом свидетельствуют и отказ Каримова принять участие в сессии ГУУАМ, и подписание республикой договора о стратегическом сотрудничестве с Россией. Однако никакой информации о серьезном сотрудничестве США с узбекской оппозицией на данный момент не имеется. Скорее можно констатировать, что США пытаются постепенно воздействовать на ситуацию с правами человека и политическими свободами в республике.
Что касается РФ, то в прошлом году наша страна подписала с Узбекистаном не только соглашение о стратегическом партнерстве, но и договор о совместном использовании сил ВВС И ПВО. Страны также пообещали развивать двусторонние связи в экономической сфере (российская компания "ЛУКОЙЛ" и так инвестирует в экономику Узбекистана). Подписание договора происходило как раз на фоне предъявления США очередных претензий к уровню развития демократии в Узбекистане.
На предстоящих выборах в британскую Палату общин бывший посол Великобритании в Ташкенте Крейг Мюррей, снятый с должности за заявления о нарушении прав человека в Узбекистане, будет бороться со своим бывшим шефом - министром иностранных дел Джеком Стро.
Естественно, российские наблюдатели сразу заговорили о том, что РФ может стать для крупнейшей среднеазиатской республики более подходящим, чем США, партнером, и таким образом усилить свое влияние в регионе. Однако к настоящему моменту подобный российско-узбекский союз остается делом будущего. Тем более, что соревноваться с НАТО в деле оснащения узбекской армии Россия не может. В любом случае, Россия не меньше США заинтересована в сохранении стабильности в Узбекистане. Кто бы ни пришел к власти в Ташкенте в случае падения режима Каримова (а это будут, скорее всего, либо исламисты, либо проамериканские силы), руководство "постреволюционной" республики будет относиться к РФ холоднее, чем нынешний президент. Поэтому у России нет ни ресурсов, ни желания, необходимых для поддержки узбекской оппозиции.
Революционные перспективы
Если в Узбекистане случится "оранжевая революция", то произойдет это без всякой помощи США, России и даже части самой оппозиции. Упомянутая выше "Солнечная коалиция" объяснила свой отказ от попыток свергнуть власть Каримова уверенностью в том, что вслед за падением режима в стране начнется анархия, гражданская война, тотальная исламизация или все эти процессы одновременно. Конечно, перенаселенность и низкий уровень благосостояния населения в республике могут в какой-то момент спровоцировать жителей отдельных районов на некое подобие народного бунта, однако до захвата резиденции Каримова дело, скорее всего, в ближайшее время не дойдет. Новые перспективы ситуация в Узбекистане может получить в момент, когда нынешний президент решит уйти в отставку, и элитам придется решать, кто займет его место.
Елена Любарская