Уходя, гасите свет

Анатолий Чубайс ответит за самое масштабное отключение электроэнергии в истории России

25 мая жители Москвы и Московской области на собственном опыте узнали, как уязвимы обитатели современных городов перед лицом техногенных аварий и как легко налаженное существование миллионов людей может быть ввергнуто в хаос. Для этого нужно немного - "всего лишь" отключить на несколько часов электричество в ряде районов города. Мегаполис, место компактного проживания огромного количества народа, силен своей инфраструктурой, а электричество - это ее "кровь". Обескровленный город сразу же становится добычей удушающей летней жары, чудовищных автомобильных пробок и всеобщей сумятицы.

Обесточенная Москва

Электричество в Москве пропало в среду, в самом начале двенадцатого утра. Бедствие охватило весь юг Москвы, часть центральных районов, а также значительную часть Подмосковья и соседних областей - Калужской, Тульской и даже Рязанской. Погас свет, потухли экраны телевизоров и мониторы компьютеров, перестали работать городские телефоны, выключились светофоры, остановились поезда метро, трамваи и троллейбусы. Москва ослепла, оглохла, вытянулась в длину и набухла автомобильными пробками.

Первым делом отключение энергии лишило горожан транспорта и связи. Личные автомобили и мобильные телефоны, не зависящие, казалось бы, от стационарных источников электропитания, помочь почти не могли: в условиях нарушившегося баланса средств коммуникации пропускная способность московских дорог и мощности операторов сотовой связи оказались недостаточны. Доехать из одной точки столицы в другую, в принципе, можно было, но не очень быстро и за очень большие деньги - водители частных такси быстро сориентировались в ситуации и стали запрашивать даже за короткие поездки заоблачные суммы. Дозвониться по сотовому у любого оператора тоже можно было, но не сразу - по словам самих сотрудников компаний мобильной связи, нагрузка на сеть в этот майский день была сопоставима с загруженностью линий в новогоднюю ночь.

Столичное управление ГИБДД сообщило, что на регулирование уличных пробок вышел весь личный состав инспекторов и даже старших офицеров. Однако корреспонденты московских радиостанций и просто горожане сообщали, что присутствие уличных регулировщиков совершенно не чувствовалось, и на наиболее оживленных магистралях Москвы пробки в течение дня были чудовищными. Власти столицы обещали также резко увеличить количество автобусов. Чтобы заменить частично остановившееся метро, к делу якобы привлекли частные автобусы и автобусный парк строительных компаний, но и эта информация в течение дня подтверждалась далеко не во всех пострадавших от обесточивания районах. В результате юг и центр Москвы фактически превратились в пешеходную зону - прямо по проезжей части шли тысячи людей, на опыте почувствовавшие, что такое город, раскинувшийся на десятки километров.

Хуже всего пришлось пассажирам метро. Отключение охватило всю южную и юго-восточную часть Московского метрополитена. Полностью или частично в среду остановились пять линий, в том числе Замоскворецкая и Калужско-Рижская. По данным сотрудников подземки, в тоннелях и на станциях без движения оказались 43 состава, в которых находились около 20 тысяч пассажиров. Отдельные СМИ в течение дня сообщали о ста тысячах москвичей, запертых в душных тоннелях и переходах, но сотрудники метрополитена эту информацию решительно опровергли и заявили, что все двадцать тысяч были эвакуированы на поверхность в самые первые часы аварии. Правда, как рассказывали сами эвакуируемые, организация дела оказалась не на высоте: пассажирам решительно предлагали покинуть территорию станций без всякого объяснения того, что случилось. На некоторых станциях удалось запустить резервные источники питания, чтобы включить на подъем эскалаторы, а кое-где пассажирам приходилось подниматься на поверхность пешком.

Не избежали неприятностей и пассажиры обычных поездов - как пригородных электричек, так и составов дальнего следования. Электрички, ехавшие в сторону Тулы, смогли добраться до места назначения на резервном питании. Все прочее железнодорожное движение на курском и павелецком направлениях, а также частично - на киевском и белорусском, замерло, и сотрудникам РЖД пришлось срочно составлять аварийный график движения, чтобы, отодвинув в сторону товарные поезда, развезти пассажиров. Не пострадали лишь московские аэропорты, также включившие резервные источники питания, но добраться до них, особенно до расположенного на юге "Домодедова", было весьма непросто.

В некоторых районах юга Москвы произошло отключение водоснабжения из-за остановки работы насосных станций в Коньково и Орехово. А на Волгоградском проспекте, по сообщению местных жителей, напротив, произошел прорыв канализационных вод, которые затопили проезжую часть напротив АЗЛК. В аварийном режиме остановилась работа "ЗИЛа". В пятнадцати московских больницах пришлось отменить плановые операции. В школах, где на эту среду были намечены праздники "последнего звонка", пришлось отложить торжественные мероприятия. Сотрудники МЧС оказали помощь полутора тысячам москвичей, которые оказались заперты в лифтах - как в жилых домах, так и в офисах. Магазины самообслуживания, оснащенные электронными датчиками контроля, прекратили работу, а остальные торговали при свечах. Кстати, воду, пользовавшуюся в этот день особым спросом, продавали в них с нагрузкой - мороженым, запасы которого быстро таяли в обесточенных холодильниках. Под угрозой оказались крупные продовольственные склады на юге Москвы в районе МКАД и предприятия пищевой промышленности, например, Таганский мясоперерабатывающий комбинат.

Московские биржи - ММВБ и РТС - на время прекратили торги. В центре столицы свет ненадолго пропадал даже в здании Совета Федерации. Наконец, отключение лишило многих москвичей доступа к сети Интернет, так как без света оказалась станция М9, обслуживающая основных московских провайдеров. А те, у кого интернет все-таки был, длительное время ничего не могли из него узнать о происходящем в городе, потому что большинство российских новостных ресурсов также вышли из строя, и информацию в режиме онлайн поставляли только западные сайты вроде британского BBC News.

Где тонко - там рвется

Как оказалось, пусковым механизмом для наступления столь масштабных последствий послужила авария на подстанции "Чагино", расположенной в районе Капотня на юге Москвы. Причем авария эта произошла даже не в среду утром, а накануне вечером, когда в Чагино взорвался трансформатор, служивший источником искрения и даже регулярных воспламенений еще за день до этого, начиная с вечера понедельника. Дважды на место выезжали сотрудники МЧС, чтобы потушить пожары, причем, по одним данным, им это удавалось, а по другим - сотрудники Мосэнерго, обслуживающие подстанцию, не пускали пожарных на территорию, утверждая, что справятся сами. Так или иначе, пожар удалось потушить даже после взрыва во вторник, и казалось, что опасность миновала. Но в среду утром, когда нагрузка на сеть резко возросла, последствия предыдущих аварий сказались самым роковым образом.

По словам главы Минтопэнерго Виктора Христенко, который в среду лично вникал в ситуацию, в результате вечернего взрыва из строя вышли несколько высоковольтных линий, и с увеличением нагрузки сначала на самой подстанции, а потом и на других, объединенных с нею в единую сеть, станциях начала срабатывать автоматика по отключению питания. Его предварительные выводы подтвердила и начальник департамента РАО "ЕЭС" по связям с общественностью Маргарита Нагога. По ее словам, развитие веерного отключения, спровоцированного в Чагино, затронуло не только Москву, но и соседние области, потому что подстанция в Капотне была включена в так называемое московское энергетическое кольцо. Лишь в течение дня подстанции Тулы и Калуги удалось выделить в отдельные системы.

По словам Нагоги, сразу после аварии в РАО "ЕЭС" был создан оперативный штаб во главе с Анатолием Чубайсом, и на места аварий выехали представители и ремонтные бригады Мосэнерго. В результате к двум часам дня распространение веерных отключений удалось остановить, и после этого ремонтники занимались уже только восстановлением электропитания обесточенных объектов. Прежде всего внимание уделялось социально значимым объектам - школам, больницам, детским садам, метрополитену и другим, а потом уже всем остальным. Всего в Москве энергодефицит составил 1200 МВт из 15000 МВт установленной мощности, заявила Нагога. Окончательно ликвидировать последствия аварии ремонтники обещают к 14:00 четверга.

При этом еще утром радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на некий компетентный источник сообщила, что авария на Чагинской подстанции была вызвана износом оборудования. А подстанция эта существует без капитального ремонта с 1963 года. Срок ее службы истек еще в 1997 году, но она продолжала работать, и лишь в 2003 году на ней прошел плановый ремонт. С тем, что авария произошла из-за устаревшего оборудования, не стал спорить и глава РАО "ЕЭС" Чубайс, то же подтвердили и другие представители РАО, и сам Виктор Христенко. Примечательно, что о недопустимом состоянии подстанции "Чагино", равно как и целого ряда других - "Бескудниково", "Очаково", "Ногинск", "Пахра" - специалисты из "Мосэнерго" предупреждали еще в прошлом году.

А раз так, то возникают резонные вопросы. Если специалисты предупреждали, то почему не была проведена соответствующая реконструкция подстанции? Или хотя бы не были приняты меры к тому, чтобы максимально обезопасить энергосети от устаревшей подстанции? И почему взрыв одного-единственного трансформатора привел к таким тяжелым последствиям? И кто, наконец, будет за это отвечать?

Человеческий фактор

То, что случилось в среду, Анатолий Чубайс назвал "беспрецедентно тяжелой аварией каскадного типа". Кстати, в России это первая столь крупная техногенная авария со времен чернобыльской катастрофы. Для того чтобы она стала возможной, друг на друга должны были наложиться множество неблагоприятных факторов. Износ оборудования и гнетущая жара последних дней - лишь часть из них.

Чагинская подстанция, оборудованная шестью трансформаторами, преобразует высокое напряжение 500 кВ, поступающее на нее по магистральным линиям электропередач (ЛЭП), в 220 кВ и 110 кВ и передает его дальше для городских нужд. Вместе с ней подобную задачу выполняют еще шесть подобных подстанций, образующих так называемое московское энергетическое кольцо, обслуживающее как Москву, так и область и даже лежащие за ее пределами регионы. Как любая энергосистема, московское кольцо должно обладать немалым "запасом прочности", чтобы в случае выхода из строя одного ее элемента другие могли перераспределить нагрузку, защищаясь от чрезмерного "перегрева".

Так оно и было в советские времена, когда московское энергетическое кольцо проектировалось и вводилось в эксплуатацию. Но с тех пор потребительские мощности Москвы значительно выросли и до сих пор продолжают расти на 4-4,5 процента в год. Если еще десять лет назад столица производила больше электроэнергии, чем могла потребить, то три года назад это соотношение изменилось, и сейчас Москва живет в условиях энергетического дефицита. Для того чтобы покрыть недостачу, в Москву перенаправляются мощности из других регионов - собственно, смысл объединения в единую систему всех предприятий страны по производству и транспортировке электроэнергии заключается именно в том, чтобы в ней постоянно поддерживался баланс между производством и потреблением электрического тока. Но в целом суммарная мощность энергии, поступающей в Москву, постоянно растет. А распределение ее происходит через старые, изношенные трансформаторы.

Устаревшее оборудование необходимо менять. Однако для этого нужны средства, которых у "Мосэнерго" нет. Тарифы на электроэнергию в России, регулируемые правительством, остаются одними из самых низких в мире, и поэтому реформа РАО "ЕЭС", которую уже несколько лет подряд пропагандирует Анатолий Чубайс, пока не "заработала" в полной мере и не начала приносить доход. Напротив, "Мосэнерго" в процессе реформы разделилось на 14 компаний, причем подстанция "Чагино" отошла не к генерирующей, а "Магистральной сетевой компании", так что само "Мосэнерго" уже не заинтересовано в том, чтобы вкладывать деньги в "чужую" собственность, а будущий хозяин, Федеральная сетевая компания, еще не сформировался и не окреп для серьезных инвестиций.

Вот и получается, что потребители предъявляют российской энергетике все более высокие требования, но государство при этом не дает ей в руки инструменты, с помощью которых можно было бы этим требованиям соответствовать. И хотя "Мосэнерго" ежегодно тратит на ремонт и реконструкцию уже существующих объектов миллиарды рублей, причиной катастрофических последствий пожара на Чагинской подстанции стала элементарная нехватка резервов у московского энергетического кольца. После того как в понедельник вечером сгорел один трансформатор из шести, остальные пять приняли на себя дополнительную нагрузку. Однако их ресурсы также были на исходе, и во вторник вечером загорелись сразу четыре из них. Подобные аварии на подстанциях в системе "Мосэнерго" - вообще явление нередкое, и существует четкая инструкция, как с ними справляться. Диспетчер, обслуживавший в тот момент "Чагино", принял единственно верное в такой ситуации решение - отключить от сети самого крупного потребителя, Московский НПЗ в Капотне.

Однако уже через несколько часов, в нарушение всех инструкций, НПЗ снова подключили к Чагинской подстанции, еле-еле державшейся на одном трансформаторе. Представители завода объясняют это тем, что цикл по производству нефтепродуктов - непрерывный, и если его остановить, то не только дорогостоящее оборудование придет в негодность, но и сложится опасность взрыва газоконденсата, скапливающегося при перегонке нефти. Поэтому, с целью предотвратить "катастрофу государственного масштаба", как заявил газете "Коммерсант" представитель владельца НПЗ - Московской нефтегазовой компании, было принято решение возобновить подачу электричества. По какой причине энергетики согласились с доводами своих клиентов, поставив под удар собственную безопасность, пока непонятно.

Дальнейшее легко объяснимо: не выдержав пиковых нагрузок в среду утром, Чагинская подстанция (точнее то, что от нее осталось) окончательно вышла из строя. Вслед за ней "рухнуло" московское энергетическое кольцо - отключились еще четыре подстанции – "Ногинск", от которой питается юго-восток Москвы, "Пахра", обслуживающая юго-запад столицы, "Калужская" (Калужская область) и "Михайловская" (Тульская область). После этого остановились еще пять московских электростанций и пятнадцать питающих центров. Авария переросла в каскадное отключение, грозившее захватить всю европейскую часть России.

Во всем виноват Чубайс

При этом в самом РАО "ЕЭС" считают, что по-настоящему катастрофические последствия московского отключения удалось предотвратить. "Авария могла уйти далеко в регионы, но не ушла", - заявил газете "Ведомости" представитель компании. Да и сам Анатолий Чубайс напомнил, что его ведомство справилось с аварийной ситуацией лучше, чем, например, энергетические компании США и Канады во время масштабного отключения электроэнергии в Северной Америке в августе 2003 года. Правда, справедливости ради надо отметить, что российская энергосистема, спроектированная в советские времена по единому плану, более устойчива к подобным бедствиям именно по причине своей однородности и централизованности.

И тем не менее, обесточенная Москва - слишком серьезное ЧП, чтобы противники нынешнего главы РАО "ЕЭС" не поспешили воспользоваться случаем, чтобы свести с ним счеты. Уже в среду представители Генпрокуратуры заявили о том, что по факту массового отключения электроэнергии в столице и других регионах России возбуждено уголовное дело против руководства компании - по статьям 293 ("халатность") и 201 ("злоупотребление полномочиями"), и добавили, что пригласят Анатолия Чубайса для беседы, как только он освободится от деятельности, связанной с ликвидацией последствий аварии. А руководство думской фракции "Родина" намерено уже в пятницу вынести "персональное дело" Чубайса на пленарное заседание Государственной Думы, чтобы потребовать его отставки с поста РАО "ЕЭС". Положительно об этой инициативе отозвалась уже и первый вице-спикер нижней палаты парламента Любовь Слиска. Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, в свою очередь, заявил, что московским предприятиям, пострадавшим от отключения света в среду, следует в судебном порядке взыскать с РАО "ЕЭС" компенсацию за понесенный ущерб. Наконец, с иском против компании намерен выступить и город Тула, хозяйство которого также потерпело материальные убытки.

Все эти выпады были бы, наверное, не столь резкими, если бы чуть ранее главных виновников аварии публично не назвал президент РФ Владимир Путин, очень вовремя удалившийся в среду из Москвы в Ростовскую область, на празднование 100-летнего юбилея со дня рождения писателя Михаила Шолохова. Отмахиваясь от полчищ насекомых, мельтешащих по экрану телевизора, Путин с этого самого экрана заявил, что ответственность за происшедшее должно нести руководство РАО "ЕЭС", хотя не исключил и того, что ремонтом трансформаторов, вообще-то, должны заниматься специально поставленные для такого дела люди, и раз они со своей работой не справились, то часть вины, несомненно, лежит и на них.

Кстати, сам Анатолий Чубайс уже в среду признал, что несет ответственность за неудобства, доставленные полутора - двум миллионам москвичей и жителям соседних регионов. От своего собственного имени и от лица своей компании он попросил у них за это прощения. Что же касается исков в адрес РАО "ЕЭС", то значительной их части удастся избежать, если компания выполнит условия, указанные в ее типовых договорах с потребителями - об устранении любых неполадок в течение 24 часов с начала аварии. В свою очередь, адвокат Чубайса Анатолий Кучерена, комментируя в среду известие о возбуждении уголовного дела против виновных в отключении электричества в Москве, заявил, что "дело возбуждено по факту", а значит, персональные обвинения пока еще никому не предъявлены. Кстати, если Чубайс все же станет обвиняемым в рамках этого расследования, то сложится юридический казус, когда одно и то же лицо окажется обвиняемым по одному уголовному делу и потерпевшим - по другому (ведь в настоящее время полным ходом идет расследование обстоятельств покушения на главу РАО "ЕЭС", произошедшего в марте этого года).

Но о подлинной мере ответственности Анатолия Чубайса или других лиц можно будет говорить, пожалуй, лишь после того, как специальная комиссия изучит все причины, которые привели к массовым отключениям энергоснабжения. Обвинения, выдвинутые против Чубайса просто потому, что он глава компании и, по идее, отвечает "за все", сегодня выглядят преждевременными. Именно так, к примеру, считает Александр Жаров, пресс-секретарь премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. Кстати, премьер в среду провел экстренное заседание правительства совместно с Чубайсом, чтобы выработать ряд неотложных мер в связи с ликвидацией аварии, и ни о каком наказании речь на нем не шла. "Наказание зависит от причин аварии", - отметил Жаров.

И все же у наблюдателей есть основания полагать, что на этот раз над головой Анатолия Чубайса сгустились по-настоящему черные тучи, пишет газета "Ведомости". Очень может быть, что отключение электроэнергии в Москве будет стоить ему кресла главы компании. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что вместе с Чубайсом может пострадать и лоббируемая им идея реформирования энергетической отрасли страны. Судьба Чубайса, даже отправленного в отставку, вряд ли будет печальной, а вот неудавшаяся реформа приведет к тому, что у энергетиков по-прежнему не будет денег на капитальный ремонт устаревшего оборудования.

А в этом случае нас неизбежно ждут новые отключения.

Дмитрий Иванов