Минэкономразвития покончило с удвоением ВВП Процесс восстановительного роста российской экономики подходит к своему завершающему этапу

На прошлой неделе произошло событие, которое многие заметили, но мало кто оценил по достоинству. Минэкономразвития на заседании правительства предложило снизить прогноз роста ВВП в 2005 году с 6,5 до 5,8 процента. Кроме того, МЭРТ предлагает снизить и прогнозные значения экономического роста на ближайшие три года. Так, в следующем, 2006-м, году экономический рост должен замедлиться до 5,6 процента, в 2007 году он составит 5,8 процента, а в 2008-м - 6 процентов.

С одной стороны, это обычные сухие цифры, которые в очередной раз огласили чиновники. Прогноз меняется чуть ли не ежемесячно, в начале года считали, что ВВП вырастет на 5,8 процента, в апреле неожиданно повысили прогноз до 6,5, теперь вновь понизили до 5,8 - одним словом, правительство работает. С другой стороны, настораживает среднесрочное снижение прогноза. Что произошло со страной за месяц, из-за чего ВВП на ближайшие три года оказался "урезанным"?

Умножаем на два

Как читатель, несомненно, помнит, два года назад, в очередном своем послании Федеральному Собранию, Владимир Путин поставил перед чиновниками задачу по удвоению ВВП за 10 лет, то есть к 2013 году. Позже задача усложнилась - в послании 2004 года Путин распорядился удвоить ВВП уже к 2010 году, то есть за 7 лет.

Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны, без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние.

Весьма характерно, что при нынешних темпах роста экономики к 2009 году ВВП вырастет всего на 44 процента. Вряд ли можно ожидать, что остаток будет покрыт за один год. Если предположить, что экономический рост в 2009 году будет равняться росту в 2008-м, то к 2010 году правительство отрапортует президенту о выполнении плана на 52 процента. Правда, к 2013 году план, по нашему оптимистичному сценарию, будет выполнен примерно на 80 процентов. Но в любом случае, кто бы ни был тогда нашим президентом, он вряд ли обрадуется таким цифрам.

Для того чтобы удовлетворить требованиям президента, экономика России должна расти ежегодно не менее чем на 7,2 процента. Однако ВВП вряд ли удержится на уровне 6 процентов в течение нескольких лет. Дело в том, что Россия подходит к концу экономического процесса под названием "восстановительный рост". Попробуем разобраться, что это такое и чем это нам грозит.

Двадцатые годы

С термином "восстановительный рост" мир познакомил советский экономист Владимир Громан, работавший в 20-х годах двадцатого же века и входивший в президиум Госплана. Громан столкнулся с удивительным явлением - страна, истерзанная гражданской войной, страна, где все хозяйственные связи были, по существу, разрушены и дезорганизованы, в начале восстановительного периода показала неожиданно высокие темпы экономического роста.

При этом в течение нескольких лет экономикой СССР был достигнут уровень 1913 года, взятый тогдашними властями в качестве эталонного. Реальные результаты в два раза обгоняли поставленные сроки. Руководители государства, конечно, объясняли этот экономический феномен превосходством социалистического способа хозяйствования над капиталистическим. Экономисты, в свою очередь, изумлялись чрезвычайно быстро происходившей реставрации старых хозяйственных связей.

В самом деле - в течение нескольких лет рабочие возвращались на фабрики, запускали оставшиеся там станки, по всей стране происходило перераспределение производственных мощностей, их огосударствление. Так как движущей силой большевиков был рабочий класс, то и недостатка в обученной рабочей силе на производстве экономика поначалу не испытывала.

Эти вредители-экономисты, сельскохозяйственники - стремились внести дезорганизацию в наше планирование. Совершенно не случайно период активизации этого вредительства совпадает по существу с окончанием восстановительного периода народного хозяйства, т. е. с 1925-26 г., и с переходом к реконструкции народного хозяйства.

В.П.Милютин, из доклада "Контрреволюционное вредительство в сельском хозяйстве"

Вскоре к исследователям феномена восстановительного роста пришло понимание затухающего характера такого роста. Действительно, если взять в качестве примера гипотетическую фабрику, то можно увидеть, что в начале переходного периода она целиком или частично закроется, объемы производства сильно упадут, множество людей окажется на улице. Как только экономические условия позволят вновь открыть цеха, начнется бурный рост объемов производства, сокращающийся по мере введения в срок старых цехов.

Но еще до того, как фабрика вновь откроется целиком, будет заметен странный эффект - темпы роста начнут снижаться и наконец будут все больше зависеть от введения в строй новых станков, постройки новых цехов и повышения квалификации работников. В принципе, резко увеличив объемы инвестиций, можно попробовать замедлить процесс затухания роста, но здравый смысл подсказывает, что достичь уровня начала восстановительного периода уже не удастся.

К сожалению, экономисты 20-х не могли объяснить руководству страны, что нельзя постоянно увеличивать темпы роста. Тем временем потенциал восстановительного роста оказался исчерпан. Начались обвинения в контрреволюционном подрыве экономики, отставки, возникла и стала крылатой фраза академика Струмилина: "Я предпочитаю стоять за высокие темпы роста, чем сидеть за низкие".

Здесь и сейчас

Восстановительный рост экономики - это не прерогатива России двадцатых годов. Беглого взгляда на рейтинг стран по росту ВВП достаточно, чтобы понять, кто из них, скорее всего, переживает восстановительный период. По результатам 2004 года, например, абсолютным чемпионом стал Ирак, показавший рост ВВП на 52,3 процента. Кроме того, чемпионами по росту ВВП являются страны СНГ, страны Балтии, африканские страны.

Второе место по темпам экономического роста занимает Чад, а третье Либерия. Обе страны недавно заключили мирные договоры с повстанцами и принялись за восстановление экономики. Но было бы странно ожидать от них долговременного роста.

Кстати, страны, переходящие от планового хозяйства к рыночному, в первую очередь страны СНГ, показывают на удивление схожие результаты. Так, в течение первых 3-5 лет их экономический рост обычно является отрицательным. Это понятно - формируются условия для восстановления экономики, продолжается и постепенно замедляется процесс дезорганизации хозяйственных связей. Затем появляются первые признаки слабого роста экономики, а еще примерно через 3 года возникает бурный рост, который к настоящему времени кое-где, в том числе и в России, идет на спад.

Специфика ситуации восстановления заключается в том, что если в двадцатые годы осуществлялся переход от рыночной экономики к плановой, то сейчас завершается обратный процесс. Однако в экономике СССР существовало множество предприятий, которые совершенно не нужны в рыночных условиях. В первую очередь это предприятия, зависевшие от госзаказа и предприятия, поставщики которых оказались после развала Союза за рубежом. Поэтому некоторые разрушенные связи восстановлению не подлежат, а следовательно, темпы роста ВВП нашей "фабрики" начнут снижаться задолго до введения в строй последнего цеха (в качестве эталонного в России принят уровень 1989 года).

Кроме того, хотя восстановительный рост является благом для народа, он не хорош в своей финальной фазе для производителей. Так, для привлечения обученной рабочей силы или обучения новой со временем приходится тратить постоянно растущие средства. Эти средства очевидным образом закладываются в стоимость продукции и идут на повышение зарплат работникам. Возникает инфляция. Затем на рынке ужесточается конкуренция - восстановление хозяйственных связей приводит к появлению нескольких производств даже в тех областях, которые ранее обходились одним. Кроме того, продукции отечественных производителей приходится конкурировать с импортом, что не всегда легко и просто для производств, перед которыми такая задача при плановой экономике не ставилась.

Все это приводит к снижению рентабельности бизнеса.

Как повысить рентабельность

Здравый смысл предпринимателя подсказывает очевидный выход из сложившейся ситуации: найти более рентабельные области для работы предприятий. Из-за этого, с одной стороны, происходит конверсия производств, с другой - огромный отток деловой активности в сторону более выгодных областей - добычи и переработки сырья, мобильной связи, перепродажи товаров иностранных производителей. Все это мы уже наблюдали и наблюдаем сейчас, когда нефтедоллары стремительно заполняют Стабфонд, а мобильные телефоны есть у миллионов россиян.

Здравый смысл государства подсказывает, что если нельзя получить в данной области больших доходов, следует инвестировать в развитие предприятия. Эта мысль хороша тем, что она направлена на реальное развитие экономики. Плоха она своим идеализмом - так, бизнес девяностых отверг подобные предложения госчиновников, предложив взамен залоговые аукционы.

Тем не менее, вложения в инфраструктуру абсолютно необходимы для роста экономики после завершения восстановительного роста. Конечно, есть и другие варианты стимулирования роста - например, когда у руководителей СССР ничего не получалось с дальнейшим повышением национального дохода, они придумали оптимизировать саму структуру производительных сил общества. Известные термины того периода - раскулачивание, колхозы, всесоюзная стройка.

Правда, даже самые большие инвестиции не помогут задаче удвоения ВВП - темпы роста "фабрики" не вернуть. Все то старое, что можно ввести в строй для увеличения ВВП, уже так или иначе действует.

Заключение

Вообще же задача удвоения ВВП, которая до сих пор значится в планах правительства, если подходить к ней без фанатизма, обладает рядом интересных свойств. Очень настораживает, например, выбор круглых чисел в качестве даты окончания работ над удвоением ВВП - то 10 лет, то 2010 год. Сложно поверить, что требование увеличить ВВП в два раза именно к этим знаменательным датам есть результат неких серьезных экономических расчетов. Скорее, это образец волюнтаризма, каким-то образом оказавшийся популярным среди чиновников - в немалой степени из-за своей долгосрочности.

Но хотя ВВП удвоен не будет, а процесс восстановительного роста слабо зависит от действий правительства (фактически, мы имеем дело с приведением рынка в равновесное состояние), у России есть несколько преимуществ, облегчающих переход к нормальному росту. Это, конечно, в первую очередь чрезвычайно благоприятная конъюнктура рынков энергоносителей. Во-вторых, правительство, исповедуя консервативные взгляды на развитие страны, изо всех сил пытается не проектировать бюджет таким образом, чтобы он зависел от нефтедолларов Стабфонда. Это замечательно, потому что стимулирование экономического роста ничем хорошим бы не обернулось, а зависимость от цен на нефть могла бы привести к растрате миллиардных средств.

Вряд ли это последнее снижение темпов роста - ведь, как известно, в новый бюджет заложено в шесть раз меньше средств на новые обязательства, чем требовалось. Кроме того, вряд ли существует большая вероятность того, что российские компании увеличат долю вложений в замену средств производства.

Правда, если искать во всем только хорошие стороны, то можно нас всех поздравить - похоже, ситуация с ВВП скоро полностью и окончательно стабилизируется.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше