Как чекист министра обошел

Смену руководства РЖД связывают с претензиями главы Минтранса на пост главы компании

15 июня президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев был уволен со своего поста. Как сообщается на сайте ОАО, Фадеев ушел в отставку по собственному желанию. Место Фадеева занял Владимир Якунин - выходец из Санкт-Петербурга и, как и президент Путин, бывший сотрудник КГБ. Что подтолкнуло Фадеева уйти, в РЖД не уточняют.

Между тем разговоры о том, что он вот-вот будет отправлен в отставку, начались фактически с того дня, как 22 сентября 2003 года он стал президентом РЖД. Многие считали, что Фадеев, которому уже тогда исполнилось 66 лет, являлся временной фигурой, и в течение первого года его работы в новой должности открыто обсуждали, кто придет ему на смену. При этом назывались самые разные кандидаты, от Владимира Якунина до Александра Волошина.

Три года спустя, весной и летом 2005 года, близкие к правительству источники продолжали настаивать на том, что отставка Фадеева - вопрос ближайшего времени. Главной причиной этого источники в отрасли и ведомствах называли преклонный возраст Фадеева, отсутствие явной близости его, кадрового железнодорожника, к команде Путина и, главное, наличие наступающего на пятки преемника – Владимира Якунина, человека из "питерской команды".

Якунин начал продвижение к посту главы российской монополии еще в 2000 году, превратившись из начальника Северо-Западной окружной инспекции главного контрольного управления президента России в замминистра транспорта, а спустя два года – в первого замглавы Министерства путей сообщения. Он сразу встал в оппозицию Фадееву, занимавшему тогда пост министра путей сообщения.

Осенью 2003 года, когда было образовано ОАО "РЖД", отношения Якунина и Фадеева ухудшились. Они оба могли рассчитывать на пост президента компании. Но и МЭРТ, и Минимущество, и само МПС представили в правительство одну и ту же кандидатуру на пост главы ОАО РЖД – Геннадия Фадеева.

Многие тогда предполагали, что Якунин не останется в компании, однако, по рассказам чиновников, тот сам попросил не увольнять его из РЖД и 24 октября 2003 года стал первым вице-президентом компании. По свидетельству топ-менеджеров РЖД, тогда конфликт между Якуниным и Фадеевым практически сошел на нет. Тогда же источники в РЖД заявили, что Фадееву гарантировано сохранение поста до завершения контракта, то есть до сентября 2006 года. Утверждалось, что опытного железнодорожника не заменят никем до тех пор, пока не будет завершено реформирование РЖД.

Однако 15 июня, в день возвращения из Тбилиси, где он председательствовал на 41-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Фадеев был уволен. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели даже назвал столь поспешное освобождение главы РЖД от должности "ненормальным". И действительно, такой уход в самый разгар напряженной работы выглядит по меньшей мере странно. Почему такая срочность?

По информации ряда российских СМИ, повышения попросил сам Якунин, которого не только считают близким к Путину, но и рассматривают как потенциального кандидата в президенты на выборах 2008 года. И все же подобная версия не дает ответа на вопрос о том, почему увольнение Фадеева случилось именно сейчас, пусть даже Якунин близко знает Путина, а тот, как утверждает газета "Ведомости", действительно пообещал ему пост главы РЖД.

Другую версию предлагает ежедневная газета "Коммерсант". Как утверждает источник издания в правительстве, внезапная смена руководства РЖД была связана не с недостатками в работе Фадеева (и даже не с терактом 12 июня, как утверждалось в ряде СМИ), а с появлением нового кандидата в руководители РЖД. Этот человек якобы мог стать весьма неудобным, если бы занял пост президента ОАО, и потому решено было исключить такую возможность.

Речь идет о нынешнем министре транспорта России Игоре Левитине, который с недавних пор активно претендовал на место Фадеева. "Вполне вероятно, что пришлось ускорить назначение Владимира Якунина, чтобы предотвратить появление нового сильного кандидата на эту должность", - утверждает источник издания.

Теперь Якунину досталось огромное хозяйство. РЖД принадлежит вся железнодорожная инфраструктура и более 70 процентов вагонного парка страны. На ОАО приходится более 80 процентов рынка грузопассажирских перевозок в стране. При создании компании правительство оценило ее активы в астрономическую сумму — 1,9 триллиона рублей, а по размеру выручки компания уступает лишь "Газпрому", РАО "ЕЭС России" и "ЛУКОЙЛу".

Что ж, новому президенту РЖД предстоит взять на себя ответственность за продолжение реформы железнодорожного сообщения. Здесь пока еще довольно много проблем. Прежде всего, необходимо завершить формирование новой структуры ОАО "РЖД" и дочерних компаний, затем - повысить безопасность на транспорте. И не исключено, что перемены в руководстве РЖД еще продолжатся.

Мария Мстиславская

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача