Тлеющие межнациональные разногласия на юге России вылились в очередной конфликт. В селе Яндыки Лиманского района Астраханской области сцепились местные калмыки и чеченцы. Итог: один убитый, шестеро раненых, два десятка арестованных. А также сожженные дома и машины. Власти отреагировали на события стремительно: к месту инцидента были стянуты усиленные наряды милиции и внутренних войск. Дерущихся разняли, а самых активных посадили за решетку.
В Яндыки съехалось все местное начальство, которому жители села высказали свои претензии. Они также пообещали составить петицию для передачи ее губернатору области, чтобы рассказать о неблаговидном поведении чеченских переселенцев и потребовать их выдворения.
И хотя областные и районные власти высказывают удивление по поводу случившегося и утверждают, что межнациональных конфликтов в регионе отродясь не было, они, мягко говоря, лукавят.
Миграционные проблемы
Еще в 2002 году в Астраханской области был подготовлен доклад о миграционной ситуации и противодействии терроризму. В нем указывалось, что в последнее время резко усилилась миграция на территорию области жителей Чечни и Дагестана, что привело к стремительному росту национальных диаспор, численность которых, по официальным данным, на тот момент достигала 70 тысяч человек.
В документе говорилось, что в некоторых районах области увеличение чеченской диаспоры привело к вытеснению местного населения. Отмечалось, что переселенцы активно скупают земельные участки, самовольно захватывают заброшенные животноводческие фермы на отдаленных хуторах. Это, скорее всего, и стало базовой причиной конфликта, поскольку земельный вопрос в полупустынной местности, окружающей село Яндыки, стоит особенно остро.
Кроме того, в докладе был отражен тот факт, что стратегически важная железнодорожная ветка, соединяющая Астрахань и дагестанский город Кизляр, почти полностью обслуживается выходцами из Чечни, причем именно по этой железной дороге происходит доставка боевой техники на Северный Кавказ.
Осквернители кладбищ
Тревожный звонок прозвенел еще в начале этого года. В сообщении пресс-службы областной прокуратуры говорилось, что в ночь на 22 февраля в селе Яндыки трое молодых чеченцев пришли в нетрезвом виде на сельское кладбище. Там они, "руководствуясь мотивом религиозной ненависти, а также ненависти к лицам русской и калмыцкой национальностей", повредили несколько надгробий, то есть поломали 17 деревянных могильных крестов и повалили на землю гранитный памятник.
Вандалы были арестованы, но в результате осужден был лишь один из них, да и то условно, что вызвало негодование жителей села. Особенно их возмутило то, что разрушенный памятник был установлен на могиле солдата, погибшего при исполнении воинского долга на территории Чечни. Часть участников сельского схода тогда даже потребовала выселения родственников задержанных из села.
Примечательно, что село Яндуки, расположенное на границе с Калмыкией, населяют в основном русские. Из общего числа жителей в три с половиной тысячи человек взрослых чеченцев здесь насчитывается 237 человек, а взрослых калмыков - 288 человек.
Око за око
Нынешний конфликт начался в ночь на вторник, 16 августа, когда с соседнего железнодорожного разъезда и чабанских стоянок в село приехали около 50 чеченцев. Они принялись избивать местных калмыков. Позднее в фельдшерский пункт села был доставлен труп местного жителя калмыцкой национальности с огнестрельным ранением в голову.
Правоохранительные органы и жители села тут же связали это с визитом непрошенных гостей. Милиции удалось тогда задержать 14 участников драки. Стоит отметить, что уголовные дела были возбуждены по статьям "организация массовых беспорядков" и "причинение смерти по неосторожности".
Для предотвращения дальнейшего развития конфликта в село были направлены дополнительные силы из райотдела милиции, а также 20 омоновцев. Но было уже поздно. Весть о предполагаемом убийстве чеченцами калмыка долетела до города Лагань, расположенного на территории Калмыкии в нескольких десятках километров от места происшествия.
В четверг, 18 августа, из Лагани, бывшего города Каспийский, на похороны убитого приехали более сотни его родственников, друзей и знакомых. К ним присоединились местные калмыки. Они подожгли восемь домов в Яндуках, в которых проживали чеченские семьи. При этом шесть домовладений сгорело дотла. Также были повреждены несколько принадлежавших чеченцам автомашин.
Всего в беспорядках приняли участие более 300 человек. Соотношение чеченцев и калмыков было примерно равное.
Ранения, потребовавшие госпитализации, получили шесть человек, в том числе милиционер конвойной службы Лиманского РОВД, который пытался остановить дерущихся.
Морская пехота всех помирила
Для предотвращения дальнейшей эскалации конфликта напуганные власти прислали на помощь районным милиционерам более тысячи человек, в том числе милиционеров из соседних областей и солдат внутренних войск. В операции, практически ставшей войсковой, приняли участие группа спецназа Управления исполнения наказаний Минюста и рота морской пехоты.
За расследование событий взялись сотрудники облпрокуратуры и областных управлений МВД и ФСБ. По указанию генпрокурора РФ Владимира Устннова на место инцидента прилетел его заместитель по Южному федеральному округу Николай Шепель.
В результате всех этих мероприятий был арестован один человек, которому вменяется совершение хулиганских действий. Еще 11 человек задержаны за административные нарушения. За неспособность предотвратить конфликт уже отправлен в отставку начальник отделения милиции Лиманского района.
Председатель областного правительства Константин Маркелов выступил на сельском сходе и пообещал наказать виновных вне зависимости от их национальности. Он отметил, что зачинщики конфликта уже известны правоохранительным органам. В разрешении конфликта также принимают участие официальные лица из Калмыкии и Чечни. По мнению председателя Госсовета Чечни Тауса Джабраилова, конфликт в селе Яндыки носит бытовой характер. Тем не менее, в Астраханскую область отправилась представительная чеченская делегация во главе с членом Госсовета Акты Исмаиловым.
Бытовуха с уклоном в криминал
Эксперты также сомневаются в национально-религиозных причинах конфликта. По мнению специалиста Института прав человека Льва Левинсона, в Астраханской области есть много криминальных и полукриминальных видов бизнеса, в том числе добыча рыбы и икры. Кроме того, через регион проходит один из основных маршрутов контрабанды наркотиков. А потому в переделе сфер влияния могут быть заинтересованы не только калмыки и чеченцы, а гораздо больше сторон.
Между тем президент Чечни Алу Алханов уверен, что "инцидент, произошедший в Лиманском районе Астраханской области, не станет поводом для дальнейшего раздора между двумя российскими народами". Он напомнил, что со времен СССР чеченцы живут в Ростовской, Астраханской областях и в Калмыкии, работая животноводами, строителями и мастеровыми. Алханов призвал руководство Астраханской области наказать виновных в разжигании межнациональной розни на почте бытовых конфликтов. Кроме того, он пообещал помощь чеченского МВД в расследовании инцидента, если в этом возникнет необходимость.
До сих пор, правда, остается неясным, что вынудило чеченцев пойти в первую атаку, но, скорее всего, ее причины действительно лежат в криминально-бытовой плоскости. Власти на удивление оперативно сработали в данном случае, и виновные, вполне возможно, понесут заслуженное наказание. Но сами противоречия между двумя общинами при этом так и останутся нерешенными.
Кто в этой истории прав, кто виноват, сейчас сказать трудно. Но несдержанность очевидно проявили обе стороны. Главное, чтобы из случившегося сделало вывод областное руководство. Ведь недаром Астраханскую область называют южным форпостом России. Далее лежат только национальные республики, отягощенные политической и экономической нестабильностью с обнищавшим населением, у которого на руках находится немало единиц огнестрельного оружия.
Следует постучать по дереву, что в этот инцидент оказались вовлечены две небольшие по численности общины. Потому, возможно, федеральные СМИ так спокойно реагируют на случившееся, что в Яндыках не были задеты русские. Но еще неизвестно, что произойдет, когда из села уйдут внутренние войска, спецназ и морская пехота. Последнее слово, как известно, осталось за калмыками. А чеченцы вряд ли забудут сожженные дома и машины.
P.S. При подготовке статьи использованы материалы электронного издания Астраханский регион и независимой газеты "Волга".