Скандал о незаконных поставках иракской нефти, продолжающийся с начала прошлого года, подошел к промежуточному итогу. На заседании Совета безопасности ООН 7 сентября 2005 года комиссия Пола Волкера, расследовавшая обстоятельства выполнения программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", представила долгожданный доклад. Комментируя выводы комиссии, Волкер заявил, что программа "была сделкой с дьяволом, а дьявол нашел способ манипулировать программой в своих целях". В числе главных участников этой сделки оказалась российская власть и бизнес: отечественные компании и политики с самого начала стали основными фигурантами дела. Неофициальные обвинения в их адрес начинают подтверждаться.
Начнем с того, что комиссия во время расследования не встретила понимания у российских властных структур. Как говорится в докладе, Россия помогала комиссии, но во многих случаях отказывалась выполнять ее просьбы. В частности, Волкеру и его коллегам не позволили допросить некоторых официальных представителей, с которыми хотели поговорить члены комиссии, и отказали в доступе к важным документам. В докладе отмечается, что в программе "Нефть в обмен на продовольствие" участвовали многие государственные компании, деятельность которых непосредственно регулирует российское правительство. Однако попытки комиссии получить показания сотрудников этих компаний оказались безрезультатными.
Участие структур и сотрудников ООН в расследовании авторы доклада в целом оценивают положительно. Но и здесь не обошлось без трудностей, которые свидетельствуют не в пользу России. Помочь комиссии отказались два человека - бывший руководитель программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенон Севан, спешно укрывшийся у себя на родине на Кипре после отставки, и бывший сотрудник службы закупок ООН Александр Яковлев.
В начале августа Яковлев был арестован в Нью-Йорке. Его задержали после того, как генеральный секретарь ООН Кофи Аннан снял с него дипломатический иммунитет по запросу Генпрокуратуры США. Вскоре после ареста Яковлев признался в мошенничестве и отмывании денег. Комиссия Волкера имела непосредственное отношение к этому скандалу: именно она выяснила, что российский дипломат оказался замешан в незаконных сделках с компаниями, которые добивались контрактов с ООН.
box#2083344
Хотя эти компании не участвовали в программе "Нефть в обмен на продовольствие", у комиссии были все основания рассчитывать на помощь Яковлева в расследовании махинаций с иракской нефтью, хотя бы в силу самого факта, что Яковлев работал в отделе закупок и наверняка был осведомлен о многих аспектах финансовой деятельности ООН.
Впрочем, нежелание Яковлева и других официальных лиц из России сотрудничать со следствием не помешало Волкеру и его коллегам выяснить многие обстоятельства участия российских компаний в дележе иракской нефти. Как говорится в докладе, компании из России, Франции и Китая - стран, которые склонялись к отмене экономических санкций, введенных в отношении Ирака после войны в Персидском заливе, - получили значительное преимущество при распределении контрактов. Причем российские компании далеко обогнали своих конкурентов, получив нефти на 19,3 миллиарда долларов. Эта сумма составляет примерно треть от общей стоимости нефти, реализованной в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Приоритеты при выборе компаний, обеспечивавших различные поставки в Ирак, распределялись аналогичным образом. По оценкам комиссии, на долю России приходятся поставки на 3,8 миллиарда долларов.
Благосклонность Саддама Хусейна к российскому бизнесу, судя по докладу комиссии, объясняется не только позицией РФ по отношению к санкциям, но и личным финансовым интересом бывшего иракского диктатора и его соратников. С конца 2000 года Хусейн начал требовать процент за получение выгодных контрактов. Разумеется, эти деньги перечислялись в обход ООН. Комиссия подсчитала, что самые большие платежи приходятся на долю российских компаний, многие из которых принадлежат государству. Как говорится в докладе, за период с марта 2001 по декабрь 2002 года через иракское посольство в Москве были выплачены 52 миллиона долларов.
Время еще остается. Это касается ответов на поставленные нами вопросы и в отношении компаний, и в отношении некоторых политиков. Но нас, главным образом, интересуют российские компании - их в документах комиссии фигурирует довольно много.
Нелегальными сделками с компаниями, пусть даже государственными, бывшее иракское правительство не ограничилось. Авторы доклада подтвердили, что Хусейн заключал соглашения с отдельными влиятельными лицами, которые могли способствовать отмене санкций. В список деловых партнеров экс-диктатора попали политики, дипломаты, общественные деятели и журналисты. Пока комиссия назвала только одно имя - в получении взяток обвинили уже упоминавшегося Бенона Севана, главу программы "Нефть в обмен на продовольствие".
Кто еще несет персональную ответственность за махинации с иракской нефтью, станет известно в октябре 2005 года, когда комиссия Волкера опубликует новый доклад. В нем обещано представить обширный список и конкретные улики. Постоянный представитель России в ООН Андрей Денисов заявил, что разделяет многие из выводов комиссии. Такое мнение может кардинально измениться, когда в деле появятся конкретные имена. Результаты журналистских расследований и изысканий американских сенаторов свидетельствуют о том, что к нелегальным сделкам было причастно высшее руководство и ведущие политические партии России.
Заместитель директора департамента информации и печати российского МИДа Михаил Троянский прокомментировал доклад следующим образом: "В любом случае негативный опыт нужно учесть при реформе ООН и запуске новых гуманитарных программ... Вне всякого сомнения, комиссия выявила серьезные нарушения в реализации программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", которая была запущена, как известно, по инициативе США". Вопрос об ответственности России за нарушения, допущенные при реализации программы, Троянский предпочел обойти молчанием.
Дмитрий Томилов