Похоже, грузинские политики окончательно потеряли надежду привести Южную Осетию к повиновению с помощью доступных средств - собственных солдат, заседаний Смешанной контрольной комиссии и влияния международного сообщества в лице США и ЕС. И поскольку самопровозглашенная республика оказалась невосприимчивой к внешнему воздействию, в Тбилиси решили взорвать ее изнутри с помощью "пятой колонны" - тех сил, которые находятся в оппозиции к правительству Эдуарда Кокойты.
Нельзя сказать, что южноосетинская оппозиция - это такая могучая сила, с помощью которой Грузия может в ближайшее время решить свои проблемы в Цхинвали. В 80-тысячной непризнанной республике, как в любом государстве, которое находится в противостоянии с сильным врагом, наблюдается завидное единство рядов. Но недовольные есть всегда и везде - вот на них-то Грузия и решила сделать ставку. Причем решительность тбилисских политиков заслуживает всяческого уважения - там не стали предварять свои действия многословными заявлениями в поддержку оппонентов Кокойты, а сразу приступили к делу.
В ночь с 20 на 21 ноября из цхинвальской тюрьмы совершил побег бывший глава МВД Южной Осетии и экс-секретарь Совета безопасности республики Джемал Каркусов. Он находился за решеткой по обвинению в хранении оружия, но, как полагали многие, настоящей причиной отсидки стало то, что в свое время Каркусов встал в оппозицию к Эдуарду Кокойты, которому не нравились прогрузинские настроения своего подчиненного. Вместе с экс-министром на вольные хлеба подался и брат Каркусова - Ян. Сразу после побега глава МВД Южной Осетии Михаил Миндзаев заявил, что Каркусовы скрылись на территории Грузии и в Цхинвали уже потребовали от главы регионального отделения полиции Шида Картли выдачи беглецов.
Дальше началось самое любопытное - Грузия не стала отрицать того, что экс-министр нашел убежище на ее территории. Более того, начальник пресс-службы краевой полиции региона Шида Картли Этери Садагашвили сообщила журналистам, что после побега Каркусовы некоторое время укрывались в Джавском районе, контролируемом силами Южной Осетии, и для их переправки на территорию, контролируемую Грузией, была разработана специальная операция, руководили которой лично министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили и новый начальник краевой полиции Шида Картли Деви Челидзе. В ночь на воскресенье одна из элитных частей МВД Грузии была тайно переброшена в район Цхинвали, где спецназовцы обеспечили прикрытие беглецов. Вано Мерабишвили для непосредственного руководства действиями своих подчиненных якобы тайно ездил в Южную Осетию.
Позже глава грузинского МВД сделал по этому поводу уже официальное заявление. "Джемал Каркусов и его брат были задержаны в Цхинвали по политическим мотивам. Сейчас эти люди находятся у себя на родине, и их никто не намерен задерживать", - сказал министр и пояснил, что операция по освобождению южноосетинских оппозиционеров готовилась шесть месяцев и сейчас ее можно признать "вполне удачной".
В Цхинвали, где даже плохую погоду традиционно списывают на происки грузин, на этот раз, имея под рукой повод обвинить Тбилиси во вмешательстве в свои внутренние дела, предпочли господину Мерабишвили просто не поверить. В самом деле - признавшись в том, что именно грузины в лучших традициях Отто Скорцени выкрали Каркусова из центра столицы республики, власти Южной Осетии просто расписались бы в бессилии и некомпетентности своей правоохранительной системы.
По словам министра юстиции республики Мераба Чигоева, к заявлениям Мерабишвили о причастности его ведомства к побегу прислушиваться не имеет никакого смысла. Чигоев сообщил, что сразу после того, как власти получили сигнал о побеге, в течение 15 минут были подняты по тревоге все правоохранительные органы. "Невероятно, чтобы какой-то спецназ проник в Джавский район, полностью контролируемый осетинской стороной, по хорошо охраняемым дорогам. Это очередные сказки о героизме грузинского спецназа. Само предположение, что Каркусовы бежали из цхинвальской тюрьмы в Джаву, совершенно нелогично – до трассы, ведущей в сторону Грузии, от ИТК всего минут пять–десять быстрой езды на машине. Можно предположить, что беглецы успели уехать в сторону Грузии, - сообщил Чигоев, но последующим признанием поставил свои слова под сомнение: Судя по всему, - добавил министр, - это заранее спланированная, тщательно подготовленная операция". Кем, спрашивается, подготовленная? Кроме Грузии в освобождении Каркусова никто заинтересован не был, поэтому в данном случае Мерабишвили, скорее всего, не стал выдавать желаемое за действительное, как это любит делать большинство грузинских политиков.
По словам Чигоева, причиной побега стала халатность, допущенная сотрудниками ИТК. Вся дежурившая в ту ночь смена, а также начальник ИТК Ацамаз Пухаев, сообщил министр, задержаны и дают показания. Для расследования инцидента была создана совместная оперативно-следственная группа КГБ, МВД и генпрокуратуры Южной Осетии, только вот есть определенные сомнения, что в компетенцию этих структур входит привлечение к ответственности за организацию побега министров соседней страны.
Так или иначе, Каркусов и его брат оказались в Грузии вне досягаемости Цхинвали. Не исключено, что теперь Саакашвили и его присные начнут "раскручивать" экс-министра-уголовника, чтобы с его помощью пропагандировать в непокорной автономии прогрузинские настроения. В этой связи стоит вспомнить, что собой представляет Джемал Каркусов и каким образом он оказался в стане недоброжелателей Эдуарда Кокойты. До начала июня 2004 года Каркусов входил в ближайшее окружение южноосетинского лидера, занимая посты главы МВД, вице-премьера и секретаря Совбеза. Размолвка между двумя политиками произошла после того, как в Цхинвали не пропустили супругу президента Михаила Саакашвили Сандру Рулофс. Напомним, что она намеревалась посетить республику с гуманитарной миссией.
Каркусов был возмущен подобным нарушением кавказских законов гостеприимства со стороны правительства Кокойты и подал в отставку с поста секретаря Совбеза. Тогда между ним и главой республики, как утверждают знающие люди в Цхинвали, произошел спор, перешедший в рукоприкладство. Позже Каркусов организовал в республике неправительственную организацию "Общественный комитет по урегулированию грузино-осетинского конфликта", что вызвало крайне негативную реакцию со стороны властей, поскольку комитет не разделял ту категоричность, с которой южноосетинские власти подходят к диалогу с Грузией.
Почти год Каркусов проживал в Цхинвали, не доставляя властям особых хлопот, но, очевидно, этого было мало для того, чтобы остаться на свободе. В Цхинвали учли потенциальную угрозу, которые представляют любые сторонники присоединения к Грузии (по некоторым данным, экс-министр всячески поддерживал план Михаила Саакашвили, согласно которому Южная Осетия становится грузинской автономией с расширенными полномочиями), поэтому 31 марта 2005 года Каркусов был арестован вместе с братом по обвинению в хранении огнестрельного оружия. Пресс-служба КГБ Южной Осетии позже пояснила: Каркусов Джемал Садулович и его брат Ян "были задержаны сотрудниками Госохраны и Комитета государственной безопасности. В процессе произведенных обысков у них было изъято оружие, взрывчатые вещества, документы, удостоверяющие личность, и печати государственных органов, которыми указанные лица пользовались в противоправных целях".
В КГБ заявили, что задержанные вели противоправную деятельность, которая имела не политический, как это пытаются оценить некоторые представители общественности, а чисто уголовный характер. "Отдельные их покровители пытаются сейчас взывать к народу, представив задержанных жертвами политики, но политикой в их действиях и не пахнет, зато уголовщина налицо", - говорилось в заявлении КГБ. Политику защитники Каркусова вспомнили не случайно - 30 марта в Цхинвале "Общественный комитет по урегулированию грузино-осетинского конфликта" пытался распространить заявление, в котором призывал президента Эдуарда Кокойты сложить полномочия. Подробности этой истории так и не получили широкой огласки (в Цхинвали вообще отрицали существование подобного комитета), но дали Тбилиси впоследствии повод назвать Каркусова "политическим узником".
На освобождение Каркусова отреагировали те, кто, по замыслу Тбилиси, будет создавать ему политический вес - бывшие жители Южной Осетии, покинувшие страну в ходе вооруженного конфликта в начале 90-х и осевшие в Грузии. Близкий родственник братьев Каркусовых, председатель Общества осетин Грузии "Всмарон" ("Братство") Важа Каркусашвили заявил, что в последнее время цхинвальские власти все более усиливают антигрузинские позиции, что, в частности, выражается в преследовании лояльно настроенных по отношению к грузинам осетин. "Цхинвальские власти не учитывают интересы оставшихся в Грузии осетин и поэтому реально мешают урегулированию конфликта между двумя братскими народами - грузинами и осетинами", - уверен Каркусашвили. По его мнению, именно люди наиболее пострадавшие в результате осетино-грузинских столкновений, то есть покинувшие автономию, могли бы сыграть главную роль в восстановлении мирных отношений.
Другой родственник Каркусова, пожелавший остаться неизвестным, так как сам участвовал в организации побега, считает, что "несправедливость, совершенная в отношении Джемала, который всегда был истинным патриотом Южной Осетии, освободила нас от всех обязательств по отношению к режиму Кокойты". Продолжая лить воду на грузинскую мельницу, родственник опального экс-министра заявил от имени всех недовольных правлением Кокойты осетин, что "мы намерены сотрудничать с властями Грузии для определения справедливого статуса Южной Осетии в составе Грузии. В этом смысле, - добавил он, - интересны новые предложения президента Саакашвили, в которых заметно уважение к осетинскому народу и соблюдение его национальных прав".
Можно себе представить, какой сладкой музыкой подобные откровения звучат для тбилисских политиков. Думается, чтобы приумножить число тех, кому интересны предложения Саакашвили по Южной Осетии, ведомство Мерабишвили пойдет на многое и в конечном итоге в Грузии образуется целый анклав тех, кто был обижен Кокойты. На фоне фактически срыва последних переговоров по урегулированию конфликта в регионе, которые прошли под эгидой ОБСЕ в Любляне, голоса осетин, поддерживающих в спорном вопросе Тбилиси, могут послужить для Михаила Саакашвили крупным козырем. Правда, опыт борьбы с отколовшимися автономиями с помощью коллаборационистов у грузинских властей не самый удачный - о "настоящем" правительстве Абхазии в бегах мало кто слышал, но зато абхазские беженцы из числа грузин регулярно захватывают в Тбилиси государственные учреждения, поскольку жить им негде. Маловероятно, что в этих условиях правительство Саакашвили способно решить и осетинские жилищные проблемы.