Третьего января 2006 года Иран заявил о намерении возобновить приостановленные более двух лет назад ядерные исследования. Тегеран утверждает, что переговоры с "евротройкой" в составе Франции, Германии и Великобритании в конце прошлого года окончательно зашли в тупик и никаких компенсаций за отказ от ядерной программы ему никто не предлагает. Тегеран готов начать эти исследования уже в понедельник, 9 января, после того, как представители МАГАТЭ снимут печати с иранских ядерных объектов.
Заместитель главы иранской Организации по атомной энергии Мохаммад Саиди утверждает, что исследования начнутся "в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия и под контролем МАГАТЭ", а планы Тегерана "почти не имеют отношения к производству ядерного топлива", или, говоря другими словами - обогащенного урана. Раскрыть детали будущих исследований он отказался. При этом представители иранских властей не исключили, что в какой-то момент будут возобновлены и работы по обогащению урана.
Между тем, именно эти работы и вызывают наибольшие опасения международного сообщества и, в первую очередь, Израиля и Соединенных Штатов, которые подозревают Тегеран в разработке ядерных технологий военного назначения. В частности, по мнению израильских экспертов, "практические изыскания в технологиях создания ядерного топлива" позволят Ирану самостоятельно начать обогащение урана уже в марте, что может привести к созданию им ядерного оружия в течение двух-трех лет. Стоит отметить, что другие наблюдатели, говоря о создании Тегераном первой ядерной боеголовки, называют сроки от нескольких месяцев до 10-15 лет.
Иран и Россия
Иран мог бы снять подозрения в двойной направленности своей ядерной программы, если бы согласился на предложенный осенью США и странами ЕС компромиссный вариант. По нему стране будет позволено строить АЭС и производить ядерное топливо, но все работы, касающиеся непосредственно обогащения урана (последней стадии такого производства), должны будут вестись в России, которая достраивает атомную электростанцию в Бушере.
Несмотря на неоднократные подтверждения Москвы о существовании такого предложения, Тегеран заявлял, что никакой конкретики с российской стороны так и не услышал, и вполне обоснованно отмечал, что не намерен уступать такой важный элемент производства ядерного топлива другой стране, фактически попадая в зависимость от нее.
Более того, глава иранской делегации на переговорах с Великобританией, Германией и Францией заявлял, что обогащение урана на территории Ирана является условием продолжения диалога с "европейской тройкой". В свою очередь Евросоюз считает, что возобновление Тегераном деятельности по обогащению урана ставит под угрозу возможность возврата к этим переговорам, очередной раунд которых намечен на 18 января.
Между тем 28 декабря МИД РФ сообщил, что российское дипломатическое представительство в Тегеране передало иранскому правительству официальную ноту, в которой снова подтвердило, что предложение о создании совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана остается в силе.
В ответ на это 29 декабря заместитель главы Верховного совета национальной безопасности Ирана Джавад Ваиди заявил, что иранское правительство "серьезно и с энтузиазмом" рассмотрит инициативу России. Однако спустя всего четыре дня глава этого совета Али Лариджани сообщил о неприемлемости российского предложения, отметив при этом, что оно "не лишено технологической выгоды".
Чтобы расставить точки над "i" в этом вопросе, 7 января в Тегеран прибыла российская делегация во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым, в состав которой входили представители Росатома и МИДа. Переговариваясь за закрытыми дверями с иранской стороной в течение двух дней, они договорились лишь "продолжить контакты и консультации", для чего в феврале Москву посетит делегация Верховного совета национальной безопасности Ирана. Об иных итогах секретных переговоров не сообщается - Соболев отметил лишь, что у России и Ирана "совпадают многие взгляды на развитие событий в регионе".
Иран и все остальные
После того, как 3 января Тегеран уведомил Международное агентство по атомной энергии о намерении возобновить практические исследования в области создания ядерного топлива, глава МАГАТЭ Мохамед эль-Барадей потребовал от иранской делегации разъяснений по поводу этого заявления. Однако представители Тегерана не пришли на запланированную 5 января встречу с главой Агентства, отказавшись от обсуждения своей ядерной программы.
После этого госсекретарь США Кондолизза Райс сообщила, что американская сторона уже подготовила проект резолюции о передаче "ядерного досье" Ирана в Совет безопасности ООН с целью введения санкций в отношении этой страны. По словам Райс, документ будет поставлен на голосование в Совете управляющих МАГАТЭ, если переговоры с Ираном будут окончательно сорваны.
В свою очередь эль-Барадей в интервью телеканалу Sky News заявил, что Тегеран со своей ядерной программой практически исчерпал лимит терпения как самого главы Агентства, так и мирового сообщества. При этом глава МАГАТЭ призвал все заинтересованные стороны воздержаться от эскалации конфликта.
Иран заявляет, что его ядерная программа является открытой и носит исключительно мирный характер. Говоря о ее возобновлении, он объясняет, что имеет на то полное право как страна, входящая в Договор о нераспространении ядерного оружия. "Все, что мы делаем, находится под контролем МАГАТЭ, - утверждает представитель МИДа Ирана Хамид Реза Асефи. - Мы надеемся, что страны Запада не станут прибегать к риторике двойных стандартов и отнесутся к нашему законному праву с уважением".
Однако нетрудно предположить, что иранский "мирный атом" вполне способен стать причиной не только дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, но и полноценного кризиса в этом регионе. Особенно, учитывая появившиеся в западной прессе сообщения о готовности Израиля нанести превентивный удар по иранским военным объектам, если Тегеран "продолжит разработку ядерного оружия". И Израилю действительно есть чего опасаться - ведь президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад неоднократно заявлял о необходимости стереть еврейское государство с карты мира.
Представители МАГАТЭ прибыли в Иран еще в субботу. О том, что они сняли пломбы с ядерных спецобъектов, пока не сообщается. Но это лишь вопрос времени.
Алексей Гапеев