Едва ли можно придумать более удачный повод попросить денег на нужды армии, чем 23 февраля. А потому нет ничего удивительного, что в канун Дня защитника отечества Минобороны вновь напомнило о том, что испытывает острую нехватку денег. Удивление вызывает лишь статья расходов, на которую военное ведомство просит увеличить финансирование. В канун главного военного праздника Сергей Иванов попросил сенаторов только об одном - дать денег на издание ведомственных СМИ.
В канун 23 февраля в Совете Федерации состоялись слушания, организованные комитетом по обороне и безопасности и комиссией по информационной политике Совета Федерации (СФ). На них силовики попросили законодателей предусмотреть финансирование военных СМИ в бюджете, ввести на них обязательную ведомственную подписку, придав ей вид госзаказа, а также помочь в модернизации технической базы. Силовые ведомства не уточнили, во сколько российским налогоплательщикам обойдется поддержка государственных СМИ. Но, судя по всему, сумма будет немаленькой - участвовавшие в слушаниях ведомства на СМИ явно не экономят. Так, МВД издает две центральные газеты и пять журналов, выпускает телепрограмму "Дежурная часть" и владеет радиостанцией "Милицейская волна". МЧС издает три специализированных журнала и газету о пожарном деле и гражданской обороне. У погранслужбы имеются четыре журнала и одна газета, а также большое книжно-журнальное издательство "Граница". Сильней других в силу печатного слова верит Миноборны - министерство издает 49 газет и 9 журналов, имеет 2 центральные телерадиостудии и 19 региональных радиостанций и телестудий.
Как пишет "Коммерсант", лишь представители МВД и МЧС, выступая перед законодателями, не жаловались на финансовые проблемы, а спасатели даже похвастались - их газету "Спасатель МЧС России" выписывают даже в Монголии. Погранслужба сообщила, что компенсирует убытки от издания СМИ сторонними заказами. А вот в Минобороны ситуация оказалась совсем плачевной. По словам замминистра обороны Николая Панкова, все СМИ ведомства финансируются "по остаточному принципу", а газета "Красная звезда" и вовсе "чуть ли не при смерти". Силовики даже не сомневаются в необходимости реанимации "Звезды" и прочих "Границ". В справке, розданной в СФ, говорится, что "ликвидация системы военной, милицейской и т. п. прессы предельно минимизирует государственные институты, занимающиеся воспитательно-патриотической работой". Между тем эти СМИ поставляют обществу "более объективную, пусть и при определенной дозированности информацию".
Понять МВД и Минобороны можно: либеральные издания традиционно много пишут о проколах в работе этих ведомств. Стоило министру обороны Сергею Иванову на вопрос журналиста об инциденте с рядовым Андреем Сычевым заявить, что он не считает этот случай серьезной проблемой, как все более или менее независимые российские СМИ тут же раструбили: министр обороны не видит проблемы в ампутация ног и половых органов у новобранца. Случай получил такой резонанс, что Сергею Иванову пришлось в срочном порядке пересматривать свою позицию: инцидент с Сычевым был признан вопиющим, а в военных частях начата широкомасштабная кампания по выявлению случаев дедовщины.
История с избиением Андрея Сычева старослужащими просочилась в газеты в конце января, а к середине февраля министр обороны оправился от первого шока и сменил тактику - с оборонительной на наступательную. Он обвинил СМИ в попытке сорвать весенний призыв и пообещал проверить их "на предмет соответствия публикаций Конституции". "Некоторые издания уже открыто призывают к неповиновению и фактически бойкотируют весенний призыв... Это может стать объектом пристального внимания конституционных органов", - заявил министр. А меньше чем через неделю представители ведомства потребовали у СФ объявить госзаказ на "просветительно-патриотическую работу".
Насколько адекватен ответ Минобороны на критику СМИ? Силовики даже не сомневаются в целесообразности подобных расходов: в справке, распространенной на слушаниях в СФ, говорится, что залогом успеха для ведомственной прессы станет "менталитет российского читателя, зрителя (доверяет официальным изданиям)" и "исторические традиции (влияние на общественное мнение царской армейской печати и советской журналистики)". Однако история с запуском Минобороны телеканала "Звезда" свидетельствует, скорей, об обратном. В прошлом году в вещателя было вложено 15 миллионов долларов, однако он не сумел составить конкуренцию даже дециметровым каналам. В этом году на "Звезду" будет потрачено 60 миллионов долларов, однако наблюдатели считают, что эффект будет таким же. "Ни качество глянцевых журналов, ни их количество не решат проблему потери авторитета армии, доверия населения. Кто будет читать идиллические картинки о любви командиров и солдат? – говорит в интервью "Коммерсанту" новый глава комиссии СФ по информполитике Людмила Нарусова.– В армии процветает ложно понимаемая честь мундира, когда вся критика воспринимается как очернительство".
Давая оценку предложению Минобороны, нельзя забывать и о контексте. После вскрывшихся в начале этого года случаев дедовщины в армии заявления о необходимости "воспитательно-патриотической работы" выглядят особенно цинично. Недавно комитет солдатских матерей предложил бороться с дедовщиной при помощи мобильного телефона. Правозащитницы уверены: будь у каждого новобранца мобильный телефон - из армии возвращалось бы меньше инвалидов. Затраты на всеобщую мобилизацию армию едва ли превысили бы затраты на содержание огромной медиаимперии Минобороны. Однако военное ведомство даже слышать не хочет о компромиссе и требует денег на пропаганду.
Андрей Ломкин