Прокуратура Москвы, расследующая совершенный в октябре 2002 года захват театрального центра на Дубровке, в очередной раз продлила срок следствия по этому делу. Теперь следственные действия планируется завершить не раньше, чем 19 июня 2006 года. Однако во всем этом интересен не сам факт продления (вероятно, не последнего), а то, чем оно мотивировано - "необходимостью дополнительных оперативно-розыскных мероприятий".
Так, выяснилось, что спецназ в ходе освобождения заложников уничтожил не всех террористов, как утверждали ранее ФСБ и следователи прокуратуры. В постановлении о продлении сроков следствия говорится, что одной из террористок, несмотря ни на что, удалось скрыться сразу после штурма "Норд-Оста". Называется даже ее имя - это некая З. А. Даурова.
Это сенсационная по своей сути новость фактически означает, что теперь в деле появился единственный находящийся в живых исполнитель теракта - "шахидка", непосредственно участвовавшая в захвате заложников. И, если она будет найдена и поймана, то ей придется не только отчитываться перед гособвинителем за совершение тяжких преступлений, но и компенсировать моральный и материальный вред по многочисленным искам пострадавших и родственников погибших.
А сумма претензий, которые в конце 2002 года заявили 18 жертв теракта, составляет около 20 миллионов долларов. Правда, компенсацию они потребовали от правительства Москвы. Власти эти требования отвергли, выплатив лишь по 100 тысяч рублей семьям погибших и по 50 тысяч рублей пострадавшим. Московское правительство пояснило, что иск следует предъявлять не ему, а самим террористам, из которых, как считалось, не выжил никто.
При этом следует отметить, что существование "шахидки" Дауровой все же выглядит сомнительным. Так, в МВД Чечни не смогли вспомнить, обращались ли к ним из Моспрокуратуры с запросами о розыске подозреваемой Дауровой, пишет газета "Коммерсант", а отвечающий за розыск высокопоставленный сотрудник министерства заявил газете, что эта фамилия ему ни о чем не говорит. Странно и то, что о единственной живой участнице теракта стало известно лишь спустя почти четыре года после захвата заложников.
Театральный центр на Дубровке был захвачен террористами вечером 23 октября 2002 года. В тот момент в здании находилось около тысячи зрителей мюзикла "Норд-Ост". Через три дня центр был взят штурмом. В результате захвата и последовавшей за ней операции по освобождению заложников погибли 130 человек, более 700 пострадали, в том числе от отравления газом, использовавшимся спецслужбами. Сообщалось, что все террористы в входе штурма были уничтожены.
С другой стороны, столь неожиданное обнаружение Дауровой - большая удача для следствия. Ведь теперь у него появился хоть какой-то фигурант, и дело наконец-то может быть передано в суд. Даже если "шахидку" к тому времени не найдут, приговор ей может быть вынесен заочно, и дело будет закрыто. Но это ускорит и решение вопроса о компенсациях: по закону, они могут быть выплачены только после приговора суда над террористами.
...и другие
Как уточнил адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших и родственников погибших в результате того теракта, дополнительные оперативно-розыскные мероприятия связаны и с поисками скрывающихся от следствия Басаева и Закаева. Имеется ли ввиду Ахмед Закаев или его однофамилец, как утверждает "Коммерсант", не ясно. Шамиль Басаев считается инициатором захвата заложников в театральном центре "Норд-Ост". Что касается Ахмеда Закаева, то он в этой связи известен прежде всего своими заявлениями, в которых осуждал теракт и возлагал ответственность за него на Басаева, отвергая при этом связи последнего с руководством Ичкерии. Тем не менее в ноябре 2002 года Генпрокуратура заявляла, что проверяет возможную причастность Закаева к организации теракта.
Кроме того, в постановлении о продлении сроков следствия говорится о розыске лиц, оказавших содействие террористам в получении автомобиля и жилплощади в Москве.
Прокуратура разыскивает и начальника службы безопасности обанкротившегося в 2005 году "Прима-банка" Руслана Эльмурзаева, считая его непосредственным организатором теракта на Дубровке. По данным следствия, Эльмурзаев был фактическим совладельцем этого банка и взял в нем кредит на 40 тысяч долларов, которые потратил на подготовку к преступлению: покупку микроавтобусов и оплату аренды квартир членам бандгруппы. Другая часть денег якобы была выделена Басаевым. Кроме того, под началом Эльмурзаева в службе безопасности банка числились как минимум двое уничтоженных участников захвата заложников.
Занимательно также, что в том числе за причастность к теракту в "Норд-Осте" теперь объявлен в розыск и председатель совета директоров "Прима-банка" Мухарбек Баркинхоев. Он исчез сразу после того, как избил назначенного Центробанком конкурсного управляющего банка.
И еще одним основанием для продления сроков следствия послужила необходимость установить личности "четырех неопознанных террористов". При этом за три года представители прокуратуры не раз заявляли, что идентифицировали личности всех 42 преступников.
Постановление прокуратуры Москвы подписано единственным ведущим дело следователем Владимиром Кольчуком. Большая следственная группа по "Норд-Осту" давно расформирована, сроки завершения следствия постоянно переносятся, и никаких его результатов до сих пор фактически нет. При всем обилии нюансов и многогранности дела остается лишь надеяться на то, что следствие по нему когда-нибудь все же будет завершено, а число "выживших" террористов в дальнейшем не увеличится.
Алексей Гапеев