Ариэль Шарон навсегда ушел с израильской политической арены, но еще не одно поколение сограждан будет помнить о нем и его делах. Недоучившийся агроном, жестокий каратель, блестящий военачальник и успешный политик, он всю свою жизнь посвятил борьбе за свою страну и народ против враждебного окружения. Тяжелая болезнь вывела его из строя в тот момент, когда он взялся за решение задачи, которая не поддалась никому из его предшественников на посту - добиться прочного мира с арабами. Это начинание Шарона завершат уже его последователи.
Арик Шейнерман
Ариэль Шарон (настоящее имя - Ариель Шейнерман) родился в 1928 году в семье выходцев из Восточной Европы. Его детство прошло в сельскохозяйственной общине недалеко от Тель-Авива. Родители Шарона были убежденными сионистами, а к тому же придерживались социалистических воззрений. Сын воспитывался в соответствующем духе. Трудовая коммуна, где каждый тяжело и много работал во имя еврейского государства, оказала значительное влияние на формирование характера будущего премьера. Его настойчивость в достижении поставленной цели и фантастическая работоспособность стали легендарными.
Шарон, выросший в сельской местности, всерьез думал о карьере агронома и даже поступил в соответствующее учебное заведение. Однако время тогда было непростое и потребовало его непосредственного участия в судьбе страны. Ариэль Шарон принял участие во всех войнах, которые вела его страна.
Путь воина
Будущий премьер вступил в одно из подпольных вооруженных формирований еврейских переселенцев Палестины в возрасте 14 лет. Бойцы организации "Хагана" (Оборона) отражали набеги арабов, бедуинов, занимались охраной поселений, жизни и имущества соотечественников.
В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, Ариэль Шарон ушел на фронт, где получил под командование пехотную роту.
После двух лет учебы в Еврейском университете Шарону было поручено сформировать особое подразделение "101", которое проводило операции возмездия против арабов. Группа спецназовцев во главе с Шароном насчитывала всего 45 человек и просуществовала лишь пять месяцев. Жестокие методы работы подразделения дали плоды - количество нападений на израильтян резко сократилось. Как говорил потом сам Шарон, "эти пять месяцев оказали решающее воздействие на борьбу Израиля с терроризмом".
Следующим этапом в военной карьере Шарона стал Суэцкий кризис. Командуя 202-й воздушно-десантной бригадой, он, в нарушение приказа вступил в бой с египтянами за ущелье Митла, в котором погибло более сорока израильских военнослужащих. Во избежание повторения подобного в дальнейшем командира на один год в английскую военную школу Кемберли. В министерстве обороны сочли, что британские преподаватели научат строптивого офицера дисциплине.
Но и после учебы в Великобритании Шарон говорил: "У меня три критерия оценки каждого приказа, который я получаю. Первый и самый главный - это благо государства. Второй - мой долг по отношению к моим солдатам. И, наконец, третий - это моя обязанность выполнять приказы главного командования".
Затем Ариэль Шарон служил начальником пехотного училища, командовал пехотной, а затем и бронетанковой бригадой. Стал начальником штаба северного направления, где командовал операциями против боевиков, окопавшихся в Сирии и Ливане.
В 1966 году он, уже в звании генерал-майора, был переведен на должность главы отдела боевой подготовки в Генеральном штабе ЦАХАЛа.
Во время Шестидневной войны 1967 года Шарон командовал бронетанковым соединением, которому удалось прорвать египетскую оборону на Синайском полуострове и выйти к Суэцкому каналу, поставив под угрозу Каир. Эта операция стала классикой военного искусства и сейчас изучается во многих академиях мира.
После этого Шарон командовал южным направлением в израильском Генштабе. В этом качестве он провел ряд операций по ликвидации террористической инфраструктуры в секторе Газа, что принесло относительное спокойствие на юг Израиля.
В 1973 году он решил оставить военную службу и вышел в отставку. Однако спустя всего три месяца после ухода на покой, Шарону снова пришлось встать в строй - началась Война судного дня. В ходе этой войны он фактически спас Израиль, сумев отбить натиск египтян и перейти в контрнаступление.
По завершении этой войны будущий премьер ушел в политику.
Политический бульдозер
Благодаря авторитету, заработанному на полях сражений, Ариэль Шарон вместе с Менахемом Бегином сумел добиться объединения немногочисленных правых партий в блок, названный "Ликуд" (Единство). На ближайших же выборах правые прошли в парламент, и Шарон стал депутатом.
Затем он ненадолго отошел от дел и уехал жить на свою ферму. Однако период отдыха длился недолго, и с 1974 по 1977 год работал советником по вопросам безопасности в правительстве Ицхака Рабина.
После победы "Ликуда" на выборах 1977 года Шарон стал министром сельского хозяйства. На этом посту он стал инициатором строительства еврейских поселений на оккупированных территориях, де-факто аннексируя палестинские земли
После очередной победы блока правых партий на выборах 1981 года Шарон все же получил пост, о котором давно мечтал - стал министром обороны. Почти сразу, после недолгой, но тщательной подготовки, израильские военные вторглись в южный Ливан. Их целью было уничтожение лагерей палестинских боевиков, которые вполне свободно себя чувствовали в непосредственной близости с границами Израиля.
Однако в 1983 году, после того, как союзные Израилю христиане-фалангисты устроили резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, Шарон был вынужден уйти в отставку с поста министра обороны. Мировое общественное мнение сочло, что именно он должен нести ответственность за это преступление, так как формирования фалангистов действовали при полном его попустительстве.
С 1984 по 1999 год Шарон занимал различные министерские посты и был депутатом Кнессета. За это время он смог добиться признания не только как прекрасный офицер, но и как успешный хозяйственник.
Успехи Шарона на различных постах в правительстве и Кнессете не умалили его амбиций. В 1999 году он стал главой партии "Ликуд".
28 сентября 2000 года Шарон взошел на Храмовую гору в Иерусалиме, которая одинаково почитаема как мусульманами, так и иудеями. Несмотря на то, что прогулка по этой горе входит в большинство экскурсионных маршрутов, палестинцы возмутились тому, что к мечети "Аль-Акса", которая стоит на этой горе, приблизился ненавистный им Шарон.
Сразу после этого началась новая волна палестинского восстания, которое, отчасти, стало причиной правительственного кризиса в Израиле.
В 2001 году, после отставки левого правительства и победы его партии на выборах, Шарон становится премьер-министром Израиля.
Миролюбивый "мясник"
Еще со времен событий в Сабре и Шатиле палестинцы привыкли называть Шарона "мясником" и пугать им детей. Отношение нового премьера к арабам также было хорошо всем известно: он искренне полагал, что вести диалог с ними можно только с позиции силы. Тогдашнего главу Палестинской автономии Ясира Арафата израильский премьер называл не иначе как "террористом" и обещал, что никогда не сядет с ним за стол переговоров. Забегая вперед, надо сказать, что это обещание он выполнил.
В этой связи во всем мире приход Шарона к власти был воспринят как окончательное завершение ближневосточного мирного процесса. Два человека, люто ненавидящие друг друга, едва ли могли договориться о чем бы то ни было.
Но Шарон придумал выход из этого положения. Согласно разработанному им плану одностороннего размежевания, Израиль должен был выйти из спирали насилия в одностороннем порядке. Суть плана сводилась к тому, чтобы, пожертвовав малым, сохранить основное.
Согласно инициативе Шарона, Израиль должен вывести с арабских территорий небольшие поселения, оставив землю под ними палестинцам. Одновременно с этим крупные поселения с прилегающими территориями должны быть присоединены к Израилю навсегда. Зафиксировать окончательную границу Израиля должна многометровая железобетонная стена по всей протяженности линии размежевания с палестинцами.
План вызвал ожесточенное сопротивление как со стороны арабов, так и со стороны консервативно настроенных израильтян. Причем лагерь недовольных внутри Израиля возглавили однопартийцы Шарона.
Палестинцы не могли смириться с тем, что значительная часть их земель все же останется в руках Израиля. Их руководители в один голос заявляют, что если с Западного берега и из Газы не будут выведены все поселения, мирное урегулирование ближневосточного конфликта будет невозможно.
Но если мнение арабов для Шарона никогда не было определяющим, то бунт в собственной партии он воспринял достаточно болезненно, но все же настоял на своем. Летом 2005 года все поселения в секторе Газа были эвакуированы, а войска выведены.
Большая часть руководства "Ликуда" не смогла смириться с тем, что отец-основатель партии и инициатор идеи строительства поселений занял позицию, противоречащую их мнению. Некоторые министры отрыто заявили о несогласии с планом размежевания и отказались работать с премьером.
Шарон решил проблему в своем стиле - быстро и радикально. В конце 2005 года он заявил, что выходит из "Ликуда" и создает свою партию - "Кадиму" (Вперед!), в которую приглашает всех тех, кто поддерживает его инициативу по выводу части поселений.
В связи с развалом коалиции были назначены новые выборы, которые должны были показать, насколько велика поддержка Шарона, его инициативы и его новой партии, в израильском обществе. Согласно опросам общественного мнения, позиции премьера были очень прочны - не менее 40 процентов избирателей были готовы отдать ему свои голоса.
Победа недееспособного
Победить на выборах Шарону помешала болезнь. 5 января 2006 года он был доставлен в госпиталь "Адаса" с диагнозом "обширный инсульт". Для сохранения жизни пациента врачи были вынуждены искусственно ввести его в кому. Выйти из этого состояния Шарон так и не смог.
11 апреля 2006 Ариэль Шарон был объявлен полностью недееспособным. Спустя еще три дня истекло 100 дней с момента его госпитализации. По израильским законам - это максимальный срок, в течение которого на месте главы правительства мог находиться исполняющий его обязанности.
Эхуд Ольмерт, который стал преемником Шарона на посту главы партии и исполняющим обязанности премьер-министра страны, в глазах израильских избирателей по всем статьям проигрывает основателю "Кадимы". Однако авторитет Шарона оказался столь велик, что даже в его отсутствие "Кадима" смогла собрать больше всех голосов на выборах, состоявшихся 28 марта 2006 года.
Президент Израиля Моше Кацав официально поручил Эхуду Ольмерту сформировать парламентское большинство и новое правительство страны. Сам Ольмерт уже пообещал, что намерен продолжать курс, намеченный Шароном, и готов пригласить в коалиционное правительство любую партию, которая согласится с планом одностороннего размежевания.
Таким образом, Ариэль Шарон, даже в коме, смог добиться своего - его сторонники продолжат начатое им дело и добьются установления окончательных границ Израиля. Эхуд Ольмерт уже обозначил крайний срок выполнения последней политической воли создателя "Кадимы" - 2010 год.