Слово "очередник" вполне могло означать что-то очень почетное, вроде "стахановца", или "медалиста", или, может быть, даже "орденоносца", но то ли в силу сходства суффиксов, то ли просто по причине бездействия региональных и федеральных властей чаще всего это слово употребляется в контексте самых несчастных терминов: "дольщик" и "вкладчик". По словам самих чиновников, очередь на улучшение жилищных условий в Москве сокращается, прежде всего, за счет естественной убыли населения, и чтобы обеспечить квартирами всех нуждающихся, не хватит нескольких десятилетий.
В связи с этим столичные власти придумывают все новые и новые способы исправления ситуации и зачастую предлагают весьма оригинальные решения. Например, 11 мая правительство Москвы обратилось с любопытной законодательной инициативой в Мосгордуму. Представители исполнительной власти попросили законодателей разработать документ, который позволил бы передавать очередникам жилье, оставшееся после смерти его владельца, в случае, если у покойного не осталось наследников.
Мертвые метры
Суть новой инициативы московских властей довольно проста. Согласно федеральному законодательству, квартиры, оставшиеся после смерти одиноких людей, относятся к выморочной жилплощади и должны переходить государству. При этом порядок передачи такого имущества в собственность субъекта РФ и муниципальных образований должен определять специальный закон, который до сих пор не был принят.
"Сложилась ситуация, когда объемы выморочной жилплощади нарастают, но не учитываются и не реализуются собственником - Российской Федерацией, что приводит к нецелевому использованию жилья ", - поясняют в московском правительстве. При этом не уточняется, как именно в настоящий момент используются эти квартиры. В московской мэрии для того, чтобы исправить ситуацию, предлагают внести поправки в Гражданский кодекс, и именно разработки этих поправок ждут от столичных парламентариев представители исполнительной власти. Если депутаты Мосгордумы одобрят проект поправок в Гражданский кодекс, то документ поступит в Госдуму, а дальше уже дело за хозяевами кабинетов на Охотном ряду.
Уже не в первый раз в центре внимания московских властей оказываются квартиры умирающих стариков. На сегодняшний день в России действует вполне налаженная система перекупки квартир у пенсионеров. Самый известный тип таких сделок - это договоры пожизненной ренты. Согласно этим договорам, обеспечение жизни пожилого человека берет на себя какая-то компания, например, агентство недвижимости. В обмен на это после смерти одинокого человека его квартира переходит помогавшей ему компании. В свою очередь агентство недвижимости может заключить договор с будущим покупателем квартиры, и заботиться о стариках будет уже частное лицо.
Однако столичные власти решили ограничить эту практику. В частности, 13 марта 2006 года замруководителя департамента социальной защиты населения Александр Белов, выступая в Мосгордуме, предложил включить в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения, закрепляющие обязательность лицензирования риэлторской деятельности по заключению и сопровождению договоров пожизненной ренты. По его словам, это связано с участившимися жалобами пожилых людей на несоблюдение таких договоров. Как отметил чиновник, отмена лицензирования привела к росту посягательств на собственность пожилых граждан со стороны криминалитета.
С одной стороны, столичные чиновники уже давно пытаются ограничить работу риэлторов. Например, 23 ноября 2005 года глава столичного департамента имущества Владимир Силкин заявил, что московские власти решили сократить число риэлторов, зарабатывающих на арендных ставках городской недвижимости. С другой стороны, обязательность лицензий для заключения договоров ренты, несомненно, сократит общее количество таких договоров. В результате, получается что больше квартир перейдет в собственность города и будет передано очередникам.
Интересные инициативы
Как квартиры пожилых москвичей оказываются не первый раз в центре внимания, так и передача их имущества очередникам далеко не первая попытка реформировать живую очередь. Так, двумя месяцами ранее, 17 марта 2006 года, департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы предложил разработать новые серии домов специально для очередников. По словам начальника управления жилищной политики департамента Владимира Брыкова, основным требованием к новым домам станет соответствие площади и набора квартир нормам переселения.
C 2006 по 2008 год столичные власти планируют направить 5,4 миллиона квадратных метров жилья на программу переселения из "пятиэтажек", 3,5 миллиона будет предназначено для очередников, а 2,4 миллиона квадратных метров жилья пойдут на улучшение жилищных условий молодым семьям. В результате квартиры должны получить 95 тысяч семей, живущих в "хрущобах", 77 тысяч семей очередников и 41 тысяча молодых семей. Благодаря этому, число очередников должно сокращаться каждый год на 5 процентов.
"К примеру, семья из трех человек должна получить 54 квадратных метра, но часто бывает, что квартир такой площади на всех очередников не хватает. Приходится предоставлять квартиру площадью, условно говоря, 70 квадратных метров, в результате чего город несет крупные убытки", - объяснил чиновник. Строго говоря, инициатива департамента сводится к идее, что для "очередников" надо строить дома дешевых серий, рассчитанные на квартиры минимальной площади. При этом тем, кто хоть что-то платит за свою квартиру, но при этом получает ее на льготных условиях, будут предоставлены квартиры в домах стандартных, но очень экономичных серий. По данным начальника управления департамента, участникам программы "Молодой семье - доступное жилье" необходимо предоставлять квартиры, например, в домах серии П-44-Т. "По этим программам деньги возвращаются в городской бюджет, поэтому здесь не обязательно вводить ограничители по площади", - считает Владимир Брыков.
Однако все эти инициативы пока не нашли официальной поддержки на самом верху московской власти. Зато правительство Москвы решило сократить очередь другим способом - минимизировав общее число ее членов. В частности, в очередь решили ставить только малоимущих москвичей. Так, 21 января 2006 года руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Петр Сапрыкин рассказал, что малоимущими будут признаны те москвичи, совокупный доход которых, а также стоимость имущества не позволяют в течение 20 лет накопить на жилье. По его словам, доходность семьи будет определяться суммой среднемесячного дохода всех членов семьи за последние два года за вычетом прожиточного минимума, установленного городским законом, за тот же период. В противоположность другим инициативам механизм уже был запущен, и 10 мая 2006 года Юрий Лужков подписал соответствующее постановление. Теперь критерии "малоимущести" будет вычислять Департамент социальной защиты населения.
На сегодняшний день, по данным департамента жилищной политики и жилищного фонда, в очереди на улучшение жилищных условий стоят 198,5 тысячи московских семей, то есть примерно 645 тысяч человек. Естественно, что, даже если столичные власти запретят напрямую старикам заключать договоры пожизненной ренты, всех их квартир на московских очередников не хватит. Да и рассуждения об их собственности после смерти, признаться честно, дурно пахнут. Но какое бы решение ни приняли столичные власти, очередь на улучшение жилищных условий все равно останется очередью за гробом. Ведь даже по словам самих чиновников, она сокращается в основном за счет естественной убыли населения.
Алексей Лоссан