15 июня Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) отметила свое пятилетие саммитом в городе, где она зародилась - Шанхае. В нем приняли участие главы государств-участников - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, а также представители государств-наблюдателей - Индии, Пакистана, Ирана, Монголии, - в основном также занимающие высшие государственные посты. Присутствовал на саммите и президент Афганистана - еще одной страны, рассчитывающей на получение статуса наблюдателя в ШОС.
Саммит принял совместное заявление лидеров стран-участниц организации по международной информационной безопасности и программу сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы. Подписано соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран ШОС.
Достижение политических договоренностей сопровождалось интенсивным диалогом по экономической тематике, что свидетельствует о расширении компетенции ШОС.
В преддверии саммита президент России Владимир Путин поделился своим мнением о ШОС в статье, опубликованной в СМИ стран-участниц организации. В ней он выделяет три основных сферы деятельности ШОС: политическую, включающую в себя сферу безопасности; экономическую и гуманитарную.
Путин констатирует, что ШОС - структура хоть и молодая, но уже очень влиятельная. В первую очередь он выделяет сотрудничество в сфере безопасности. "Сейчас у нас уже есть эффективные рычаги для совместной борьбы, как говорят наши китайские партнеры, с "тремя злами": терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом", - пишет президент. Налаживается взаимодействие в области борьбы с наркотрафиком. По мнению главы российского государства, наиболее надежный путь для укрепления стабильности в Азии - "налаживание тесных отношений с уже действующими соответствующими региональными организациями и структурами".
Логичным продолжением этой мысли стало заявление Путина, сделанное по итогам встречи руководителей стран-участниц ШОС: "Мы против дублирования и против создания каких-то "закрытых клубов", барьеров и разделительных линий в регионе". Тем самым президент России дал понять, что организация крайне негативно относится к возможному созданию в Азии альтернативных блоков.
В той же статье Путин отмечает перспективы расширения ШОС. Статус наблюдателей в организации имеют Индия, Пакистан, Иран и Монголия, создана контактная группа с Афганистаном.
Иранский коллега Путина Махмуд Ахмадинеджад, выступая на саммите, отметил: "Почти половина населения земного шара проживает на пространстве ШОС". Собственно говоря, население Китая, Индии и Пакистана - это уже почти 3 миллиарда человек, и это при том, что по крайней мере первые две страны входят в число наиболее перспективных с точки зрения экономического роста. ШОС имеет серьезные перспективы стать тем самым объединением, которое сильно ограничит влияние стран "золотого миллиарда" (а это в основном страны НАТО).
Уже заходили разговоры о перспективах создания межпарламентской ассамблеи ШОС. Впрочем, 30 мая на встрече в Москве председатели парламентов стран - участниц организации признали, что это было бы преждевременно. Пока парламентариев вполне удовлетворяет существующий формат общения - периодические встречи на уровне спикеров.
В странах ШОС много не только людей, но и природных ресурсов, а также транзитных маршрутов. На саммите в Шанхае состоялось учредительное совещание Делового совета ШОС, который призван стать, как пишет в своей статье Путин, "координирующим центр делового мира стран – участниц Организации".
Встречаясь в рамках саммита с Путиным, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад предложил коллеге, чтобы Россия и Иран совместно устанавливали цены на газ. Путин ответил, что поддерживает координацию усилий России и Ирана в нефтегазовой сфере.
Выступление Ахмадинеджада обещало стать гвоздем саммита. США неоднократно выражали свое негативное отношение к участию Ирана в саммите и к перспективам его вступления в ШОС, причем устами не только представителей Госдепартамента, но и главы Пентагона Доналда Рамсфелда.
В Шанхае иранский лидер воздержался от резких высказываний в адрес США и Израиля, вообще не говорил о кризисе вокруг ядерной программы Ирана, а сосредоточился на экономической тематике. Он предложил провести конференцию министров энергетики стран-участниц ШОС в Иране и создать зону свободной торговли. Видимо в благодарность за подчеркнутый прагматизм Ахмадинеджада Путин при личной встрече с ним сам заговорил об иранском кризисе. Он отметил, что любая страна, в том числе Иран, имеет право на реализацию своего потенциала в сфере высоких технологий (что речь идет о ядерных технологий - было ясно само собой), однако при этом следует корректно себя вести по отношению к мировому сообществу. Ахмадинеджад согласно покивал.
Резюмируя итоги саммита, можно констатировать, что ШОС из структуры сугубо политической небезуспешно стремится стать в равной мере структурой экономической. Но планы у организации еще более обширные. Она гордится тем, что словосочетание "шанхайский дух" стало новым политическим термином. "Сейчас, когда реанимируются утверждения о якобы непреодолимых культурно-цивилизационных различиях между государствами, Организация демонстрирует прекрасный пример равноправного партнерства на евразийском пространстве", - отметил в своей статье Владимир Путин.
Иван Грушин