Начавшийся со скандала Московский международный кинофестиваль завершился 2 июля 2006 года спокойно и бесконфликтно. Жюри во главе с Анджеем Жулавским единодушно вручило все главные призы европейским картинам. В конкурсе, лишенном явных фаворитов, победил фильм, о котором было известно едва ли не меньше всего: шведская драма "Om Sara" ("О Саре") режиссера Отмана Карима. Единственная российская картина, получившая награду на ММКФ, - "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика. Ей достался специальный приз Федерации киноклубов России для фильмов российской программы. В конкурсе "Перспективы" победил узбекский режиссер Елкин Туйчиев, автор ленты "Чашма (Источник)".
Упорное желание организаторов ММКФ называться фестивалем класса "А" в последние годы наталкивается на столь же упорное нежелание критиков признавать его таковым. Программу основного конкурса все дружно оценили как невнятную и компромиссную. Второй год кряду отборщики фестиваля больше ориентируются на Европу, чем на остальные континенты, и при этом не желают расставаться со статусом мирового кинособытия.
Еще до того как стали известны участники основного конкурса, было ясно, что российскому фильму в третий раз подряд давать главный приз неприлично (в 2004 году "Золотого Георгия" получил Дмитрий Месхиев за "Своих", в 2005-м - Алексей Учитель за "Космос как предчувствие"). Нашу страну отборщики представили картиной Алексея Мурадова "Червь", о которой не было известно практически ничего и которая, в итоге, не снискала ни одного по-настоящему лестного отклика. Самыми громкими именами конкурса считались француз Бертран Блие ("Сколько ты стоишь?"), американец Роберт Тоун ("Спроси у пыли") и венгр Иштван Сабо ("Родственники"). Если картина Блие с Моникой Белуччи в главной роли критикам и зрителям понравилась сразу, то фильм Сабо прошел почти незамеченным, а американскую драму ругали куда больше, чем хвалили. Но поощрять именитых режиссеров тоже не входило в планы жюри.
Гран-при достался фильму "О Саре" ("Om Sara") темнокожего шведа Отмана Карима, родившегося в Уганде, учившегося в США, работающего и живущего в Мальме и Стокгольме. Главную роль в его дебютной картине сыграла Линда Циллиакус (Linda Zilliacus), которую российский зритель может помнить по школьной драме "Зло" (2003) другого шведа - Микаэля Хафстрема. У Карима актриса играет героиню, взрослеющую в течение картины на десять лет и переживающую одну личную драму за другой. Она теряет и вновь обретает дом, переживает смерть отца и депрессию матери, находит и отказывается от мужа и любовника. В конце концов, личное счастье приходит к Саре в виде плотника, роль которого исполняет младший брат режиссера - Александр Карим.
Наградив дебютанта, жюри ММКФ не оставило без награды живого классика Бертрана Блие: автор "Вальсирующих", "Холодных закусок" и "Красивой для тебя" получил "Серебряного Георгия" за лучшую режиссуру. Жерар Депардье, один из самых любимых актеров Блие (и российских зрителей), стал обладателем специального приза за актерское мастерство и "верность принципам Станиславского".
Лучшей актрисой XXVIII ММКФ стала англичанка Джули Уолтерс, снявшаяся в очень традиционной английской драме воспитания "Уроки вождения" ("Driving Lessons") режиссера Джереми Брока. 56-летняя Уолтерс, характерная театральная актриса и популярный в Британии комик, дважды за свою биографию номинировалась на "Оскара", в последний раз - за лучшую женскую роль второго плана в "Билли Эллиоте".
"Уроки вождения" удостоились еще специального приза жюри XXVIII ММКФ, награды российских критиков за лучший конкурсный фильм и приза зрительских симпатий.
Немец Йенс Харцер получил "Серебряного Георгия" за лучшую мужскую роль в картине Бюлента Акинчи "Страхование жизни" ("Der Lebensversicherer"). Харцер, как и Уолтерс, - профессиональный театральный актер (работает в мюнхенском "Kammerspiele"). Он довольно много играл на телевидении и снимался у нескольких крупных немецких режиссеров, в том числе у Ханса-Кристиана Шмидта в "Реквиеме", картине, получившей на последнем Берлинском фестивале приз ФИПРЕССИ и "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль (актриса Сандра Хюллер).
"Страхованию жизни" достался не только "Серебряный Георгий", но и диплом жюри российской кинокритики.
Международная федерация кинокритиков ФИПРЕССИ (FIPRESCI) отметила своим призом филиппинский фильм "Букмекер" ("Kubrador"). Российские кинокритики наградили картину Рауля Руиса "Климт" как участника основной конкурсной программы и "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика как участника программы российских фильмов.
Организаторы фестиваля не могли положиться на тотальное внимание зрителей к конкурсной программе, в которой было слишком много незнакомых имен, а потому постарались организовать как можно больше параллельных программ и показов-сюрпризов. Самым заметным событием из последней категории, наверное, стала закрытая премьера рабочих материалов к "Мастеру и Маргарите" Юрия Кары, отснятых еще в 1994 году и по разным причинам оставшихся на полке. Фильм, как оказалось, балансирует между хорошо отрефлексированным китчем и умеренной безвкусицей. По нынешним временам - в самый раз для телевидения.
Самые ожидаемые фильмы - внеконкурсные "Клятва" Чена Кайге и "Возвращение" Педро Альмодовара - открыли и закрыли XXVIII ММКФ. Обе они куплены для российского проката (собственно, "Клятва" вышла 29 июня, а "Возвращение" пойдет с 6 июля). Из всех конкурсных картин только "Сколько ты стоишь?" Бертрана Блие точно покажут в кинотеатрах, причем главной приманкой, конечно, являются актеры - Моника Белуччи и Жерар Депардье, а вовсе не режиссер. Остальные фильмы будут, похоже, быстро и прочно забыты всеми, кроме профессиональных синефилов. Обычная история для лауреатов ММКФ: наш фестиваль, конечно, класса "А", только эта буква написана курсивом.
Юлия Штутина