В правительстве Грузии произошли кадровые перестановки: уволен министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Накануне министр обороны страны Ираклий Окруашвили обвинил Хаиндраву в "политическом кокетстве" и отсутствии необходимой твердости при решении вопросов, связанных с югоосетинским конфликтом. Наблюдатели уже сделали вывод об усилении роли "ястребов" в грузинском руководстве. Впрочем, едва ли это смутит какую-либо из сторон конфликта: в последние дни Россия, Грузия и Южная Осетия наперебой заявляли, что не боятся войны в регионе и верят в собственную победу.
Одним из поводов для увольнения Хаиндравы, как полагают СМИ, стала его критика в адрес представителей Военной полиции Грузии, которые 15 июля задержали автомобиль с российскими дипломатами и забрали их документы. Инцидент произошел в 25 километрах от Цхинвали, столицы Южной Осетии - самопровозглашенной республики на севере Грузии. Хаиндрава заявил, что полицейские вели себя "безответственно" и нарушили Венскую конвенцию о дипломатических отношениях.
Сам уволенный министр утверждает, что "никогда не сворачивал с государственного курса" и "добросовестно выполнял поручения президента Грузии". По словам Хаиндравы, "кокетничает" как раз министр обороны, когда обещает, что новый 2007 год он будет праздновать в Цхинвали.
В Южной Осетии выразили сожаление, что в отставку был отправлен "самый миролюбивый из грузинских министров". Как заявил зампредседателя правительства РЮО Борис Чочиев, "Хаиндрава активно выступал против силовых методов решения конфликта, в отличие от руководителей МВД и Минобороны Грузии". Вместе с тем Чочиев дал понять, что ожидал подобного развития событий. По его словам, отставка Хаиндравы - "очередное звено" в цепочке действий грузинского руководства, которое, как считает РЮО, готовит силовой захват непризнанной республики.
Противостояние вокруг Южной Осетии обострилось несколько дней назад, после того как грузинский парламент принял постановление "О миротворческих силах в конфликтных зонах". Депутаты потребовали, чтобы правительство "как можно скорее" удалило с грузинской территории подразделения российских миротворцев, которые находятся в Южной Осетии и Абхазии.
Дежурные заявления российского МИД о том, что наша страна использует "все средства" для защиты россиян в Южной Осетии, на этот раз прозвучали более жестко. "Никому не рекомендую посягать на жизнь и достоинство наших граждан, наших миротворцев", - заявил глава МИД Сергей Лавров. О том, что будет в противном случае, рассказал его коллега из Минобороны Сергей Иванов. По словам Иванова, "российские военные в случае необходимости окажут помощь миротворцам в Южной Осетии и Абхазии". Именно для отработки подобного сценария, утверждает министр, и проводятся военные учения "Кавказский рубеж" на юге России.
Непризнанная республика, со своей стороны, заявляет, что готова за себя постоять. По словам президента РЮО Эдуарда Кокойты, в случае открытой агрессии Грузия получит "жесткий ответ". Другие непризнанные республики готовы поддержать осетин: Приднестровье предлагает направить в регион своих миротворцев, в Абхазии уже мобилизуют добровольцев для помощи РЮО. Кстати, в Сухуми никогда не скрывали, что силовые акции со стороны Грузии не станут неожиданностью для абхазов, которые за последние два года провели великое множество военных учений по отражению возможной агрессии.
Ранее свою готовность защитить братский народ подтвердили и представители Северной Осетии. Как заявил Майарбек Туаев, председатель общественного совета в Беслане, "если Грузия пойдет на провокации, жители мобилизуют свои силы". Туаев добавил, что вооруженного конфликта в Южной Осетии едва ли удастся избежать: по его мнению, президент Грузии Михаил Саакашвили во время недавней встречи с главой США Джорджем Бушем получил санкцию на начало боевых действий.
Грузия ответила на эти известия призывом добровольцев в ряды Национальной гвардии, а также обещанием увеличить военный бюджет 2006 года в полтора раза: решение об этом парламент страны должен принять 25 июля.
Глава Минобороны Грузии заявляет, что не боится ни сепаратистов, ни их помощников. По его словам, "психологическая атака" России, которая пыталась запугать Грузию своими военными учениями, провалилась: "среди наших властей никто их всерьез не воспринимает". Однако если российские войска все-таки попытаются вторгнуться в Грузию, продолжает Окруашвили, это для них плохо закончится.
"Россия не в той ситуации, когда она может легко выиграть у нас войну на международной арене", - уверяет Окруашвили, напоминая о поддержке, которой Грузия располагает на Западе. "У нас проходят активные консультации с партнерами в США и Европе, чтобы убедить Россию - военный сценарий сродни катастрофе, и, в первую очередь, для нее же самой", - заявляет министр.
Окруашвили не удержался и от зловещего комментария по поводу недавнего визита московского мэра Юрия Лужкова в другой мятежный регион - Абхазию. Лужков тогда заявил, что российская столица будет взаимодействовать с Абхазией как с "самостоятельной государственной силой", а постановление грузинских парламентариев об изгнании российских миротворцев он расценил как юридически несостоятельное.
"Визит Лужкова в Сухуми - это для меня хороший знак", - сказал грузинский министр обороны, намекнув на аналогичные поездки российских чиновников в Аджарию в 2004 году, после которых Тбилиси добился смены аджарского руководства, а бывший глава автономии был вынужден улететь в Москву. "Пусть Москва готовит еще два апартамента, чтобы принять у себя Эдуарда Кокойты и абхазского президента Сергея Багапша вечными беженцами. Это произойдет очень скоро", - заявил Окруашвили.
О том, что может означать это "скоро", Окруашвили рассказал не слишком определенно. Беседуя с журналистом грузинского ТВ, он заявил, что "Грузия не собирается закрывать глаза на региональные конфликты на долгое время". На вопрос, какой период он подразумевал под словами "долгое время", Окруашвили ответил - "месяц".
Аналитики указывают и на объективные причины, с которыми может быть связано начало вооруженного противостояния в регионе. Как отмечает независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр, которого цитирует сайт "ГрузияOnline", если война в Южной Осетии не начнется до 27 июля (в этот день завершатся учения "Кавказский рубеж"), "то, возможно, она не начнется вовсе". Осенью, а тем более - зимой воевать в регионе будет трудно, полагает эксперт. По его мнению, вероятность вооруженного конфликта наиболее высока в ближайшие две-три недели.