Испанские исследователи сумели доказать, что по крайней мере некоторое количество костей, находившихся в могиле Колумба в севильском кафедральном соборе, действительно принадлежат знаменитому мореплавателю. Остальные фрагменты скелета, возможно, находятся в Доминиканской республике и на Кубе. Таким образом, спор городов по обе стороны Атлантики за право называться местом последнего упокоения Колумба остался неразрешенным.
Биография Христофора Колумба за последние пятьсот лет обросла бесчисленными вариантами и версиями. Ученые не перестают спорить как о месте его рождения, так и о месте погребения, не говоря уже об обстоятельствах его путешествий и жизни на суше. А уж то, что не Колумб первым открыл для Европы Новый свет, уже давно никто не подвергает сомнению. Тем не менее, для Испании и центральноамериканских стран знаменитый мореплаватель остается национальным героем, и все, связанное с ним, является объектом если не культа, то почитания и изучения.
Принято считать, что Христофор Колумб завещал похоронить себя в Санто-Доминго. Но, по всей видимости, его похоронили в Севилье, а затем останки эксгумировали и вывезли в Вальядолид. Существует и авторитетная версия, что сначала последним пристанищем мореплавателя был Вальядолид, а уж затем Севилья. Дальнейшая история останков Колумба еще более запутана: то ли их еще в XVI веке увезли в Санто-Доминго, то ли отправили туда в конце XVIII века. Из Санто-Доминго, если прах там вообще когда-либо был, урну в том же XVIII веке испанцы увезли на Кубу, откуда в конце XIX века вернули в Испанию. И это, повторим, только одна из историй посмертного путешествия "адмирала океана" и "вице-короля Индий". Так что не приходится удивляться, что место погребения Колумба вызывает множество споров. Ученые сочли, что раз исторические документы не дают ответа на сакраментальный вопрос "Где могила путешественника?", то стоит прибегнуть к новым естественнонаучным методам, чтобы установить истину.
Современная наука позволяет выделять ДНК из небольших фрагментов тканей человека. Сам по себе генетический код, конечно, не дает никакой информации о принадлежности останков конкретному лицу. Но если исследователь располагает тканями родственников покойного, то появляется возможность сравнивать имеющийся материал. В случае совпадения необходимого набора признаков можно утверждать, что образцы действительно принадлежали членам одной семьи.
Впрочем, у этого метода есть неизбежные издержки. Совсем недавно научному сообществу они были продемонстрированы на примере Вольфганга-Амадея Моцарта. От хранящегося в зальцбургском музее черепа композитора был взят образец. Выделенную из него ДНК предполагалось сравнить с ДНК бабушки и племянницы Моцарта. Если бы генетические данные всех троих совпали, то "аутентичность" черепа композитора можно было бы считать подтвержденной. Однако выяснилось, что либо чьи-то останки изначально были идентифицированы неверно, либо все "участники" эксперимента в родстве не состояли.
В мае 2006 года пресса бурно освещала обнаружение "живого западного Чингизида": генетический код американского бухгалтера якобы указал на его родство с монгольским завоевателем XIII века. Не прошло и месяца, как смелая гипотеза была опровергнута.
Идея идентифицировать останки Колумба возникла в 2003 году. Тогда испанские исследователи из Университета Гранады решили сравнить ДНК мореплавателя с ДНК его сына Эрнандо и брата Диего, похороненных в Севилье. В случае если результаты исследования оказались бы неудовлетворительны, то предполагалось получить разрешение на анализ тканей из урны, находящейся в Санто-Доминго, столице современной Доминиканской республики. Пресловутую урну еще в 1877 году нашли рабочие, ремонтировавшие городской кафедральный собор. В ней находились 13 крупных и 28 мелких костных фрагментов, и на ней было написано "Прославленный муж Кристобаль Колон". С тех пор доминиканцы считают себя обладателями подлинного праха мореплавателя.
Первые результаты анализа, опубликованные в 2004 году, огорчили испанцев: оказалось, что в Севилье похоронен человек, скончавшийся в возрасте 40-45 лет и обладавший довольно хрупким сложением, в то время как Колумб умер пятидесятипятилетним. К тому же при жизни, судя по отзывам современников, он был мужчиной рослым и массивным. Еще полтора года судебным медикам из Гранады, взвалившим на себя нелегкую ношу аутентификации национального героя, пришлось ждать разрешения от доминиканских властей на эксгумацию урны из столичного кафедрального собора.
Результаты второго исследования были оглашены на научной конференции в Испании 1 августа 2006 года. Из выступления доктора Хосе Антонио Лоренте, судебного медика Гранадского университета, следовало, что в севильской могиле действительно находились несколько костей Колумба - примерно 15 процентов от общего числа (всего их должно быть 206). Что показали анализы останков из Санто-Доминго и как объяснить присутствие 45-летнего покойника в захоронении открывателя Америки, испанская пресса пока не сообщает.
Эксгумация гробов с телами знаменитых покойников была и остается весьма распространенным занятием: в прошедшие века это делалось, чтобы перезахоронить героя с новыми почестями, сейчас это делают во благо науки. Из последних достижений можно припомнить обнаружение в могиле итальянского поэта XIV века Франческо Петрарки чужой головы. В 2006 году антропологи подняли на поверхность тело знаменитого певца-кастрата Фаринелли с целью понять секрет его феноменального голоса. Но два-три, а тем более четыре-пять веков назад за эксгумациями не следили пресса и общественность, и случалось всякое. Например, прах французского философа Рене Декарта, умершего в 1650 году в Стокгольме, перемещали по Европе вообще и по Франции в частности столько раз, что никто не уверен, находится ли в его последней могиле в парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре хоть одна подлинная кость. Это, впрочем, не мешает ни шведам, ни французам отдавать почести великому мыслителю. Надо полагать, что как только улягутся все пересуды вокруг могилы Колумба, то и доминиканцы, и испанцы, и кубинцы вновь будут с непоколебимой уверенностью и законной гордостью показывать ее всем желающим.
Юлия Штутина