Министерство внутренних дел вернуло более 100 тысяч телефонов Motorola компании "Евросеть". Сначала милиционеры конфисковали мобильники, потом держали телефоны пять месяцев на своих складах и, уничтожив 50 тысяч из них, вернули законному владельцу. Милиционеры сменили гнев на милость лишь после того, как на них надавили из Кремля. Впрочем, итоги экспроприации со счастливым концом совершенно не утешительны. Они свидетельствуют о том, что в отношениях между властью и бизнесом все так же, как в королевстве Датском времен шекспировского Гамлета. То есть - неладно.
История "прихватизации"
В августе 2005 года МВД объявило об изъятии "серой" партии мобильных телефонов стоимостью 10 миллионов долларов. Так милиционеры решили напомнить дистрибьюторам "серых трубок", что Большой брат следит и за ними. По-видимому, продавцы и вправду грешили, так как розничные цены на телефоны резко подскочили. Но разовой акцией устрашения, отступив от доброй традиции, МВД не ограничилось. Уже в марте 2006 года новое громкое дело всколыхнуло рынок. Борьба с нелегальным ввозом в Россию мобильных телефонов была продолжена арестом 167 тысяч трубок Motorola, которые американская компания поставила "Евросети" из Сингапура. Стоимость арестованной партии составляла 19 миллионов долларов.
Но "Евросеть" не сдалась. Компания в союзе с Motorola стала делать попытки сбросить тяжелую лапу МВД со своих телефонов. "Евросеть" и Motorola предоставили в МВД все документы, подтверждающие то, что партия мобильников была поставлена в Россию на легальных основаниях.
Вскоре компании стали наступать на МВД по всему фронту. Motorola заявила, что из МВД не обращались в ее офис за экспертизой партии изъятых телефонов, без которой признание товара контрабандой невозможно. Компания также обратилась за помощью в американское посольство.
И тут случилось страшное. МВД заявило о том, что часть изъятых телефонов является вредной для потребителей, и с завидной прытью уничтожило 50 тысяч мобильников из конфискованной партии. Компании не выдержали, и в ход пошла тяжелая артиллерия. Владимиру Путину и Михаилу Фрадкову были направлены письма с просьбой разобраться в ситуации. По данным газеты "Ведомости", письма до адресатов дошли, и разбираться пришлось Герману Грефу. В июле министр провел совещание с представителями "Евросети", Motorola, МВД и Генпрокуратуры. И вот уже в конце августа появились сведения о том, что правоохранительные органы вернули "Евросети" более 100 тысяч конфискованных телефонов.
Разруха в головах
История с конфискацией мобильных телефонов Motorola весьма примечательна. Она наглядно продемонстрировала схему взаимоотношений крупного бизнеса и власти в России. Внесистемные отношения - так можно охарактеризовать те методы, которыми спасали от МВД свои телефоны "Евросеть" и Motorola.
Никто не пошел в суд, зато заинтересованные лица сразу вышли на президента и правительство. Понятно, что умный в гору не пойдет, а постарается обойти препятствие стороной. Понятно, что пока бы длилось разбирательство в суде, случиться с конфискованными мобильниками в хранилищах МВД могло что угодно (и случилось). Но компании сразу начали добиваться вмешательства властей, причем напрямую через самую верхушку. А Motorola, в довесок, включила в свою группу поддержки американское посольство. Кроме того, обе компании провели активную кампанию в СМИ, дав порядочное количество пресс-конференций. Да, безусловно, цель оправдывает средства, а судебная система в России - давно уже притча во языцех, но беспорядка от этого меньше не стало.
Вообще, отстаивать свои интересы крупный бизнес давно уже решил методом хождения на самую верхушку. Так предприниматели действовали, например, во время "винного" кризиса в этом году. Примечательно, что ряд активных потребителей также обращает свои мольбы не в суд, а на самый верх. Гудки машин с правым рулем весь 2005 год напоминали властям о том, что чиновники опять нарешали что-то не то.
Еще одна интересная деталь. "Евросеть", после того как разгорелся скандал с конфискацией партии телефонов, подложила небольшую свинью американской компании, заявив, что поскольку изъятый груз принадлежит Motorola, убытки на сумму 19 миллионов долларов также лягут на поставщика. "Евросеть" тогда согласилась заплатить НДС и таможенные пошлины за груз, но пригрозила американскому партнеру, что найдет способ взыскать потраченные впустую деньги. Вполне партнерские отношения.
Служба их трудна
Бороться с контрабандой, конечно же, надо. Но в данном случае МВД явно перестаралось. Мало того, что милиционеры прихватили себе партию телефонов, не особенно обеспокоившись легитимностью своих действий, так еще и уничтожили значительную их часть. Насколько это было оправдано - тот еще вопрос.
МВД своими действиями перечеркнуло ряд заявлений других ведомств. Так, разрешение на ввоз в Россию изъятой партии телефонов Motorola компании "Евросеть" было выдано Федеральным агентством связи. Это же ведомство заявило, что все необходимые для ввоза телефонов документы у компании были в порядке. Кроме того, Федеральная таможенная служба подтвердила, что телефоны ввозились легально и все пошлины с груза были заплачены.
В "Евросети", когда скандал разгорелся, заявляли, что действия милиционеров можно объяснить как непрофессионализмом, так и умышленным вымогательством. Кроме того, довольно интригующе на этом фоне выглядит сообщение газеты "Ведомости" о том, что в ее распоряжении оказались документы, из которых следует, что конфискованные в 2005 году милицией телефоны потом можно было купить по бросовым ценам. Отобрать и "попилить"?
Желание МВД побороть контрабанду выглядят так же странно (особенно учитывая заявления о вреде здоровью потребителя), как и резкое отторжение главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко грузинского вина. Защитить потребителя - дело, конечно, святое, только вопрос о том, почему такая борьба начинается как-то "вдруг" и зачастую выглядит со стороны довольно некрасиво, остается открытым.
Пиррова победа
Несмотря на то, что компании отвоевали свои мобильники у МВД, завершение истории нельзя назвать удачным как для компаний, так и для российского бизнеса в целом. "Евросеть" и Motorola могли бы при желании попытаться поставить милиционеров на место. Но продолжения у истории с конфискацией не будет.
Никто не подаст иск на МВД, компании попросту решили спустить дело на тормозах. По-видимому, они посчитали, что, если им вернули две трети изъятой продукции, сойдет и так. Платить за уничтоженные мобильники государство тоже не собирается - представители Motorola заявили газете "Ведомости", что не будут требовать возмещения убытков. До следующей конфискации компании проживут, а когда у них вновь чего-нибудь экспроприируют, начнут оббивать пороги Кремля.