Центризбирком в среду принял ожидаемое решение - отклонил инициативу проведения общероссийского референдума по вопросу о третьем президентском сроке. Формулировка вопроса, который инициатор референдума, североосетинское общественное движение "Согласие и стабильность", предлагал задать гражданам страны: "Согласны ли вы с тем, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд?", была признана некорректной, противоречащей Конституции, и наконец, просто бессмысленной. Этот вердикт ЦИКа, однако, хотя и спасает репутацию действующего президента от неприятных аналогий с некоторыми лидерами стран СНГ, совсем не означает, что тема третьего президентского срока Владимира Путина окончательно закрыта.
Безнадежное дело
Пресловутый вопрос о "третьем сроке" витает в российском "политическом воздухе" на протяжении, по крайней мере, всего второго президентского срока Путина, возникая с примечательной регулярностью и в разнообразном виде.
В разное время с такой инициативой выступали губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, мэр Москвы Юрий Лужков, новосибирский губернатор Виктор Толоконский, президент Марий Эл Леонид Маркелов, губернатор Новгородской области Михаил Прусак, воронежский губернатор Владимир Кулаков и некоторые другие главы регионов, эту идею также поддерживали депутаты законодательных собраний Ивановской области, Санкт-Петербурга и Приморского края.
При этом реакция самого Владимира Путина все это время сводилась к тому, что на третий срок он не пойдет и Конституцию менять не будет. Так, выступая летом этого года на саммите в Шанхае, президент поблагодарил всех граждан, считающих, что он имеет право остаться у руководства страны, но заявил, что подобное решение подорвало бы его внутреннюю уверенность в правоте того, что он делает.
Однако только на протяжении 2006 года таких инициатив можно насчитать четыре. В конце июня с предложением Путину остаться на третий срок выступила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, причем после ее заявления некая общественная организация "Патриоты Петербурга" даже начала сбор подписей в поддержку этой инициативы.
20 июля президент Чечни Алу Алханов предложил исключить из Конституции пункт, запрещающий одному и тому же лицу занимать пост главы государства более двух раз. Через неделю стало известно, что парламент Чечни принял постановление о внесении в Госдуму России в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона "О поправке к Конституции Российской Федерации по изменению срока полномочий президента Российской Федерации". При этом в СМИ приводились слова премьера правительства Чечни Рамзана Кадырова: "Хочет он или не хочет, если народ скажет "надо", придется с этим мнением считаться. Будет президентом и никуда не денется. Если наша инициатива будет принята и в стране проведут референдум, то Путин обязан будет подчиниться."
9 августа появилась информация о том, что депутаты законодательного собрания Приморского края согласились с инициативой своего коллеги Адама Имадаева, касающейся все того же пресловутого предложения об отмене положения статьи 81 Конституции, запрещающей занимать должность президента России более двух сроков подряд, и рассмотрят вопрос о том, стоит ли в сентябре направлять в Госдуму проект соответствующего закона.
Однако раньше всех идею о продлении полномочий президента выдвинуло в апреле малоизвестное тогда североосетинское общественное движение "Согласие и стабильность". Движение предложило провести общероссийский референдум по этому вопросу. Предложение было направлено общественниками в Госдуму и Совет Федерации. "Мы пришли к идее референдума после того, как провели тщательный анализ по всем параметрам социально-политической ситуации в стране и увидели, что зримо обозначились позитивные тенденции в ее развитии," – заявил лидер движения Валерий Гизоев. Идею "Согласия и стабильности" поддержал тогда же президент Северной Осетии и по совместительству лидер республиканского отделения "Единой России" Таймураз Мамсуров, назвавший референдум "признаком проявления зрелости гражданского общества в Северной Осетии и повышения его политического сознания".
Движение "Согласие и стабильность" было создано четыре года назад. В настоящее время в нем состоят около двух тысяч человек. Общественная организация заявляет о поддержке программы "Единой России".
Инициатива осетинских общественников была вопринята в Москве с недоумением. "Сам Владимир Путин неоднократно выражал позицию по этому вопросу – он является противником изменения Конституции, и наша партия его в этом вопросе полностью поддерживает," - заявил по этому поводу председатель комиссии президиума генерального совета "Единой России" Андрей Исаев.
Еще более категорично о перспективах североосетинского предложения высказался председатель Госдумы Борис Грызлов: "Я, как лидер фракции парламентского большинства, также как и президент, неоднократно говорил, что наше конституционное большинство мы будем использовать, чтобы Конституцию не менять." К Грызлову присоединился и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, отметивший, что Конституция России и ее нормы являются незыблемыми.
Гизоев, однако, проигнорировал негативную реакцию Москвы и заявил, что, по его мнению, многочисленные заявления Путина о нежелании баллотироваться на третий срок объясняются причинами конъюнктурного характера, а референдум как раз даст президенту возможность открыто заявить о продлении срока полномочий главы государства.
Стоит отметить, что в самой Северной Осетии категорически против инициативы "Согласия и стабильности" высказались организации, объединяющие родственников пострадавших в бесланском теракте, в том числе "Голос Беслана" и "Матери Беслана".
Политические аналитики еще в апреле так прокомментировали инициативу осетинских общественников: директор Института политических исследований и член Общественной палаты Сергей Марков высказал мнение, что инициаторы референдума "хотят быть святее Папы Римского, подставляя Путина, против которого в мире после каждой такой инициативы поднимается волна обвинений в желании узурпировать власть". А заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин предположил, что хотя вариант "преемника" остается главным сценарием выборов 2008 года, однако сбрасывать со счетов идею третьего срока еще рано, чем и пользуются региональные элиты, чтобы обратить на себя внимание центра.
Несмотря ни на что, "Согласие и стабильность" продолжала действовать в задуманном направлении и во второй половине июля выступила с заявлением о том, что 56 из 89 субъектов Федерации разделяют идею о проведении референдума, на котором граждане ответят на вопрос, можно ли переписать под действующего президента Конституцию. Тогда же глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин разъяснил в эфире "Эха Москвы", что четвертая глава Конституции, которая определяет, сколько раз может избираться один человек, может изменяться в порядке, предусмотренном самой Конституцией. Для изменения этой нормы требуется одобрение двух третей Госдумы, трех четвертей Совета Федерации и двух третей законодательных собраний субъектов РФ.
Это не остановило осетинских общественников и 7 сентября появились сообщения о том, что во Владикавказе создана региональная подгруппа по подготовке референдума и образована инициативная группа по его проведению, а также утверждена формулировка вопроса, выносимого на референдум: "Согласны ли вы с тем, что одно и то же лицо не может занимать должность президента России более двух сроков подряд?". Отрицательный ответ, по замыслу общественников, будет означать, что большинство россиян согласны оставить Владимира Путина главой России и после истечения его второго президентского срока. Валерий Гизоев тогда же сообщил, что уже после 27 сентября, когда состоится общее собрание представителей региональных подгрупп, планируется начать сбор подписей граждан в поддержку идеи референдума во всех регионах России.
На следующий день, 8 сентября, достоянием общественности наконец стала реакция на происходящее главы Центризбиркома Александра Вешнякова. Он заявил, что в соответствии с действующим федеральным конституционным законом в срок до начала федеральных избирательных компаний референдум по изменению Конституции провести практически невозможно. Вешняков пояснил, что начиная с декабря 2006 года начинается период, когда завершаются полномочия Госдумы и президента РФ, и референдумы такого рода проводится не могут.
Однако 18 сентября в ЦИК из избирательной комиссии Северной Осетии поступили документы о создании в республике инициативной группы по вынесению на референдум вопроса о том, может ли один и тот же человек баллотироваться на третий президентский срок. На следующий день Вешняков сообщил о том, что теперь ЦИК обязан решить, насколько вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, соответствует требованиям федерального конституционного закона.
Еще накануне в СМИ просочилсь информация о том, что инициатива Северной Осетии будет ЦИКом отклонена. Как пояснила "Коммерсанту" член ЦИКа Елена Дубровина, сам вопрос, выносимый на референдум, сформулирован так, что "превращает этот референдум в бессмысленное мероприятие": если большинство россиян ответит да, то ни к каким правовым последствиям это не приведет - народ "всего лишь подтвердит действующую норму Конституции". Если же большинство скажет нет, то плебисцит будет признан несостоявшимся, поскольку, согласно статье 80 конституционного закона "О референдуме", решение считается принятым, только "если за вопрос референдума проголосовали более половины участников референдума".
В то же время эксперты ЦИКа подчеркнули, что даже если бы вопрос был сформулирован иначе, он все равно, скорее всего, не был бы признан легитимным. Положительный ответ на такой вопрос не вел бы к непосредственному изменению Конституции, так как эта процедура детально прописана в самом основном законе и не предполагает принятия конституционных поправок на референдуме.
И вот 27 сентября ЦИК выдал заключение, согласно которому "положительный ответ на вопрос, предлагаемый на вынесение на референдум представляет собой не что иное, как подтверждение действующей конституционной нормы". Между тем "конституционные нормы не нуждаются в дополнительном подтверждении, выраженном, в том числе, путем проведения референдума РФ". В связи с этим предложение для вынесения на референдум вопроса, "дублирующего конституционную норму не соответствует Конституции РФ". ЦИК также подчеркивает, что вопрос, выносимый на референдум, "должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только один однозначный ответ", что исключит "неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения". В соответствии с законом, разъяснил Центризбирком, решение признается принятым на референдуме, если "за" вопрос референдума проголосовали более половины его участников. В остальных случаях, в том числе в случае, когда абсолютное большинство участников референдума голосуют "против", решение считается не принятым. Если же исходить из того, что при вынесении данного вопроса на референдум "наступление правовых последствий" связывалось инициаторами с получением отрицательного ответа, то в данном случае неизбежно множественное толкование вопроса", поскольку из его формулировки не ясно, сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность президента и имеется ли в виду отказ от подобных ограничений. Таким образом, вопрос не может быть вынесен на референдум как несоответствующий требованиям федерального конституционного закона, - говорится в заключении Центральной избирательной комиссии.
По информации "Эха Москвы", члены ЦИК проголосовали единогласно за решение отказать в соответствующей инициативе представителям Северной Осетии.
Лидера "Согласия и стабильности" Валерия Гизоева, однако, такое решение Центризбиркома отнюдь не обескуражило. Уже после того, как стали известны результаты заседания ЦИКа, в разговоре с корреспондентом радиостанции "Свобода" он высказал мнение, что Путину надо дать возможность избраться на третий срок, а может быть, и на четвертый, и на пятый, потому что это "самый лучший президент, он урегулировал ситуацию на Кавказе, он проводит реформы в России". Представители инициативной группы уже заявили, что оставляют за собой право обжаловать решение ЦИК. Но, по мнению большинства наблюдателей, юридически у них абсолютно нет никаких шансов выиграть это дело в Верховном суде.
Политическое решение
Комментируя вердикт Центризбиркома, эксперты сходятся во мнении, что ЦИК фактически дал понять, что продление президентских полномочий путем референдума в России невозможно и сравнение Путина с Лукашенко, Ниязовым, Каримовым или Назарбаевым некорректно.
"Коммерсант" приводит слова одного из авторов российской Конституции Виктора Шейниса, который полагает, что теперь у сторонников третьего путинского срока "есть только два пути": либо принятие новой Конституции, либо внесение в действующую Конституцию поправки, снимающей ограничение полномочий президента двумя сроками подряд. При нынешней вертикали власти такой вариант, по оценке Шейниса, "теоретически возможен", тем более что в Думу уже внесена соответствующая законодательная инициатива чеченских парламентариев. Но это, по мнению эксперта, будет уже "сугубо политическое решение".
Действительно, еще 19 сентября стало известно, что законопроект чеченских депутатов внесен в повестку дня Госдумы, Совет Думы направил его для рассмотрения во фракции и комитеты, в течение месяца они должны определиться по концепции данного закона и уже в октябре-ноябре этот вопрос может быть рассмотрен нижней палатой. 27 сентября Борис Грызлов подтвердил, что законопроект парламента Чечни будет рассмотрен Думой в соответствии с регламентом.
Эксперты сходятся в одном: если будет надо - обязательно сделают, благо вполне законных возможностей для такого развития событий более, чем достаточно. А пока Центризбирком с честью защитил репутацию президента от слишком назойливых приставаний региональных лизоблюдов, не сумевших правильно сформулировать вопрос заведомо нелегитимного референдума.
Татьяна Щеглова