Группа немецких врачей, обследовавшая накануне президента Туркмении Сапармурата Ниязова, в очередной раз заявила об отменном состоянии здоровья своего пациента. По словам немецких специалистов, лидер Туркмении как никогда бодр и энергичен и по-прежнему напряженно работает, не забывая при этом заниматься гимнастикой и вести здоровой образ жизни.
Слухи о пошатнувшемся здоровье Туркменбаши появились в начале октября. По информации российских СМИ, Ниязов почувствовал себя плохо и даже потерял сознание во время встречи с сотрудниками Министерства национальной безопасности (МНБ), посвященной 15-летию этого ведомства. После этого у президента Туркмении, якобы, были обнаружены проблемы с сердцем.
20 октября, во время выступления на Всемирном конгрессе туркмен, Туркменбаши неожиданно сам подтвердил эти слухи, посетовав на то, что из-за болезни сердца, требующей регулярного приема лекарств, он не может соблюдать предписанный всем мусульманам пост в месяц Рамадан.
Напомним, что болезнь сердца – давняя проблема Сапармурата Ниязова. В 1997 году в Мюнхене немецкий кардиохирург Ханс Мейснер провел ему операцию по аортокоронарному шунтированию. Начиная с этого времени, Мейснер регулярно навещал Туркменбаши и месяцами жил в Ашхабаде, практически выполняя функции личного врача президента Туркмении. Именно доктор Мейснер озвучил перед представителями местной прессы итоги последнего медосмотра, которые, впрочем, как две капли воды напоминают все предыдущие официальные сообщения на эту тему.
Аортокоронарное шунтирование – хирургическая операция, непосредственной целью которой является восстановление нормального кровообращения сердечной мышцы. Показанием к ней является ишемическая болезнь сердца - нарушение кровоснабжения сердца, вызванное атеросклеротическими изменениями коронарных артерий. Во время операции пораженные атеросклерозом артерии дополняются шунтами - обходными путями, обеспечивающими доставку крови к сердечной мышце. Материалом для шунтов служат подкожные вены бедра, либо артерии внутренней поверхности грудной стенки, предплечья или желудка. Как правило, при таких операциях производится остановка сердца с подключением пациента к аппарату искусственного кровообращения.
Следует отметить, что “обновление” коронарных артерий, восстанавливает кровоснабжение сердечной мышцы, но оставляет нетронутой главную причину его нарушения - атеросклероз. В связи с этим через определенное время положительный эффект хирургического вмешательства начинает сходить на нет – атеросклеротические изменения снова приводят к утолщению стенок коронарных артерий и сужению их просвета, и ишемическая болезнь начинает развиваться по второму кругу.
Длительность благотворного эффекта определяется общим состоянием здоровья и возрастом больного, однако в целом продолжительность нормального периода функционирования установленных шунтов может достигать 10, 15 и более лет.
Поскольку операцию президенту Туркмении сделали уже достаточно давно, подлинные или вымышленные ухудшения самочувствия, а также участившиеся плановые осмотры действительно могут быть связаны с возвращением прежнего недуга. Впрочем, судить об этом можно только исходя из общей картины состояния организма пациента, деталями которой его врачи вряд ли поделятся с широкой общественностью.
Несмотря на закрытость информации о состоянии здоровья Туркменбаши, некоторые сведения на эту тему все-таки имеются. Достаточно достоверно известно, например, что операция 1997 года была не первым и не последним хирургическим вмешательством, которое перенес туркменский президент. В 1994 году в американской клинике ему удалили тромб из вены на ноге, а приблизительно год назад он перенес операцию на глазу – по некоторым сведениям, ее причиной была катаракта.
Различные представители туркменской оппозиции не раз заявляли, что Ниязов давно и серьезно болен диабетом. Впрочем, эти заявления, как и слухи о том, что президент Туркмении не может побороть тягу к алкоголю, злоупотребляет наркотиками и вообще в последнее время плохо понимает, что происходит вокруг него, слишком часто производят впечатления попытки выдать желаемое за действительное.
Скорую кончину Ниязову также предрекают уже не в первый раз. Так, бывший вице-премьер Борис Шихмурадов, сопровождавший Ниязова во время поездки в Мюнхен в 1997 году, после конфликта со своим патроном сообщил западной прессе о том, что все результаты усилий немецких хирургов были сведены на нет в первый же год после операции, поскольку Ниязов так и не смог побороть тягу к спиртному.
Спустя четыре года после этого заявления Туркменбаши по-прежнему остается единовластным правителем Туркмении, а вот следы опального вице-премьера, вскоре арестованного по обвинению в подготовке покушения на Ниязова, похоже навсегда затерялись где-то в застенках туркменского МНБ.
Михаил Алексеев